Последние новости
0
992

"В ЭТИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ УЧАСТВОВАЛА И МОЯ СЕМЬЯ"

Издающаяся в Константинополе двуязычная газета Agos публикует трагическую историю, рассказанную молодым турецким ученым Невин Йылдыз Тахинджиоглу и записанную журналистом Уйгаром ГЮЛЬТЕКИНОМ. Предлагаем вашему вниманию перевод Пандухта данной статьи с некоторыми сокращениями.

Во время одной из конференций, посвященной теме женщин, вынужденных жить в мусульманских семьях, молодой ученый Невин Йылдыз Тахинджиоглу рассказала историю девушки по имени Сара. Она потрясла зрительный зал следующими словами: "В этих преступлениях участвовала и моя семья".

ДЛЯ ТАХИНДЖИОГЛУ, ВЫРОСШЕЙ В УЕЗДЕ ВИРАНШЕХИР УРФЫ, история Сары начинается с детских лет: "Настоящее имя Айыб-аги было Эйюп. Рассказы о нем членов семьи оставляли во мне двойственное впечатление. У моего дедушки был каменный дом, куда мы ходили играть. Дом, по всей вероятности, принадлежал армянину. Было видно, что такую работу мог проделать только армянский мастер. На стене дома была надпись на незнакомом нам языке. Кого бы мы ни спрашивали о хозяине дома, ответ был таким: "Айыб-ага, но какие же зверства он здесь творил!" Два этих, друг от друга отличающихся впечатления всегда кружились в моем детском мозгу: герой он или злодей?"

Когда в голове множатся вопросы, начинаешь искать ответы, слушая разные истории родственников об Айыб-аге. "Я поняла, что у него были проблемы с психикой, что он был человеком, склонным к насилию, и все его боялись. На меня очень подействовал рассказ о том, как однажды вечером, ужиная, он сидел на ступеньках напротив дома и, когда увидел армян, подозвал их и своим кинжалом отрезал им головы. После убийства он вытер кинжал белым платком и продолжил свою трапезу. Было понятно: в то время за голову каждого армянина давали один золотой. Но у него не было никакой нужды в деньгах. И с государственными чиновниками у него были хорошие отношения. Рассказывают, что он избивал того армянина, который смотрел ему в глаза. Я была поражена, когда узнала, что его жена - армянка. Меня взяла оторопь: ненавидевший и убивший столько армян женился на армянской женщине".

Taхинджиоглу привлекает внимание к восприятию женщины в обществе: "С точки зрения этого замужества, проблема не в подчинении, проблема в сопротивлении. Сара сопротивлялась молча. Сопротивлялась замене своего имени. Сопротивлялась, нося на шее крест", - рассказала она. Зал окаменел, когда Тахинджиоглу призналась, что побудило ее рассказать историю Сары: "У меня есть друг, проводивший исследование об армянах-мусульманах. Мы сидели в каком-то месте. Приехали армяне из США. Брали интервью. Рассказывали свои истории, рассказывали о семьях, убитых такими-то людьми из Гамидие. Я невольно сказала: "Вы говорите о моей семье". Они просто смотрели на меня. Я попросила прощения. Я больше ничего не могла им сказать и почувствовала себя невыразимо плохо. После этого я решила, что нужно говорить на эту тему. Если кто-то начнет рассказывать свою историю, встреча с прошлым возможна. Каждый должен принести свои личные извинения".

Во время одной из конференций, посвященной теме женщин, вынужденных жить в мусульманских семьях, молодой ученый Невин Йылдыз Тахинджиоглу рассказала историю девушки по имени Сара.

TAХИНДЖИОГЛУ ОБЪЯСНИЛА, ЧТО ЭТО ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ: "С того момента, как я узнала об этой истории, я познакомилась с Армянским вопросом. Я создала собственную субъективную политическую позицию, основанную на моей личной истории. Я считаю, что это и политическая позиция. Рассказав, я сняла с себя огромное бремя", - сказала она.

В этом рассказе представлена история Сары, рожденной в 1871 году, потерявшей всю свою семью во время вооруженных нападений на армянские села Вираншехира и принявшей ислам. Как и во всех историях, передаваемых устно, в ней могут быть неточности и ошибки при воспроизведении имен людей и географических названий. Во время гамидовской резни Сара была вынуждена выйти замуж за мусульманина по имени Эйюп Четин - Айыб-ага (1859-1940), служившего в полку Гамидие.

История состоит из данных, собранных на основе рассказов четырех свидетелей: трех женщин и одного мужчины. Героиня этой истории, Сара, принадлежит к тем немногим людям, которым ценой исламизации удалось выжить. Она сумела спасти жизнь своего младшего брата - единственного выжившего из всей семьи, согласившись выйти замуж за курда Айыб-агу, и сохранила свое армянское имя, несмотря на физическое и моральное насилие, окружавшее ее всю жизнь.

Армянское село Вираншехир в Урфе стало мишенью атаки. Руководили нападением Гамидие Ибрагим-паша и его двоюродный брат Айыб-ага (Эйюп). Нападение на армянские деревни уезда осуществлялось в первую очередь с целью грабежа. Гамидие собрали молодых армянских мужчин, в том числе старших братьев и родственников Сары, и закрыли в одной из пещер Урфы, известной как Армянская пещера. Сара увидела собаку, у которой в пасти была человеческая рука. Проследив за собакой, Сара нашла эту пещеру и обнаружила своих убитых родных. Сара вместе с оставшимися в живых пыталась выехать из села, но попала в плен к Айыб-аге вместе с младшим братом - единственным оставшимся в живых из членов семьи. Сара не знала, что этот человек станет ее мужем и отцом 15 детей. Айыб-ага пленился ее красотой.

ПРИКАЗУ "ВНАЧАЛЕ СТАНЕШЬ МУСУЛЬМАНКОЙ, ПОТОМ ВЫЙДЕШЬ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ" Сара не подчинилась. Ненависть по отношению к Саре вновь превратила Айыб-агу в палача армян. Однако на этот раз его мишенью стали отец и мать девушки. Став свидетельницей убийства родителей, юной Саре ничего не оставалось, как подчиниться приказу Айыб-аги, спасая жизнь шестилетнего брата. Сара поставила одно условие: хоть и станет мусульманкой, но сохранит свое имя. И имя стало одной из тех многочисленных причин, благодаря которым Сару никогда не считали истинной мусульманкой. И в глазах Айыб-аги, и в глазах других членов милли-аширета Сара была ложной мусульманкой, более того, настоящей гявуркой. И имя, которое ей удалось отстоять, напоминающее о том, что она армянка, стало поводом для применявшегося в отношении Сары жестокого насилия. Кроме того, все дети, появившиеся на свет в браке с Айыб-агой, непостижимым образом умирали.

По свидетельству очевидцев, Айыб-ага систематически мучил Сару, нагревая острие своего кинжала и рисуя кресты на ее теле. И выбор кинжала был вовсе не случаен: он использовал тот самый кинжал, которым убивал отца Сары и множество других армян. Мучая Сару, он пытался сделать из нее истинную мусульманку, но Сара так никогда и не сменила имени и не сняла креста со своей шеи. Айыб-ага, испуская последний вздох на смертном одре, проговорил: "Ты иссушила мой род, грязная армянка". Потому что мальчики, родившиеся от двух других жен Айыб-аги, тоже умирали, как и дети Сары.

Сама Сара умерла в 1971 году, прожив ровно 100 лет.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТАБЕТА С.БОЯДЖЯН И ЕЕ СТРАННАЯ ЗВЕЗДА
      2017-12-06 15:17
      2944

      Много ли на Земле людей, чьим именем названа звезда? А много ли среди таких счастливцев тех, кто изучил и описал свою звезду сам? Это может показаться невероятным, но такой человек есть. Более того, это наш соотечественник. Вернее, соотечественница. Речь о знаменитом американском астрономе армянского происхождения Табете С. Бояджян.

    • КАТАЛОНИЯ: ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО РЕФЕРЕНДУМА
      2017-09-20 12:14
      885

      До референдума в Каталонии остается две недели. Но отношения между стремящейся к независимости автономией и не желающей с ней расставаться метрополией накаляются не по дням, а по часам.

    • САЯТ-НОВА В ПРИЦЕЛЕ ЗАКАВТУРЕЦКИХ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
      2017-06-14 15:05
      1832

      Незваным гостям в виде тюркских кочевых племен, повсеместно нещадно гонимым автохтонными народами, однажды улыбнулась удача, когда созданное турецким экспансионизмом гособразование в восточном Закавказье вместо того, чтобы логично кануть в Лету под разящими ударами армянских войск, нежданно-негаданно было реанимировано российским большевизмом. Получив в подарок "свою" республику с украденным у Ирана названием, а позднее и новое для себя наименование "азербайджанцы", подвергая репрессиям армян и принудительно записывая в свой этнос-новодел представителей коренных мусульманских народов региона, закавказские турки тем не менее счастья не испытали. Поскольку помимо серьезных проблем с самоидентификацией столкнулись с колоссальными проблемами психологического свойства. 

    • О ГЕНЕРАЛЕ ДРО И АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ХУДОЖЕСТВАХ В ВИКИПЕДИИ
      2017-05-26 13:32
      1200

      Мне, честно говоря, глубоко плевать, что пишут и над чем мастурбируют потомки черных и белых баранов в своем, азербайджанском варианте Википедии. Но согласитесь со мной в том, что русская Википедия отнюдь не их вотчина. Однако очень часто не покидает ощущение, что многие статьи на региональную тему пишутся в Баку. Вот вам для сравнения две статьи из русской Википедии. Мамед Эмин Расулзаде и Драстамат Канаян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Яир Лапид намерен представить в Кнессет законопроект о признании Геноцида армян
      2017-12-14 17:36
      423

      Лидер израильской оппозиционной партии Yesh Atid Яир Лапид заявил о намерении своей партии представить в Кнессете законопроект о признании Геноцида армян. Об этом сообщает TimesofIsrael.

    • "ДЖАЗ – РОКОВЫЙ ЛЕНИНАКАН. 1964-1988"
      2017-12-13 14:49
      566

      Прошлое отдаляется от нас со стремительной быстротой: начинают забываться даже значимые начинания и события, люди, которые когда-то своей жизнью скрашивали жизнь гюмрийцев. Так теряется связь и преемственность поколений. Вот почему, когда на днях Людмила Билбилиди пригласила на презентацию книги "Джаз – роковый Ленинакан. 1964-1988", я попытался вспомнить музыкальные коллективы тех лет, насчитал их не более шести, на презентации же выяснилось, что их было более пятнадцати…

    • Московские мусульмане провели митинг у посольства Мьянмы
      2017-12-11 19:53
      718

      Около тысячи мусульман собрались в воскресенье на несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве. Они недовольны гонениями на своих единоверцев в этой азиатской стране - по их мнению, там происходит геноцид мусульман. Собравшиеся в центре Москвы люди требовали реакции российских властей на ситуацию в Мьянме, передает Би-би-си.

    • АРМЯНЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИЕЙ
      2017-12-11 15:38
      2392

      Как малым народам и странам выжить в борьбе великих держав? Последние триста лет истории прошли в острой борьбе имперских наций, стремящихся расширить свои сферы влияния и установить свое политическое господство. Формирование крупных имперских наций, как правило, происходило за счет подчинения и порабощения малых стран и народов. Стремление британцев установить тотальный контроль над ирландцами и шотландцами привело к катастрофическим событиям для этих народов. Во время Великого голода 1845-1849 гг., спровоцированного тогдашним британским правительством, Ирландия потеряла от 20 до 25% своего населения: до 1 млн погибших и 1,5 млн эмигрантов. Распад империй, последовавший после Первой мировой войны, ознаменовался геноцидом 1,5 млн армян и более 1 млн греков в Османской империи. В свою очередь приход к власти нацистов в Германии обернулся уничтожением европейского еврейства, в результате чего погибло более 6 млн человек. Таким образом, за сто лет (1845-1945 гг.) было истреблено более 10 млн представителей малых народов.