Последние новости

ТЕАТР, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, ЧЕМ В ЛЮДИ ВЫХОДЯТ

Русский театр им. Станиславского - победа на фестивале, посвященном 70-летию Великой Победы

"Кажется, то, что армяне привозят русскую классику, уже стало традицией. Ведь это уже пятый или шестой спектакль – я перестал считать. Наш фестиваль существует давно и видел много оваций. Но такого приема, какого удостоился на сей раз Ереванский русский театр, мне трудно припомнить", - говорил директор санкт-петербургского фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб уже потом. Когда отгремела десятиминутная овация, которую фестивальная публика устроила спектаклю "Чем в люди выходят" Ереванского государственного драматического театра им. Станиславского.

XVII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТРАН СНГ И БАЛТИИ "ВСТРЕЧИ В РОССИИ", который больше принято называть "Балтийским домом" (по названию принимающего его театра), проходил с 6 по 12 апреля в Северной столице и был посвящен 70-летию Великой Победы.

"Это замечательно, что в этом году фестиваль посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот святой праздник объединяет все наши народы. Вот это и есть истинное единение, когда не нужны никакие доказательства того, что все наши связи по-прежнему крепки и надежны, что есть память, которую не уничтожат ни годы, ни границы. "Встречи в России" - это действительно встречи, которых ждут. "Встречи", которые никогда не обманывают ожиданий. "Встречи", которые дарят самое главное: радость творческого общения", - приветствовал участников и гостей фестиваля председатель СТД России народный артист СССР Александр КАЛЯГИН.

Наш Русский театр – постоянный участник "Балтдома", участник, которого тоже ждут и который тоже никогда не обманывает ожиданий. Недаром одним из первых, сразу вслед за "брендовыми" в театральном плане литовцами, на сцене "Балтийского дома" Ереванский государственный театр им. Станиславского в 2009 году был награжден премией имени народного артиста СССР Кирилла Лаврова.

Нынешняя программа фестиваля была, как всегда, насыщенной – спектакли, обсуждения, мастер-классы. Именитейшие критики России и стран - бывших союзных республик. Театры, многие из которых пребывают в статусе "академического". В репертуаре петербургский спектакль хозяев дома "Победа – одна на всех" и "История Антоши Чехонте" из Таджикистана, "Алые паруса" из Узбекистана и "Собачье сердце" из Эстонии. Были и два шекспировских спектакля – латвийские "Два джентльмена из Вероны" и "Ромео и Джульетта" из Казахстана. Наш Русский театр остался верен им же заложенной традиции и отправился на "Балтийский дом" со спектаклем "Чем в люди выходят" - с новой версией одной из самых "классических" пьес А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты", которую совсем недавно заново перечел на сцене театра его художественный руководитель народный артист РА Александр Григорян.

Неудивительно, что искушенная публика фестиваля 'Балтийский дом' устроила Ереванскому театру им. Станиславского пятнадцатиминутную овацию

"ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ ЭТО БЫЛА ТЯЖЕЛАЯ ПОЕЗДКА, - РАССКАЗЫВАЕТ Александр Самсонович. – Буквально за пару дней до нашего вылета отменили все дневные рейсы, летели ночью, в Петербург приехали "вареными"… Тут еще выяснилось, что наше консульство и диаспора, которые обычно очень активно нас на фестивале поддерживают, не придут… Все понятно – этот апрель слишком важен, каждая диаспора организовала целый ряд мероприятий, чтобы еще раз заявить миру о Геноциде. Обычно на фестивальном показе армян в огромном зале "Балтийского дома" бывало максимум человек тридцать, но все равно это была поддержка соотечественников, так что мы в какой-то мере расстроились".

Как оказалось, совершенно зря! Смотреть запись, привезенную из Санкт-Петербурга – занятие увлекательное. И вопрос не только в спектакле, который довелось видеть на нашей сцене, – интересно наблюдать за реакцией фестивальной публики, видеть, с каким вниманием слушает искушенный зал, с каким безудержным весельем, словно "Смехопанораму" смотрит, взрывается хохотом, с каким энтузиазмом аплодирует на режиссерских и актерских "точках", которые Григорян выверил до миллиметра. После спектакля состоялось традиционное обсуждение. Чтобы не выглядеть квасными патриотами из контекста "Наши всегда лучше!", приведем несколько цитат.

НОРА МАКАРОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ КРИТИКИ СТД РОССИИ: "Я знаю Ереванский театр им. Станиславского более сорока лет, еще в советское время это был один из самых интересных русских театров страны, и я всегда гордилась своим близким знакомством с ним. Это театр ищущий, умеющий преподносить сюрпризы. Здесь, на "Балтдоме", нам довелось посмотреть их такие яркие, выразительные по форме спектакли - "Горе от ума", "Абанамат", "Ревизор", и вот теперь - "На всякого мудреца довольно простоты". Это замечательная попытка перевести бытовую в принципе пьесу на язык площадного театра. Вот эта "комедия-балаган", заявленная театром , в основном удалась, и удалась замечательно. Даже на первый взгляд опереточные приемы абсолютно органично вплетаются в канву спектакля. Актеры-первачи, которых я знаю давно, Сергей Магалян-Крутицкий, Фред Давтян – Мамаев – просто блистательные роли. Театр подошел к классической пьесе смело и избрал форму, которая полностью соответствует содержанию, хотя местами кажется резкой. Все равно необычайно убедительно! Так что не удивительно, что по ходу спектакля зритель столько раз откликался аплодисментами на те или иные сцены".

БОРИС ТУХ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК ИЗ ЭСТОНИИ: "Армянский русский театр удивительно последователен в своем фестивальном выражении. Это театр ярких форм и неожиданных решений. Если оглянуться назад, только удивительно тонкий спектакль "Три сестры", который мне очень запомнился, стоит как бы особняком в программной презентации театра фестивалю. Я вот сейчас припомнил спектакль "Ревизор", который театр показывал несколько фестивалей назад, и понял, что это своего рода предтеча "Чем в люди выходят". Сатиричность, яркость приемов, которая была обозначена и заявлена в "Ревизоре" и даже в какой-то мере в "Горе от ума", здесь доведена до художественного завершения и приняла окончательные формы. Талантливый человек, Григорян умеет освободиться от всех клише, предписанных в постановке классики, но это не только не вызывает внутреннего напряжения, а наоборот, бьет в десятку, обнажая проблематику пьесы с абсолютно неожиданной силой и глубиной. Просто блестящие находки".

НАТАЛЬЯ КРЕЧЕТОВА, МОСКВА: "Если бы я вошла, не зная, какой спектакль предстоит смотреть, сразу узнала бы почерк Григоряна - яркая театральность, крупные мазки, гротескные интонации. Это театр удивительной театральной психологии. В свое время я очень высоко оценила его "Три сестры" и "Одноклассники" - спектакли, затрагивающие самые глубинные струны человеческой души. Мне приятно отметить, что, взявшись за "комедию-балаган", театр ни на минуту не утратил своей глубинной психологичности и сумел соединить, казалось бы, несоединимое, - балаганное начало и такой почти публицистический финал. Неожиданностью стало то, что Глумов в армянском спектакле не авантюрист, которому везет, а сильный человек, который карабкается наверх, прагматично рассчитывая каждый шаг и не стесняясь в средствах, это придает герою гораздо больше значения и значимости. У театра удивительно высокая культура речи, а такое свободное прочтение классики роднит армянский театр с театром западным".

Словом, Александр Григорян и его команда хорошо знают, чем в люди выходят: яркостью, смелостью, профессионализмом. Поэтому неудивительно, что искушенная публика фестиваля "Балтийский дом" устроила Ереванскому театру им. Станиславского пятнадцатиминутную овацию - за полученное удовольствие.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      8258

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • "ВО ВРЕМЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ ТАКИХ ДНЕЙ ПРОСТО НЕ БЫЛО!"
      2017-12-13 15:13
      7444

      Итоги Дней культуры Армении в России В конференц-зале Министерства культуры РА собрались на днях все, кто вложил свою лепту в прошедшие в середине ноября Дни культуры Армении в России. Министр собрал народ, чтобы выразить благодарность – свою от души, Минкульта - приказом о вынесении благодарностей. Мероприятие было не для галочки, ибо Армен Амирян уверен: смотр отечественной культуры на русской земле прошел не просто блестяще. Таких Дней культуры со времен независимости просто не было. 

    • ОРАТОРИЯ В КАМНЕ
      2017-12-12 12:28
      7773

      Двух одинаковых хачкаров не бывает. Двух похожих мастеров хачкара – тоже Ровно семь лет назад, в ноябре 2010 года, хачкар был внесен в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. "Хач" – это крест, "кар" - камень. Но для армянина хачкар не просто крест-камень. Хачкар – это молитва на языке камня, это каменная служба армян, знак преображения безжизненной субстанции в духовное начало. Знак самости народа, первым принявшего христианство как государственную религию. Искусство создания хачкаров, истоки которого крепко вросли в толщу веков, развивается и сегодня. Зодчие из Ванадзора, народный мастер Сергей ДАНИЕЛЯН и художник и скульптор Богдан ОГАНЕСЯН, продолжают традиции древних мастеров и пишут новую историю этого искусства в камне. 

    • СЛОВО КАК ЭМОЦИЯ
      2017-11-29 16:23
      4148

      "Страсти по Шекспиру" на студенческой сцене На сцене студенческого театра Государственного института театра и кино состоялся очередной показ спектакля "Страсти по Шекспиру". Спектакля, который родился из разрозненных этюдов к экзамену студентов народного артиста РА Грачья ГАСПАРЯНА и переродился в единый организм, о котором заговорила театральная публика.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЕНЬ ВЫБРАЛИ НЕ СЛУЧАЙНО
      2017-12-25 14:19
      8262

      Фестиваль армянской культуры "Армения – колыбель цивилизации" в Волгограде "Армения – колыбель цивилизации" - под таким названием в Волгограде 9 декабря прошел Фестиваль армянской культуры. Его проведение состоялось в рамках Дней культуры Армении в России, посвященных 25-летию дипломатических отношений двух стран в новейшей истории.

    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ВЫСОКОЧТИМЫЙ ПОПРОШАЙКА
      2017-12-14 12:00
      8258

      На сцене Национального академического театра им Г. Сундукяна состоялась премьера "Высокочтимых попрошаек" Акопа Пароняна в постановке художественного руководителя театра, народного артиста РА Армена Элбакяна. Перед первым показом рулевой театра объявил, что эта постановка - очередная в серии и что концептуальная программа сценического воплощения отечественной классики будет продолжена. Бедная национальная классика, бедный театр!

    • МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И СТОКГОЛЬМОМ
      2017-12-13 16:11
      7861

      Наверное, многие театралы помнят одного из ведущих актеров театра им.Станиславского Юрия ЗЕЛИНСКОГО. В свое время он был занят почти во всех спектаклях театра и, разумеется, не случайно еще в 1996 году получил звание «Мастер сцены». Сейчас он живет и работает в Стокгольме, но часто приезжает в Ереван. Вот и недавно Юрий побывал здесь. Наша с ним встреча началась с воспоминаний о родном для нас обоих театре.

    • С ДРУЗЬЯМИ НЕ ПРОЩАЮТСЯ
      2017-12-08 16:43
      2226

      Друзья детства - особая, тонкая материя. Сорок дней назад ушел из жизни главный режиссер Театра имени Станиславского Александр Самсонович ГРИГОРЯН. Ушел человек, с которым мы когда-то вместе перешагивали из детства в юность. Ушел, отхватив кусок нашей общей с ним жизни, начинавшейся в послевоенном Баку.