Последние новости

СЕНСАЦИОННЫЙ АПРЕЛЬ

Концертное обозрение

Почти все культурные мероприятия этого года проходят под знаком 100-летия Геноцида армян. Этот трагический юбилей не оставил равнодушным ни одного подлинного деятеля искусства во всем мире, и каждый по-своему пытается откликнуться на него. Для такого тяжкого преступления, как Геноцид, нет ни забвения, ни срока давности, и, сколько бы ни прошло времени, палачи должны нести ответственность за истребление народа, идущего из глубины веков и несущего миру сокровища своей культуры. Подобное преступление нигде, ни в какой части света не должно повториться - вот чем руководствуются те, кто сегодня вместе с нами отмечает эту печальную дату.

Выдающийся пианист Евгений Кисин

ОСОБЕННО НАСЫЩЕННЫМ И СЕНСАЦИОННЫМ ВЫДАЛСЯ НЫНЕШНИЙ АПРЕЛЬ: по вечерам все концертные залы переполнены. Что ни день - событие. Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова, где проходят главные события, напоминает бастион, который ежевечерне штурмуют зрители. Редко в один месяц бывает такой наплыв артистов высокого ранга. И какие имена в течение короткого времени: выдающийся пианист Евгений Кисин, прославленный виолончелист Александр Чаушян (Великобритания), один из мощных представителей современного дирижерского искусства Алан Алтиноглу (Франция), по-моему, впервые приехавший к нам на гастроли, Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, давший три незабываемых концерта с богатой, насыщенной программой, наша соотечественница, живущая ныне в Дании, Марианна Ширинян, замечательно сыгравшая с филармоническим оркестром Армении под управлением Эд.Топчяна фортепианный концерт Грига...

Мария Гулегина

После двадцатого апреля нас ждут также встречи с покорившим мир дирижером Валерием Гергиевым и с прославленной оперной дивой Марией Гулегиной, вызывающей к себе недюжинный слушательский интерес.

Самое яркое впечатление - от сольного концерта пианиста Евгения Кисина, прошедшего в начале месяца в рамках XVI Международного фестиваля "Ереванские перспективы" под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна. Инициатива руководителя этого фестиваля, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян всегда похвальна: приглашаются исключительно интересные солисты и коллективы мирового уровня: есть что послушать и над чем поразмыслить. Вот они и дали достойный старт месяцу, пригласив артиста с его аристократически изощренным вкусом и благородно-рыцарским стилем исполнения, с его неземной красоты фортепианным звуком, максимализмом и неукротимым духом пьянящей свободы.

НАДО ЛИ ГОВОРИТЬ, ЧТО НА КОНЦЕРТЕ КИСИНА СТЕНЫ ЗАЛА БУКВАЛЬНО ломились от желающих приобщиться к подлинно высокой музыкальной культуре. Воодушевление зала понятно: уникальное мастерство пианиста знакомо меломанам всего мира. В отношении к этому артисту странным образом сочетается осознание высоты его творческого дара с какой-то трудно определимой дружеской привязанностью. Тому есть объяснение: мы давно полюбили его искусство, с тех самых пор, когда руководитель "Виртуозов Москвы" Владимир Спиваков впервые привез к нам еще совсем юного мальчика, сыгравшего в Большом зале филармонии не по-детски серьезно один из концертов Моцарта. На протяжении более трех десятилетий - с момента своего первого появления на сцене Кисин покоряет своим изумительным искусством многочисленных почитателей во всех странах мира.

Когда играет Кисин, само понятие возраста исчезает: то, что он делает, обращено к душе - а кто ведает, сколько ей лет и что она может. Пианист быстро забирает слушателя в свое сердце и по-детски внимательно показывает ему там все тайники. В кисинской детскости и чистоте чувств и непосредственность переключения эмоций, и поглощенность тем, что приковало внимание этой души, увлекающейся и искренней. В нем мы видим собеседника, способного все понять, связать частную судьбу со всем мирозданием, дать новые силы. Откровения, добытые его трудом и талантом, он делает и нашим достоянием. Лишенный каких бы то ни было атрибутов власти, он безраздельно властвует над нами.

Какая великая простота была в его исполнении 21-й сонаты Бетховена, какая душевная открытость и глубина, задумчивость и драматизм! И как удивителен, как поэтичен был сам пианист, исполнявший эту музыку так, словно это было его собственное раздумье, словно он исповедовался в своих чувствах наедине с собою самим и с природой. В переполненном зале с феноменальной энергией выражения играл он и Четвертую сонату Прокофьева, ноктюрны и мазурки Шопена, "Ракоци-марш" Листа. Сколько выразительности, эмоциональной тонкости, взволнованности было в трактовке прокофьевской сонаты. Артист как бы исподволь накапливает в своем повествовании энергию, чтобы все переполнявшие сердце чувства выплеснуть в зал. В исполнении Шопена и Листа мы вновь оказались во власти его редкого обаяния, поразительно искренней интонации пианиста. Его исполнение - это диалог с самим собой, не имеющее себе равных сплетение магнетизма и аристократичности стиля.

Каждое произведение он завершал под гром рукоплесканий, какого, наверное, не было в этих стенах давно. Растроганный, восхищенный настроением публики, он готов был играть и дальше.

Алан Алтиноглу

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ В АПРЕЛЕ БЫЛ НЕ МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ: состоялась беспрецедентная встреча с французским дирижером армянского происхождения Аланом Алтиноглу. Сегодня среди звезд первой величины на мировом дирижерском горизонте Алан Алтиноглу занимает одно из первых мест. Его считают королем оперы, но он широко известен и как симфонический дирижер, о чем свидетельствуют его многочисленные записи симфонических произведений и концертов.

Алан родился в Париже, окончил парижскую консерваторию, где потом 10 лет преподавал в классе камерного ансамбля. Потом к 35 годам он сделал карьеру оперного дирижера. Сегодня он регулярно выступает в крупнейших оперных театрах мира, таких как Метрополитен-опера, Венская государственная опера, Чикагский оперный театр, Берлинская государственная опера, Баварская государственная опера, музыкальные театры Парижа.

Впервые я услышала о нем, когда он два года назад выступил на Пятом фестивале Национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. В течение фестиваля только он дважды стоял за пультом плетневского оркестра, покорив российскую публику своим мастерством и недюжинным темпераментом. Это обаяние маэстро распространилось и на наш оперный зал, когда он, встав за пульт Филармонического оркестра Армении, сыграл интересно составленную программу из произведений Вагнера (увертюры из первого и третьего действий оперы "Лоэнгрин", Первый виолончельный концерт Сен-Санса, где солировал наш знаменитый соотечественник Александр Чаушян, Мориса Равеля (Испанская рапсодия и Сюита N2 из балета "Дафнис и Хлоя").

Александр Чаушян

ПОКОРИЛИ ИЗЫСКАННОСТЬ ТРАКТОВОК, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ВСЕХ оркестровых групп (и это невзирая на недостаточное количество репетиций) и глубина понимания музыкального материала. Временами казалось, что на сцене не сотни музыкантов, а один совершенный многотембровый инструмент. Оркестранты вспоминают его с особенной нежностью - его выразительные руки, контакт с оркестром, его отменный вкус, тонкое понимание музыки. С большим тактом, с полной непредвзятостью первозданно прозвучал Первый концерт для виолончели с оркестром Сен-Санса в исполнении замечательного виолончелиста Александра Чаушяна и оркестра, дирижируемого Аланом. Как органично и четко передали они преобладающие в этом сочинении французского классика черты пикантного и причудливого галантного стиля. Думается, вполне оправдан и неугасающий интерес к личности Ал.Чаушяна. Он целиком предан музыке и поэтому всегда остается одним из самых востребованных современных виолончелистов.

Следующий концерт представил нашу соотечественницу, пианистку Марианну Ширинян, с блеском сыгравшую Концерт Грига с Филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна. С особым подъемом в этот день прозвучала знаменитая Шестая ("Патетическая") симфония Чайковского. На следующий после концерта день Филармонический оркестр уехал на гастроли в Европу - Данию, Норвегию, Финляндию. По отзывам прессы, все концерты армянских артистов прошли с ошеломляющим успехом в самых престижных залах. Эти концерты тоже посвящены памяти жертв Геноцида. Излишне говорить, что успех наших артистов имеет не только чисто художественное значение. В нем заключен и глубокий политический смысл.

Что же касается концерта легендарного Владимира Спивакова и руководимого им Филармонического оркестра России, они всегда вызывают огромный интерес публики. "ГА" уже писал о них. Но концерты маэстро и его коллектива не требуют слов. Их надо слышать. Но, увы...

Сенсационный апрель еще не завершен. Нас ждут новые встречи, к которым мы еще вернемся.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      11832

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4473

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8848

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      4297

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАЙДЕКО ВПЕРВЫЕ ЗВУЧИТ НА КАСКАДЕ
      2018-07-16 16:18
      3251

      Век живи - век учись! Именно эта мысль пришла в голову, а может быть, и сотням людей, пришедших в тот вечер в парк Центра "Гафесчян" в Ереване, где выступал американский аккордеонист, композитор и певец Дуэйн Дупси со своей группой The Zydeco Hellraisers. Музыканты приехали в Ереван по приглашению Посольства США в Армении и дали большой концерт в честь Дня независимости Америки.

    • НАША МУЗЫКА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
      2018-07-09 16:49
      1940

      Заслуженная артистка Армении. Профессор Госконсерватории. Победительница многих международных конкурсов. Основательница и лидер нескольких  вокальных коллективов. Талантливая певица и замечательный, очень теплый и всегда улыбающийся человек, Анна МАИЛЯН постоянно чем-то занята. Закончив один проект, сразу берется за другой, будь то работа с начинающим вокалистом или запись нового альбома с армянской камерной или фольклорной музыкой. В момент нашей встречи она была занята подготовкой презентации книги-сборника песен известного персидского композитора-песенника армянского происхождения Варужана Партева.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      3083

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.

    • ГОСТИ И УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ "АРМЕНИЯ"
      2018-07-06 14:47
      1769

      Международному музыкальному фестивалю "Армения" всего год. Но он уже заявил о себе, объединив знаменитых музыкантов из разных стран, выступления которых всегда вызывают у зрителей живой интерес. Разнообразна была прошлогодняя программа в течение десяти вечеров в режиме нон-стоп, представленная ценителям классической музыки. А среди исполнителей были многочисленные лауреаты престижных премий: скрипачи Максим Венгеров, Роман Ким, Федор Рудин, виолончелист Нарек Ахназарян, пианистка Наре Аргаманян и другие.