Последние новости

СВИДЕТЕЛЬСТВА МИТРОПОЛИТА ТРАПЕЗУНДСКОГО ХРИСАНФА

Для истории Геноцида армян большое значение имеют иностранные источники, среди которых особое место занимают свидетельства греческих авторов - очевидцев истребления христиан в Османской империи начала ХХ в. Митрополит Хрисанф (Филиппидис), возглавлявший Трапезундскую кафедру в 1913-1938 гг. (в 1938-1941 гг.- архиепископ Афин и Всея Эллады), является одним из таких очевидцев, переживших весь трагизм того черного периода в жизни армянского и греческого народов. Свое свидетельство о геноциде понтийских армян Хрисанф опубликовал в монументальном труде "Церковь Трапезунда" (Афины, 1933 г.).

По СООБЩЕНИЮ ХРИСАНФА, В НАЧАЛЕ ИЮНЯ 1915 г. В ТРАПЕЗУНД ПРИБЫЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА младотурецкого комиссариата, врач Бехаэтдин Шакир бей, "спустившись из Феодосиуполя (Эрзерума), где он организовал и осуществил резню живших в том крае многочисленных армян". Вместе с губернатором (вали) Трапезунда и другими чиновниками Шакир созвал совещание, на котором "отдал тайные распоряжения о всеобщей резне армян, проживавших в вилайете Трапезунда".

13 июня было опубликовано объявление, извещающее о том, что спустя 5 дней нарушающие мир в государстве армяне должны оставить свои дома и в сопровождении охраны отправиться во внутренние области страны, где и будут пребывать вплоть до окончания войны. Хрисанф замечает, что "данное объявление и содержащиеся в нем заверения о предоставлении на пути депортируемых армян всяких удобств и безопасности делались для обмана несчастных армян. На деле же оставались в силе тайные распоряжения о поголовной резне депортируемых".

И действительно, хотя объявление давало армянам срок в 5 дней, насилия по отношению к ним начались уже 14 июня: "В день опубликования упомянутого официального объявления о депортации армян около 300 активных молодых армян было арестовано и погружено на баржу, которая после захода солнца отчалила в открытое море напротив местечка Платана, и там было вырезано турецкими чете, подплывшими к барже на лодке, а трупы были брошены в море".

Еще до 13 июня митрополит Хрисанф, узнав о плане резни, начал переговоры с губернатором Трапезунда с целью предотвращения истребления армян. Свои старания Хрисанф характеризует лишь одним словом: "сверхчеловеческие". Он, с одной стороны, уверял губернатора "в законопослушности и миролюбии братьев-армян", с другой же – напоминал ему об угрозах союзнических держав. Однако вали выразил уверенность в том, что единственное, чего не возьмут в расчет при переговорах союзники, будет резня армян. Губернатор вдобавок сообщил, что "решение константинопольского младотурецкого правительства об истреблении армян не подлежит отзыву или какому-либо изменению ".

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОГРУЗИЛО В ОТЧАЯНИЕ ПОНТИЙСКИХ АРМЯН И НЕОПИСУЕМО ОПЕЧАЛИЛО ВСЕХ ГРЕКОВ. Каждый день руководители армянской общины Трапезунда приходили в греческую православную Митрополию за советом и утешением Хрисанфа, который сам был "печален даже до смерти". В эти трагические дни митрополит не переставал умолять губернатора, одновременно обличая консулов Германии и Австрии в том, что "перед глазами двух великих христианских держав и с их же одобрения истреблялся целый христианский народ".

17 июня, накануне депортации, полуживые от горя армянки привели своих дочерей в греческую Митрополию. "Таким образом, многочисленные дочери армян наполнили архиерейский дом, в продолжении дней найдя в нем приют и утешение. На следующий день рано утром началась групповая депортация армян, и после выхода из Трапезунда постепенная их резня по пути. За Трапезундом, на востоке от него текущая река Пикситис или Дафнопотамос (Дегирмен-дере) наполнилась трупами. Погрузив армянских детей на лодки и в баржи, отплывали от берега и топили в море. В районе Хамшикей, близ склонов горы Завулон (Вазелон), все армяне, с самого начала призыва в армию направленные в строительные батальоны, были расстреляны в яме, которую по принуждению вырыли сами и которая по глубине доходила до спины. Равнины Париадра были покрыты трупами армян - мужчин и женщин".

Несмотря на то, что турецкие власти под угрозой смерти запретили понтийским грекам прятать у себя армян, греки, естественно, не могли не помогать "братьям-армянам". Во многих деревнях Гемуры и в поселке Сана они постоянно доставляли питание армянам, прятавшимся в лесах. Спасшиеся таким образом армяне смогли вернуться в свои деревни весной 1916 г., когда Понт заняли русские войска. Дело по уходу за армянами взял на себя глава Саны Йорикас Микропулос, которого впоследствии турки разрубили на куски. Другой благородный грек - доктор Андреас Метаксас на свои личные средства лечил и кормил в Вазелонском монастыре св. Иоанна Предтечи около 30-и армян из строительных батальонов. Они были изранены во время расстрела в Хамшикей и, добравшись через леса до монастыря, нашли защиту и духовное утешение отцов обители.

После сильного нажима со стороны Хрисанфа губернатор согласился на открытие в Трапезунде детского дома для армянских сирот. Содержание детского дома взяли на себя православная Митрополия и греческая община Трапезунда. Однако через несколько дней новый указ из Константинополя распустил детский дом, а армянские дети были розданы по турецким семьям. Позднее, во время перемирия 1918 г. митрополит Хрисанф потребовал возвращения детей, а также общинного имущества армян.

МИТРОПОЛИТ РАЗМЕСТИЛ СИРОТ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ, расходы по содержанию которого взяла на себя Епархиальная комиссия беженцев, а надзор - сестричество "Меримна" ("Забота"). Свою помощь предложили американские миссионеры. Митрополит не отказался от нее, однако запретил американцам какое-либо вмешательство в жизнь детского дома. Хрисанф обратился к армянскому патриарху Константинополя Завену Егиаяну (1913-1915, 1919-1922) с просьбой послать в Трапезунд армянского священнослужителя, чтобы он возглавил уже малочисленную общину города, а также распорядился имуществом армян.

Патриарх Завен с благодарственным посланием к Хрисанфу направил в Трапезунд вардапета Гарегина Хачатуряна (армянский патриарх Константинополя в 1951-61 гг.). Новоназначенный епархиальный начальник, однако, оказался недостаточно способным и усердным. Так, к скорби и недовольству как патриарха Завена, так и митрополита Хрисанфа, непосредственное управление армянским детским домом он доверил миссионерам, которые всего за месяц обратили всех сирот в протестантство …

Геворг КАЗАРЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Яир Лапид намерен представить в Кнессет законопроект о признании Геноцида армян
      2017-12-14 17:36
      738

      Лидер израильской оппозиционной партии Yesh Atid Яир Лапид заявил о намерении своей партии представить в Кнессете законопроект о признании Геноцида армян. Об этом сообщает TimesofIsrael.

    • "ДЖАЗ – РОКОВЫЙ ЛЕНИНАКАН. 1964-1988"
      2017-12-13 14:49
      898

      Прошлое отдаляется от нас со стремительной быстротой: начинают забываться даже значимые начинания и события, люди, которые когда-то своей жизнью скрашивали жизнь гюмрийцев. Так теряется связь и преемственность поколений. Вот почему, когда на днях Людмила Билбилиди пригласила на презентацию книги "Джаз – роковый Ленинакан. 1964-1988", я попытался вспомнить музыкальные коллективы тех лет, насчитал их не более шести, на презентации же выяснилось, что их было более пятнадцати…

    • Московские мусульмане провели митинг у посольства Мьянмы
      2017-12-11 19:53
      1026

      Около тысячи мусульман собрались в воскресенье на несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве. Они недовольны гонениями на своих единоверцев в этой азиатской стране - по их мнению, там происходит геноцид мусульман. Собравшиеся в центре Москвы люди требовали реакции российских властей на ситуацию в Мьянме, передает Би-би-си.

    • АРМЯНЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИЕЙ
      2017-12-11 15:38
      2933

      Как малым народам и странам выжить в борьбе великих держав? Последние триста лет истории прошли в острой борьбе имперских наций, стремящихся расширить свои сферы влияния и установить свое политическое господство. Формирование крупных имперских наций, как правило, происходило за счет подчинения и порабощения малых стран и народов. Стремление британцев установить тотальный контроль над ирландцами и шотландцами привело к катастрофическим событиям для этих народов. Во время Великого голода 1845-1849 гг., спровоцированного тогдашним британским правительством, Ирландия потеряла от 20 до 25% своего населения: до 1 млн погибших и 1,5 млн эмигрантов. Распад империй, последовавший после Первой мировой войны, ознаменовался геноцидом 1,5 млн армян и более 1 млн греков в Османской империи. В свою очередь приход к власти нацистов в Германии обернулся уничтожением европейского еврейства, в результате чего погибло более 6 млн человек. Таким образом, за сто лет (1845-1945 гг.) было истреблено более 10 млн представителей малых народов.