Последние новости

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ

"Своим указом о депортации турецкие властители, по сути дела, обрекли на смерть целый народ. Они прекрасно это сознавали и в своих беседах со мной даже не пытались утаить этого. (...) Уверен, что в истории человечества нет эпизода более чудовищного. Предшествующие ему избиения и гонения кажутся почти что незначительными в сравнении со страданиями, перенесенными в 1915 году армянским народом". Эти слова посла США в Османской империи в 1913-1916 гг. Генри Моргентау отражают кровавые злодеяния турок против человечности, когда по приказу тогдашних правителей Османской Турции за короткий срок было зверски убито более полутора миллионов армян. Это нашло отражение в многочисленных документах, воспоминаниях, исторических исследованиях и сохраненных очевидцами фотографиях.

И.Айвазовский: 'Взрыв турецкого корабля'.

ГЕНОЦИД АРМЯН НАШЕЛ ОТРАЖЕНИЕ И В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ - как переживших его, так и родившихся позднее. Эта тема неоднократно освещена заслуженным деятелем искусств Шаэном ХАЧАТРЯНОМ. Мы не только поэтому обратились именно к Шаэну: будущий искусствовед родился в семье, пережившей ужасы Геноцида. Его родители прошли весь путь от Эрзерума до Дейр-эз-Зора, потеряли почти всех близких и только в 1946 году репатриировали из Алеппо в Армению.

- В живописи страшная трагедия армян нашла свое адекватное выражение, - рассказывает Ш.Хачатрян. - То было преодоление катастрофы, духовный подвиг, пример которого для будущих поколений поистине неоценим. Особенно сложный жизненный и творческий путь прошли зарубежные армянские художники. Явилось это поколение в мир в больших душевных муках, страданиях, которые шли из веков, а после 1915 года стали тяжелой, навязчивой мыслью. И лучшие наши зарубежные живописцы П.Контураджян, Гарзу, Жансем, Заре Мутафян во Франции, Ж.Оракан в Италии, А.Горки в Америке, Б.Котжаманян, О.Аветисян и А. Акопян в Египте и другие в своих произведениях так или иначе откликнулись на великую скорбь родного народа.

- Шаэн, какие художники первыми откликнулись на трагические события в Западной Армении в 1894-1896 годы?

- Во время кровавых событий тех лет жертвами массовых погромов стали около трехсот тысяч армян. Первыми с болью и гневом возвысили голос прославленный маринист Ованес (Иван) Айвазовский и родоначальник армянской исторической живописи Вардкес Суренянц. Глубоко взволнованный и потрясенный событиями в Западной Армении, Айвазовский поместил свои рисунки в снискавшем всероссийскую известность большом томе "Братская помощь пострадавшим в Турции армянам". Затем он написал полотна "Резня в Трабзоне", "Армян заживо бросают в море", "Трагедия в Мраморном море" и "Сожжение греческих повстанцев", ярко выразившие его протест против турецких зверств. Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних картинах: "Наполеон на острове Св.Елены", "Посещение Байроном мхитаристов на острове Св.Лазаря в Венеции", "Среди волн". А 2 мая 1900 года скоропостижная смерть мастера оставила незавершенной картину "Взрыв турецкого корабля".

В.Суренянц: 'Шамирам у тела Ара Прекрасного'.

В те же годы возникают широко известные работы Вардкеса Суренянца. Они не просто показывают резню и грабежи, но и полны глубокого смысла. Художник изображает всеми покинутые церкви, которые разделили суровую судьбу народа; в этих церквах ищут прибежища потерявшие всякую надежду бездомные сироты. На картинах "Попранная святыня" и "Убийство девушки" нельзя не заметить разбросанные тут и там пергаментные манускрипты и на гордых, непоколебимых, символизирующих извечную веру хачкарах. Квинтэссенцию духовной силы народа являет собой опустошенный, но воскресающий на обугленной земле величественный архитектурный памятник VII века (Храм Рипсиме). Заветные свои мысли Суренянц обобщил в полотне "Шамирам у тела Ара Прекрасного".

Очевидец армянской трагедии, Суренянц помогал в 1915 году добравшимся до Эчмиадзина беженцам из окрестностей Вана, при этом он выкроил время запечатлеть в акварельных работах их украшенные вышивкой национальные костюмы...

Когда-то заняться искусством юного Суренянца благословил Айвазовский. В его студии получила крещение также целая плеяда маринистов, в их числе удостоенный во Франции ордена Почетного легиона Вардан Махохян. Тоской и одиночеством дышат марины Махохяна и его скрипичная сюита "Скорбь Армении", которую он исполнял с симфоническим оркестром в городах Прованса. Те же чувства преобладают в морских пейзажах известных во Франции художников Арсена Шабаняна и Шарля (Карапета) Атамяна.

Для эчмиадзинца Егише Тадевосяна прощание сына с отцом у могилы матери - это прощание с родиной ("Перед странствиями"). Спустя годы художник решил воплотить на полотне образ своего друга - ученого монаха и музыканта Комитаса. А в 1915 году Тадевосян создал картину по мотивам героической самообороны горы Мусадаг, где покидающие родину армяне изображены лунной ночью на спасшем их французском корабле.

Откликнулись на всенародное бедствие также видный пейзажист Геворг Башинджагян и жанровые художники Амаяк Арцатбанян и Аким Аванесов (оба жили в Нахичевани-на-Дону). С высокой эмоциональностью они отразили на своих картинах обезумевших от ужаса матерей и бегство из родных мест, и разоренные деревни, и разрушенные памятники культуры. "Гора Сипан с острова Ктуц" - это своего рода прощание с родиной участника героической самообороны Вана живописца Фаноса Терлемезяна.

Символическим характером выделяются построенные на своеобразном соотношении различных плоскостей картины-видения Мелкона Кебаджяна "Дорога армянской крови", "Разрушенный город", "Безмолвие руин". Аршак Фетваджян, приехавший на родину из Венеции, работал по преимуществу акварелью. Ему не давала покоя судьба памятников отечественного зодчества, искалеченных, как и судьба создавшего их народа. Широкое признание во Франции снискал выдающийся мастер офорта Эдгар Шаин: в своем творчестве он не раз обращался к бедственному положению армянских сирот. Эпизоды беженства запечатлел египетский художник Ерванд Демирчян. Ощущением трагедии пронизывают отмеченные эпическим дыханием "Руины Ани" Акопа Коджояна.

Еще один художник, отразивший тему Геноцида, Саркис Хачатурян. Выставки своих картин, изображающих беженцев, он открыл в Тифлисе, Стамбуле, Вене и затем издал альбом, предисловие к которому написал знаменитый Стржиговский, автор книги об армянской архитектуре.

Аршил Горки: 'Художник и его мать'.

- Особенно наглядно тема Геноцида отразилась в творчестве старшего поколения художников - современников трагедии. Напомните нашим читателям о самых выдающихся среди них...

- После шести веков османского гнета все население Западной Армении было изгнано из родных мест. Полтора миллиона армян пало жертвой ятагана. Те же, кто выжил, оказались в пустынях Сирии, в Дейр-эз-Зоре. В блестящем созвездии талантливых мастеров, испытавших на себе армянскую трагедию во всех ее проявлениях, особое место принадлежит Аршилу Горки. Ему было всего одиннадцать, когда он вместе с тысячами беженцев очутился в Ереване. Здесь от голода и лишений умерла его мать. В период исканий художник создал изумительную по своей красоте картину "Художник и его мать". Краски этого полотна - почва, на которой выросли шедевры художника абстрактного периода.

Замечательному художнику Зарэ Мутафяну исполнилось восемь лет, когда турецкие ятаганы пролили кровь полутора миллионов армян в тот трагический 1915 год. Вместе с родными мальчик оказался в изгнании, и у него на глазах турки убили девятерых членов семьи. В пути он видел ужасающие сцены избиения, похищения детей. Сам он чудом уцелел и попал к какому-то курду, у которого проработал четыре года. В 1919 году истощенный трудом Зарэ попал в приют недалеко от родной Унии. А год спустя кемалисты организовали новую резню армянского населения. Предвидя беду, американское гуманитарное товарищество решило покинуть Малую Азию и переправило детские приюты в Грецию, Румынию Сирию. Других детей, среди которых был и Зарэ, привезли в город Халкис, на острове Эвбея. Горькие воспоминания сиротства, гибель родных, зверства, увиденные воочию, естественно, не могли не отразиться в творчестве Зарэ Мутафяна.

"...Не было у нас детства. Ведь мы были армяне. И мы были сироты". Эту фразу из повести Андраника Царукяна "Люди без детства" могли бы повторить многие западноармянские художники старшего поколения, испытавшие ужасы резни, грозившей целому народу поголовным истреблением. Но за ужасами резни для уцелевших детей пришли другие ужасы - ужасы голода, физических и моральных испытаний, ужасы приюта.

- Диаспора начала свое существование с горькой памяти о резне и беженстве. Какие наиболее яркие имена можно выделить из поколения художников, спасшихся во время Геноцида?

- Талант переживших Геноцид художников окреп и расцвел благодаря памяти о детстве. Но, побывав на пороге смерти, они не ограничивались в своем творчестве мотивами грусти, одиночества, горечи. В их работах билась пульсом неодолимая вера в победу жизни и веры, которую поэтически сформулировал писатель Завен Сюрмелян: "Я посадил это дерево, словно крест по своим мертвецам".

Идею подобного "дерева" вынашивали несколько видных мастеров, особенно М.Сарьян и А.Галенц. Мучительные годы сиротского детства зародили в душе Галенца гимн во славу жизни и красоты. Этот гимн сплетен на его полотнах гармонией красок, передающей дыхание неувядаемой вечной весны. От рождения тонкая и чувствительная душа, Галенц будто всю жизнь очищался от того балласта, который накопился в его горькие детские и юношеские годы. И если читается в его ярких полотнах, портретах грусть, то это светлая, молчаливая боязнь вожделенного покоя. Такое мировосприятие для Галенца не случайно: это неопровержимое свидетельство жизнелюбия нашего народа, который всегда отстаивает свое существование.

Весьма трагична судьба известного художника Петроса Контураджяна, родившегося в Турции в годы Первой мировой войны. Потеряв родителей, он находит убежище в армянском приюте в Алеппо. В 1923 году он уезжает в Париж. Художественное образование он получил в мастерских Монпарнаса, обучался в Академии изящных искусств и студии Фернана Леже, выставлялся в осеннем салоне вместе с Пикассо, Матиссом, Руи и другими выдающимися художниками. Лейтмотивом его работ стали грусть, тишина, безмерная печаль.

Глубокой индивидуальностью отмечено искусство Жансема, снискавшего широкое признание во Франции (а в Японии основан музей, носящий его имя). Французский искусствовед К.Бланш писал о Жансеме: "Сгинувшие души нашли прибежище в творчестве этого поэта-художника. Он запечатлел на полотне все то, чего мир так и не увидел. Картины Жансема - это память всего армянского народа". Мотивы национального бедствия изначально живут в его искусстве, уходя корнями к 1915 году. Ночью в пустыне Дейр-эз-Зора араб пытается помочь армянской семье: умирающая мать просит спасти жизнь ее единственной дочери. Этой дочерью была мать художника...

Ослепительным метеором явился в современное армянское искусство Минас Аветисян. Словно подтверждая свою фамилию ("аветис" означает "благая весть"), Минас придал яркому, чистому, неразбавленному цвету чувственное, драматическое, временами трагедийное звучание. То было стилевое открытие не просто национального, но международного масштаба. Минас часто приходил к нам домой, слушал рассказы моего отца о Геноциде. Он словно нашел зеркало, через которое увидел трагическое прошлое, создал свою знаменитую картину "Дороги. Воспоминания родителей", сгоревшую во время пожара. В картине Минаса нет ни жертв, ни крови. Только горе, принявшее образ женщин, которые бежали, падая в изнеможении на землю. И так и остались - наедине со своими потерями.

Я не охватил очень многих художников, которые освещали эту трагическую тему. Она неисчерпаема. К ней обращаются и будут обращаться и новые поколения художников до тех пор, пока сквозь пепел армянских жертв будет гореть вечный огонь памяти.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАНДИОЗНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
      2017-12-13 15:30
      1755

              "Реквием" Верди в Большом зале филармонии звучит не впервые. Его исполняли разные дирижеры и музыканты, и не только на этой сцене. Шедевр Верди звучит в самых престижных залах мира. Но классика есть классика, и одна из самых больших ее прелестей заключена как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает ее шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, что подлинно гениальное творение способно впитывать в себя последующий опыт человечества и открывать в нем что-то новое, какие-то особые, еще не замеченные сокровенные свойства.

    • ОБАЯНИЕ ВОЛИ
      2017-12-06 15:53
      5285

      Гюмрийскому филиалу Ереванской государственной консерватории им. Комитаса - 20 лет Декабрь уже наступил, но этот день в самом начале зимы был солнечным. Словно сама природа и плывущий в небе седоглавый Арарат способствовали тому, чтобы предстоящий праздник, 20-летний юбилей Гюмрийского филиала Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, собравший многочисленных гостей из консерваторий стран СНГ, не был омрачен. Наш микроавтобус весело мчался по великолепному шоссе, и больше половины пути мы проскочили почти незаметно. Но за его окнами ближе к Гюмри появились холмики, опоясанные кольцами снега, расцвеченные серебристо-серыми отблесками, и солнце тускло горело на голубоватом небе.

    • ...И ДОЖДЬ ПОПОЛАМ С СОЛНЦЕМ
      2017-11-29 16:09
      7074

                Эти заметки вызваны желанием хоть как-то воздать должное памяти художника, незаслуженно обойденного вниманием и при жизни, и после смерти, по крайней мере до сих пор. В этом году Ашоту Баяндуру - замечательному живописцу и графику исполнилось бы 70 лет.

    • "ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ..."
      2017-11-24 17:27
      7496

      Эту строку из известной песни могли повторить ошеломленные горем поклонники Дмитрия Хворостовского не только в России. Его знали, любили, им восхищались миллионы слушателей во всем мире. Известность певца была планетарной.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Яир Лапид намерен представить в Кнессет законопроект о признании Геноцида армян
      2017-12-14 17:36
      829

      Лидер израильской оппозиционной партии Yesh Atid Яир Лапид заявил о намерении своей партии представить в Кнессете законопроект о признании Геноцида армян. Об этом сообщает TimesofIsrael.

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      1366

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРОСПЕКТА НЕ РЕШЕНА,
      2017-12-13 21:37
      4307

      заявил в интервью "ГА" профессор, член-корр. Международной академии архитектуры Карен БАЛЬЯН Северный проспект есть на самом первом известном нам генеральном плане Еревана 1924 года академика Таманяна. Для Таманяна это была очень существенная часть его градостроительного проекта - проспект соединял две главные площади столицы: площадь Республики, символ возрождения армянской государственности, и Театральную площадь, символ возрождения национальной культуры

    • СМЕХОТВОРНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НУЖНО ИСКЛЮЧИТЬ
      2017-12-13 21:35
      1064

      Соперничество Армении с Азербайджаном в вопросе включения в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО той или иной ценности неприемлемо: армянам не к лицу амплуа циркового артиста. Об этом заявил на пресс-конференции руководитель группы археологов по раскопкам в Арцахе, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет ПЕТРОСЯН, пишет Panorama.am.