Последние новости

ПЕРСОНА АРХИТЕКТОРА

Архитектор в Армении был больше, чем архитектор - скажу, переиначив известные слова Евтушенко о поэте в России.

ВО ВРЕМЯ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ПОВОДУ ЗЛОПОЛУЧНОГО КОНКУРСА на постройку, якобы предполагающуюся взамен разрушенного Дома молодежи, Александр Скокан вспоминал о времени, когда молодыми они ездили в Ереван смотреть и учиться архитектуре, потому что в Армении профессия архитектора была как звание, а архитектор был persona grata.

Когда Микаэл Мазманян возвращался из сталинской ссылки, на ереванском вокзале его встречала вся архитектурная общественность города. А город ждал своего Мастера.

Имя Рафо - так называли великого Исраеляна, было известно в каждом доме наряду с именами Чаренца и Севака. Архитектор был больше чем архитектор, потому как он ассоциировался с созиданием. Чудовищному злодеянию Геноцида наш народ противопоставил строительство. Для этого ему были нужны архитекторы - созидатели, мастера, патриоты.

Однако ХХI век, его полтора прошедших десятилетия стали временем бесчисленных разрушений того, что было создано мастерами прошлого. Современный армянский архитектор, увы, взяв на себя ничем не мотивированную, кроме как собственными безосновательными амбициями, миссию изменения облика города и мира, создает многоэтажный хлам безнациональных построек, уродуя целый национальный ландшафт.

Пока все это будет продолжаться, мастерские армянских архитекторов не станут предметом интереса для общества, а личность архитектора будет persona non grata.

Карен БАЛЬЯН, профессор, член-корреспондент Международной академии архитектуры (МААМ)


Ангар-14 полностью оккупируется выставками и конференциями в дни «Агоры»

ВО ФРАНЦИИ АРХИТЕКТУРА - ЧАСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Архитекторы в России - люди незаметные. Их не видно, не слышно и мало кто знает, чем они занимаются. Иногда может даже показаться, что их просто нет. Во Франции дела обстоят иначе. Здесь профессия архитектора у всех на слуху. О ней много говорят, много пишут. Она, можно сказать, становится частью массовой культуры. И точно так же, как рекламируется везде модная одежда или новейший айфон, так же преподносится и архитектура: будто это окно в счастливую жизнь богатого и процветающего общества, нечто заманчивое и в то же время доступное.

Тому есть немало подтверждений в Бордо. Приехав сюда в сентябре 2012 года, я сразу попала на фестиваль "Агора" - архитектурное биеннале, а прошлой осенью застала его снова. "Агора" - это событие огромного размаха. Сначала, где-то месяца за полтора до его запуска, весь город буквально заполнен афишами и плакатами. В социальных сетях появляются страницы, на YouTube выходят видео. Объявляются конкурсы на заданную тему, открытые для всех. Гигантские граффити на стенах промышленных ангаров у берегов Гаронны извещают публику о предстоящем событии. Не заметить его приближения очень трудно. А затем в течение целой недели по всему городу одновременно в разных местах проводятся с утра до ночи конференции, выставки и кинопоказы, посвященные вопросам дизайна, урбанизма и архитектуры.

Год от года темы меняются. "Агора-2012" была посвящена культурному наследию, а в 2014-м центральным сюжетом стала проблема риска в городской среде. Стоит ли создавать иллюзию полной безопасности в общественных пространствах? Не усыпляют ли бдительность вездесущие ограждения, ограничения, предупреждающие знаки? На подобные темы рассуждали целыми днями, и, хотя очень часто эти конференции были занудны и предсказуемы, залы неизменно наполнялись слушателями.

Здесь можно было встретить самых разных людей, многие из которых не имеют ничего общего ни с архитектурой, ни с дизайном. Кто-то приходит послушать лекции известных персонажей, кому-то интересно посмотреть макеты проектов, которые участвовали в конкурсах за прошедшие два года или которые будут реализованы в ближайшее время в Бордо. Новые кварталы, мосты, что станет с железнодорожным вокзалом, каким будет вид из окон моего дома через пару лет - все это можно найти в дни "Агоры" под стеклом и в уменьшенном масштабе.

Есть и те, кто приходит купить редкие книги или запастись бесплатными открытками со специфическим дизайнерским юмором. Можно купить себе модную сумку с надписью "Агора-2014" и гордо носить ее последующие два года, демонстрируя миру свое причастие к чему-то возвышенному и прекрасному.

Шоколадный... стадион

У молодежи большой популярностью пользуется мероприятие с веселым названием "Печа Куча", когда под пиво и заводную музыку архитекторы, дизайнеры, и не только они, за 400 секунд рассказывают в 20 картинках о своем творчестве и своих взглядах на мир.

ТАКИЕ "ПЕЧИ КУЧИ" ПРОВОДЯТСЯ И ВНЕ РАМОК "АГОРЫ", но наибольшее количество зрителей они набирают все-таки во время этого масштабного архитектурного фестиваля.

Размах события таков, что в его рамках в прошлом году даже был организован так называемый балет башенных кранов, когда обычные краны, мирно работавшие до того на одной из строек на севере города, покрылись, как Эйфелева башня, мигающими гирляндами и принуждены были танцевать под музыку некую замысловатую хореографию. Этот спектакль, видный чуть ли не со всех концов города, должен был показать населению, что и в самом процессе строительства есть своя грация.

А гвоздем программы был, на мой взгляд, огромный шоколадный макет, имевший намерение изобразить новый стадион, который вот уже почти достроен в Бордо по проекту швейцарского архитектурного бюро Герцога де Мерона. Получилось совсем непохоже, но зато всю неделю - с понедельника по воскресенье - посетители "Агоры" поглядывали на этого шоколадного монстра, втайне желая откусить кусочек.

Выбирайте архитектора

Другое мероприятие, созданное с целью приоткрыть занавес над сферой архитектуры, проводится каждый год и именуется так: "Архитекторы открывают свои двери".

В ЭТО ВРЕМЯ АРХИТЕКТУРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ПРОВОДЯТ ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ, чтобы любой человек смог к ним зайти и побеседовать на любые темы. Город даже устраивает бесплатные запрограммированные экскурсии для организованных групп, позволяющие за пару часов посетить сразу четыре или пять мастерских. Это длится неделю. Цель мероприятия - опять-таки привлечь внимание к профессии архитектора.

Замечательны плакаты, которые были приурочены к этому явлению. На одном изображены, с одной стороны, бокал вина и изысканный десерт, а с другой - элементы фаст-фуда. И справа, и слева указана одна и та же цена. Подпись внизу: "Качество необязательно стоит дороже, выбирайте архитектора". И совсем маленькими буквами: "Злоупотребление алкоголем вредит вашему здоровью. Злоупотребление архитектурой рекомендовано для хорошего настроения".

Школьники делают выбор

Есть в Бордо мастерская, двери которой постоянно открыты. Коллектив называется Why architecture - он целенаправленно разрабатывает подход к архитектурной мастерской как к торговой лавке.

ДЛЯ НИХ АРХИТЕКТУРА ДОЛЖНА СТАТЬ ТОВАРОМ, ДОСТУПНЫМ КАЖДОМУ. Архитектуру можно выставлять на витрине, и потому окна агентства Why, выходящие прямо на тротуар одной из центральных улиц, похожи на витрины магазина. Эта мастерская не только имеет свою страницу в социальной сети, но и регулярно объявляет конкурсы и опросы для подписчиков. Например: "Помогите нам сделать выбор между двумя версиями эскиза" или "Угадайте, деталь какого из наших проектов изображена на этой фотографии". Что интересно, победителю обещается ручка или кружка с логотипом мастерской. Вполне коммерческий подход.

Напоследок расскажу еще об одной лазейке архитектуры в мир людей, а более конкретно - в подростковую среду. Где-то в возрасте 14 - 15 лет французские школьники должны пройти так называемую практику в каком-нибудь взрослом учреждении: провести в нем неделю, познакомиться с его функционированием и, как всегда у французов, написать потом об этом подробный отчет. Учреждение школьники выбирают сами, по своему усмотрению. Кто-то устраивается в больницу, кто-то в булочную, в банк или в адвокатскую контору. А многие стремятся пройти эту практику у архитекторов.

Во всех трех мастерских в Бордо, где мне пока довелось поработать, я видела таких юных стажеров. Они приходят, им дают задание - например, нарисовать дом своей мечты. И всю неделю они над этим заданием терпеливо работают, параллельно прислушиваясь, что происходит вокруг. И в конце недели составляют для себя некоторое представление о том, кто такие архитекторы и чем они занимаются. Вот так и пополняются ряды архитектурно осведомленных граждан Французской Республики. Интересно, когда же это можно будет наблюдать в России?

Надежда БЕЛЬЦОВА, gazeta.ru

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАНИ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ЗАВЕНА САРГСЯНА
      2017-05-31 16:19
      6214

      Человек музея. Завен Саргсян полжизни руководит музеем. Сначала Музеем народного творчества, где он собирал художественные произведения талантливых людей со всей Армении. Завену Саргсяну исполнилось- 70 лет

    • ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ МУЗЕЙ ТАМАНЯНА
      2016-02-29 14:35
      1748

      20 февраля, в день 80-й годовщины смерти архитектора Александра Таманяна, со страниц "Голоса Армении" я обратился с письмом к главе государства с предложением построить отдельное здание, где разместится музей великого зодчего. 

    • Дом для Александра Таманяна
      2016-02-19 13:50
      2158

      Президенту  Армении Сержу Саргсяну Многоуважаемый господин президент! В Ереване сложилась прекрасная традиция строить дома для великих деятелей армянской культуры. Эти здания в последующем превращались в музеи. 

    • ВЕРНИТЕ КУЛЬТУРУ В "АЙРАРАТ"
      2014-12-03 13:24
      3190

      Открытое письмо Хачатуру Сукиасяну Уважаемый господин Сукиасян! Мы с вами не знакомы, у меня нет вашего адреса и поэтому я обращаюсь к вам через прессу. Тем более что вопрос мой не личного характера, а, думаю, представляет интерес для общественности. Вопрос касается судьбы кинотеатра "Айрарат" (бывший кинотеатр "Россия").






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 14:37
      300

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • ПАМЯТИ РУБЕНА АСРАТЯНА
      2017-12-06 16:03
      2141

      После тяжелой, продолжительной болезни в возрасте 75 лет ушел из жизни заслуженный архитектор Армении Рубен Григорьевич Асратян. Человек, бесконечно преданный своему народу, талантливый архитектор и прекрасный друг.

    • ЦЕЛЬ РЕКОНСТРУКЦИИ - СОХРАНИТЬ ДУХ ВРЕМЕНИ
      2017-11-29 17:05
      3305

      "Прежде чем начать строительство, мы тщательно изучили проекты исторических зданий. Выяснилось, что "черный" банк, который считался работой Б.Меграбяна, на самом деле проектировал тбилисский архитектор Микаел Оганджанов", - сказал директор "Проперти девелопмен компани" Арташес Казахецян. - Оказалось, что Сельхозбанк Буниатяна и здание филиала Кавказского торгового банка (КТБ) сохранили свои функции все советские годы. Но сейчас они требуют основательной реконструкции, поскольку не удовлетворяют сегодняшним требованиям банка и в то же время сильно поизносились

    • Группа инженеров и архитекторов подготовила проект города на Марсе на 10 тыс. человек
      2017-11-28 12:09
      175

      Группа инженеров и архитекторов из Массачусетского технологического института в США победила в конкурсе Mars City Design 2017 года, создав прообраз жилья, предназначенного для будущей колонизации Марса.