АЙК САЯДЯН РИСУЕТ ФИЛЬМ О МОМИКЕ
В Армении снимается полнометражный анимационный фильм, рассказывающий о жизни гениального архитектора, скульптора и миниатюриста XIII-XIV веков Момика. Если быть более точным, то фильм не снимается, а в буквальном смысле рисуется акварельными красками на чистом листе. Именно поэтому автор Айк САЯДЯН называет свой фильм акварельным анимационным фильмом. Это фильм одного автора. Айк Саядян написал сценарий, рисует персонажи и локации, режиссирует, делает монтаж и озвучку.
"ЭТО МОЕ ПОЛОТНО, Я ХУДОЖНИК И РИСУЮ МОЙ ФИЛЬМ, КАК НА ПОЛОТНЕ, – говорит автор. – А, как известно, на полотне ставится только один автограф – автограф автора. Так мне и тяжелее, и легче. Тяжелее и сложнее, потому что я работаю один. Всем известно, как сегодня делается анимационный фильм, каким штатом и бюджетом. С другой стороны, так легче: хоть и медленно, но с терпением ювелира я работаю над каждым кадром, который родился у меня в голове. Вот только за саундтреком я обратился к моему другу и настоящему профессионалу. Музыку к фильму пишет молодой и очень талантливый музыкант и композитор Гарегин Аракелян.
Я не работаю с
камерами, актерами, массовкой, реквизитом. Но все это есть в моем фильме. У
меня есть очень красочные главные персонажи, которые родились на чистом листе
бумаги. И это здорово! Это необъяснимое ощущение, когда твои рисунки оживают в
кадре, они там живут, говорят (озвучивают их талантливые молодые актеры),
радуются, тоскуют, творят, воюют, влюбляются... Разве это не сказка? Разве сам
этот процесс не стоит того, чтобы творить и творить? Это же крошечная модель
Великого Созидания, когда ты созидаешь и видишь созданную тобой жизнь, которая
продолжается уже после твоего творения, вне твоих мыслей, вне твоих рук".
Вайоц Дзор –
область Армении, где находятся архитектурные шедевры Момика. Храм Пресвятой
Богородицы на скалистой вершине в Арени, храм Зоровац - уникальное
архитектурное творение, у которого нет канонического решения. Впоследствии этот
храм долгие века служил местом для святой клятвы воинов, которые шли на войну.
Отсюда и его название - Зоровац, "войсковой". И, наконец, уникальный
Нораванк, духовный центр княжеского дома Орбелян, которому Момик служил
архитектором, скульптором и миниатюристом. Род Орбелян знаменит военачальниками,
учеными, священнослужителями и меценатами. В Нораванке находится один из
шедевров армянской архитектуры – двухэтажное чудо, последнее творение великого
Момика – церковь Святой Богородицы, также известная как Буртелашен (построенная
Буртелом). Первый этаж храма служил усыпальницей для членов семьи Орбелян.
Узкие консольные лестницы над западным входом ведут в молельню на втором этаже.
"ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОМИКА ОКРУЖЕНА МНОЖЕСТВОМ
ЛЕГЕНД, – продолжает Айк Саядян. – Одна из них гласит, что Момик
был влюблен в красавицу – дочь князя Буртела Орбеляна. В обмен на руку своей
дочери князь велел ему построить храм, не имеющий аналогов. Момик воздвиг
двухэтажный храм, но не успел поставить купол. По приказу князя его столкнули с
крыши храма, он погиб.
Это, конечно, красивая
легенда, но некоторые факты ставят в замешательство исследователей. Например,
на хачкаре, воздвигнутом в честь Момика, датой смерти значится 1333 год, а на
фасадном камне церкви значится дата окончания ее постройки – 1339 год. То есть
храм построили через 6 лет после смерти зодчего. Здесь много загадок. В 90-е
годы прошлого века ученые нашли фамильные могилы родных Момика. На надгробных
камнях сына, внука, брата Момика, его детей и супруги обозначена одна дата
смерти – 1333 год.
В моем фильме
параллельными линиями идут все легенды, касающиеся жизни Момика. Я много изучал
творчество Момика, но не так, как это делают момиковеды, архитекторы и другие
ученые. Я вникал в его работы как художник и открыл для себя совершенно другого
Момика. Я сам родом из Вайоц Дзора, из тех мест, где жил и творил Момик.
Поэтому я с детства наслаждался великолепием его творчества. У Момика каждый
сантиметр пропитан мощной духовной энергетикой, мистицизмом, загадками,
ощущением некоего Святого Присутствия. Возможно, что скалы-небоскребы Вайоц Дзора, эти храмы, эта
святая энергетика имели огромное влияние на всю мою жизнь, на мой творческий
путь, на мое мировоззрение... Все это накапливалось и росло во мне и, наконец,
вылилось в этот фильм. Для меня он и дань благодарности, и зов души, и моя
история, и история моего народа". Фильм
снимается при поддержке правительства Республики Армения, Министерства культуры
РА, Национального киноцентра РА. Автор приглашает заинтересованных людей и
организации принять участие в этом проекте.
"Ноян
Тапан"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-16 10:55
Исторические документы свидетельствуют о том, что армяне в Казахстане появились во второй половине XIX века во времена завоевания Российской империей Туркестана. В основном они переселялись из районов господства кыпчакского языка. Войдя в Закаспийский край с русскими войсками, армяне строили дома, лавки, караван-сараи; вскоре в их руках оказался основной объём поставок продовольствия и прочих товаров войскам. Известны факты, когда армяне, чтобы спасти от голода детей из казахских семей, усыновляли их. После образования Закаспийской области армянские выходцы из Закавказья, русские переселенцы из России и персы из Ирана составили демографическую основу первых городских поселений европейского типа. Сегодня в Казахстане насчитывается около 25 тысяч армян. Как и в других странах, они объединены в общину, которая в рамках этнической группы позволяет сохранять национальный облик, быт, традиции и нравы, родной язык, веру, историю и культуру. Мой собеседник - председатель ОЮЛ "Ассоциация армянских культурных центров Республики Казахстан "Наири" Наринэ Гамлетовна МИКАЕЛЯН.
-
2024-03-18 10:18
Трагические события в Арцахе не оставили равнодушными армянскую диаспору в разных странах мира. Одни, бросив устоявшийся быт, добровольцами защищали родную землю. Другие помогали материально и информационно. Эта поддержка не прекращается и сейчас, когда изгнанные варварами XXI века из родных мест армяне нуждаются практически во всём: в крыше над головой, в материальной помощи и, конечно же, в моральной и психологической поддержке.
-
2021-06-30 10:13
1 июля исполняется 85 лет со дня рождения одного из колоритных поэтов Арцаха - Эрнеста БЕГЛАРЯНА.
-
2015-03-09 14:08
В начале марта в издательстве "Кварц" (г. Нижний Новгород) вышла книга члена Международной федерации русскоязычных писателей Лидии Григорян под названием "Сто первая весна". Книга приурочена к столетию Геноцида армян и является документальным свидетельством трагедии армянского народа, организованно реализованной правительством Османской империи в 1915 году.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-12-13 10:34
19-й Международный фестиваль женских фильмов «КИН» подвел итоги, назвав победителей и обладателей дипломов нынешнего года. Камерный по форме, но богатый по содержанию этот фестиваль с каждым годом охватывает все новые темы, о которых авторы фильмов рассказывают в призме своего, женского восприятия.
-
2022-11-30 12:19
В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.
-
2022-10-15 10:40
Совсем скоро, 23 октября, в знаменитом китайском театре Голливуда состоится показ полнометражного анимационного фильма «Рассвет Авроры», повествующего о жизни одной из известных в начале прошлого века в США и за их пределами армянки Авроры (Аршалуйс) Мардиганян. Фильм о свидетельнице и жертве трагических событий Геноцида армян 1915 г., снятый в копродукции холдинга Bars Media (Армения) с компаниями Gebrueder Beetz Filmproduktion (Германия) и Artbox Laisvalaikio Klubas (Литва), представит сама режиссер картины Инна Саакян.
-
2022-07-27 09:28
В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.