Последние новости

У НЕГО НЕ БЫЛО ПОРАЖЕНИЙ

5 марта день рождения искусствоведа Генриха Игитяна. Уже шесть лет его нет с нами, но его отсутствие в нашей жизни и культуре ощущается все острее. Выдающийся, могучий человек, абсолютно независимый. Это тот редкий случай, когда выбывшего из цепи бойца никто заменить не может. Вся его сознательная жизнь была одним непрекращающимся сражением за сохранение культурного наследия нашей страны.

СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ДЕЛАЛ ИГИТЯН НА СВОЕМ ПОПРИЩЕ, КАЗАЛОСЬ, не по силам одному человеку. Если бы не его упорство и смелость, его энергия и страсть, не было бы у нас первого в мире Музея детского творчества, первым директором которого было его жена Жанна, Эстетического центра с его многочисленными филиалами по всей стране, Музея современного искусства, тысяч выставок, организованных им не только в республике, городах бывшего Союза, но и за рубежом.

Игитян был уникальным энергетическим донором, словно энергия 100 человек была спрессована в нем одном. Он вдохновил несколько поколений молодых художников, да и простых людей, убедив, что искусство - питательная среда для человека. Когда он бывал в духе (практически всегда), его энергии с лихвой хватало на бесперебойную работу целой академии. В редкие минуты короткого замыкания вокруг него сверкали молнии, а в обычные дни, когда все складывалось наилучшим образом, можно было заметить исходящее от него тихое свечение.

Такие, как Игитян, рождаются не часто. Это бесспорно. В каждой стране, где искусство занимает достойное место, есть один-два человека, подобных ему. Их, по меткому выражению Андрея Вознесенского, называют прорабами духа. У них много общего: они умны, энергичны, напоминают детей, только очень мудрых. А главное - они обладают фантастическим чутьем на талант. Это ведь тоже дар, без которого невозможно создавать новое.

К людям масштаба Генриха неприложимы обычные мерки. Неутомимый работник на ниве культуры интересен не тем, что варится в котле событий, а тем, что сам заваривает этот котел. Он был наступателен, порывист, предприимчив, но никак не односложен. Однако личные качества не затмевали в нем главного - полной отдачи поставленной цели. Компромиссы были для него совершенно не приемлемы: свои убеждения он готов был отстаивать до конца, но не на одном вдохновении, как это часто бывает, а вооружившись непробиваемыми доказательствами.

МНОГИЕ ВЕЩИ В БЫВШЕМ СССР, КРОМЕ НЕГО, НИКТО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛ. Нетрудно представить, ценой каких невероятных усилий создавались те очаги культуры, которыми мы сегодня по праву гордимся. Думается, нет смысла перечислять и описывать все уловки, хитросплетения и маневры, к коим приходилось прибегать, чтобы протащить свою большую правду сквозь игольное ушко дозволенного и разрешенного. Когда что-то не клеилось, он не сдавался: упрямо ходил по кабинетам, доказывал, требовал, пробивал, хитрил, порой обводил начальство вокруг пальца и в итоге добивался своего. У него почти не было поражений. А побед много, они налицо.

Я была свидетельницей рождения его детища - Музея современного искусства. Это было прекрасное время оттепели в общественной жизни. Когда выпотрошенный долгими хождениями по мастерским, спорами, где сталкивались художественные поколения, Игитян возвращался в мастерскую А.Акопяна или А.Ананикяна, он и сам не подозревал, что приобрел иное качество дарования. Музей современного искусства (впрочем, как и Эстетический центр) был не просто удачей Игитяна. С появлением этого музея с его стен, увешанных яркими полотнами современных мастеров, авангардистов, к нам тихо пришла художественная революция. Мы ее просто не сумели тогда провозгласить, определить как таковую. Игитян бросил вызов тем, кто не верил в возможность подобного музея в Ереване.

Когда его не стало, помимо чисто человеческого отчаяния от невосполнимости этой утраты сердце сжалось от ощущения катастрофы: не стало человека, который защищал нашу многострадальную культуру, не боялся говорить правду в лицо самым высокопоставленным чиновникам и добиваться того, чтобы правда эта восторжествовала. Потребность высказаться для него, обладающего даром полемиста, была неодолима, и он на съездах, пленумах выступал так, что его с ходу могли отстранить от любой работы. Он всегда был резок, вызывающ и решителен в защите своих принципов, тем же воздавалось и ему. Такая безоглядность в сочетании с упрямым нежеланием подлаживаться под что-то воспринималась одними как высокомерие, другими - как наивное ребячество. В итоге сложились противоречивые суждения об Игитяне - от восторженных до скептических и резко отрицательных. Одно очевидно: такому невозможно что-либо запретить.

Не всегда одобрительно отзывавшиеся о нем художники, политики ощущали, что он свободен и по отношению к ним - не безответственно свободен, а просто бесконечно более широк в этой своей свободе, чем они во всех своих циркулярах, программах и уставах.

ОБЛАДАЯ ВСПЫЛЬЧИВЫМ ХАРАКТЕРОМ, НЕЗАУРЯДНЫМ УМОМ И ПОИСТИНЕ кавказским темпераментом, Игитян, бесспорно, вошел не только в художественную, но и политическую жизнь страны. Он был чрезвычайно сильной личностью, честолюбивой, капризной и несгибаемой, классическим типом диктатора. Он не боялся власти, потому что презирал любую власть, кроме своей. Кроме того, он был умен, а потому чаще всего умел перехитрить любую власть. И еще. Игитян знал, что нужно быть не членом чьего-либо общества, а главным центром публичной фронды. Так сказать, главным официальным инакомыслящим. Лидером, всенародная известность и популярность которого превосходила тогда известность многих деятелей, вместе взятых.

Чувство ответственности за судьбу культуры принимало у Игитяна характер личного долга и выражалось как страсть к делу, понуждая переходить от одного крупного предприятия к другому. Ничто не могло отвлечь его от цели. Удивительно, что Генрих всегда умел подниматься, какие бы удары ни наносила судьба. Он только временно замыкался в себе, а потом снова двигался дальше. Чего это ему стоило, знали только очень близкие.

Уверена, присутствие Игитяна в нашем искусстве будет ощущаться всегда.

...Если вы раздражены нынешней жизнью, пригнулись под ношей забот, зайдите в один из музеев Игитяна. Здесь вы попадете в удивительный мир, который зарядит вас энергией и силой, и вы вновь почувствуете всю красоту жизни.

Основная тема:
Теги:
  • ГагикТаманян 08-Мар-2016
    Генрих Игитян был громадной силы патриотом Армении Он как никто был предан искусству и великолепно владел методами пропаганды искусства. Особенно хорошо он понимал как важно воспитание искусством начиная с раннего возраста. Я был школьником в школе номер 132 когда году в 1969 Генрих Игитян организовал дя старшеклассников нашей школы клуб любителей искусств куда приглашались известные искусствоведы и просвещали нас девятиклассников как надо смотреть картины и как надо ценить и понимать искусство и музыку. Ну а музыку нам преподавал известный музыкант и журналист Юрий Аракелян с чьей подачи и был организован этот прекрасный кружок. Генрих Игитян встречал нас каждое воскресенье в картинной галерее и выступал перед нами с очень серьезными и очень впечатляющими лекциями которые запомнились всем участникам на всю жизнь. Если бы он был сейчас жив разве кто либо посмел закрыть музей Таманяна?
    Ответить
    • Армен Игитханян, художник, дизайнер 26-Дек-2017
      Был восхищён музеем Таманяна. Странно ломиться в открытую дверь и говорить, какого качества архитектуру создавал Таманян. Армения могла и должна была сделать всё, чтобы это имя заняло заслуженное место в первом ряду мировой архитектуры и музей - одна из важных форм пропаганды.
      Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "МАНОН" МАССНЕ НА АРМЯНСКОЙ СЦЕНЕ
    2018-10-17 15:40
    157

    В потоке концертно-театральной повседневности не каждое художественное явление оказывается праздником искусства, потрясением чувств. В принципе это неизбежно, хотя, разумеется, в идеале все встречи с настоящим большим искусством должны быть таковыми. Опера "Манон" Массне, ереванская премьера которой состоялась на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова в рамках саммита Франкофонии, принадлежит к их числу.

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
    2018-10-15 15:00
    1516

    XII Международный фестиваль классической музыки, пиком которого стали недавние выступления знаменитого скрипача Сергея Хачатряна, задавшего высокий тон начавшимся событиям, продолжается. В рамках фестиваля помимо ярчайшего концерта, открывающего этот крупный осенний марафон, состоялись еще несколько праздничных вечеров, в которых приняли участие солисты самых разных стран. И если новых имен среди них не слишком много, эта проблема все же не так остра, как репертуарная.

  • ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА С ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЕЙ
    2018-10-08 15:23
    5085

    Мир стремительно скудеет на великие личности. В эти дни ушла из жизни еще одна величайшая звезда - легендарная Монсеррат Кабалье, известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Монсеррат Кабалье была послом Мира, послом Доброй воли ЮНЕСКО. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты.

  • С ЛЮБОВЬЮ О ВЫДАЮЩЕМСЯ ХУДОЖНИКЕ
    2018-10-05 15:36
    4580

    В ереванском издательстве "Айагитак" вышла первая книга трехтомной документальной монографии, посвященная жизни и творчеству выдающегося армянского живописца и педагога Ваграма Гайфеджяна. Автор и составитель Эллен Гайфеджян.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ