Последние новости

МЕСТО ИХ ВЫСЫЛКИ - НЕБЫТИЕ...

К 100-летию Геноцида армян в Османской империи Институт политических и социальных исследований Черморско-Каспийского региона выпустил книгу "Геноцид армян в Турции: новые документы дипломатических миссий" под редакцией доктора политических наук, профессора В.Н.ПАНИНА. Ее автор - кандидат исторических наук, директор института Владимир Александрович ЗАХАРОВ при сравнительно небольшом объеме исследования (220 страниц) отразил суть происходившего с армянами в Османской империи в период 1877 - 1923 годы, тем самым условно обозначая границы явления, которое с учетом даты наибольших потерь именуют Геноцидом армян 1915 года. Книга анализирует также события после окончания Первой мировой войны в регионе, развенчивает позицию тех (главным образом Турции и Азербайджана), кто безуспешно пытается обосновать политику отрицания правды.

ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИСТОЧНИКОВ, ФАКТОВ И ЦИТАТ (среди них впервые публикуемые материалы сербских и болгарских дипломатов) дают возможность любому непредвзятому читателю самому хронологически сопоставить все аргументы и без чьей-либо помощи сделать свои выводы, сходные с теми, на которых выстраивается позиция В.Захарова.

Краткий исторический экскурс в древность, во времена еще до Тиграна Великого, принятие Арменией христианства в 301 году, создание армянского алфавита Маштоцем в 405 году, констатация наличия византийских императоров, армян по национальности и армян Патриархов Константинопольской церкви, потери и обретение независимости в средневековье. И переломный в судьбе народа XI век, когда в регионе появились турки-сельджуки, постепенно завоевывающие Малую Азию и возвращающие ее в "доисторические" времена. Попутно между делом Захаров в ряде мест указывает в назидание фальсифицирующим историю азербайджанским авторам: "О каком Азербайджане в XVII-XVIII, да хоть в XIX в. говорят бакинские авторы?" Несколько страниц посвящены лжи и клевете азербайджанцев, истории возникновения этого государственного образования в 1918 году и сути сегодняшнего диктаторского режима Алиевых.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг., благоприятный для армян Сан-Стефанский договор и гибельный Берлинский трактат, позиция держав, никак не согласных с продвижением России вглубь Армянского нагорья, погромы армян в 1894-1896 гг., роль курдов в истреблении армян и их изгнании из родных деревень, приход к власти младотурок и их курс на окончательное решение Армянского вопроса.

В КНИГЕ, КАК ОТМЕЧАЛОСЬ, ПРИВЕДЕНО МНОЖЕСТВО ЦИТАТ, начиная с Бехистунской наскальной надписи персидского царя Дария (VI-V вв. до н.э.), где упомянута страна Армения, до сегодняшних опусов азербайджанцев, утверждающих, что "появление армян на Кавказе - дело рук царской России". Много внимания уделено масонству, его роли в Геноциде армян. Один из руководителей младотурок Талаат - еврей, принявший ислам. Таких называли денме. Крипто-евреем был и Мустафа Кемаль. Денме составляли большинство в руководящих кругах младотурок. Придя к власти в 1908 году, младотурки проводят ряд либеральных реформ, вроде бы расширяя права религиозных меньшинств. Но очень скоро приходит час резни армян в апреле 1909 года в Адане.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНОСТИ ГЛУМЛЕНИЙ И УБИЙСТВ БЕЗЗАЩИТНЫХ ЛЮДЕЙ НЕВОЗМОЖНО. О происходившем информируют свои власти представители иностранных государств. Даже Великий имам Египта, шейх Салим аль-Бишри издал фетву с осуждением преступлений, пригрозив, что совершающие это "подвергнутся истязанию в языках пламени в день Страшного суда". Но по сути в политике турок ничего не изменилось. Генеральная репетиция в апреле 1909 года привела к апрелю 1915-го. А суда - ни Страшного, ни человеческого с наказанием за содеянное не видно.

Безнаказанность вдохновляла не только Гитлера, но и Муссолини. Его любовница Кларетта Петаччи записала изречение 1938 года, когда вождь обещал окончательно решить еврейский вопрос: "Я устрою такую же резню, какую устроили турки..." У Гитлера и Муссолини были хорошие учителя. Захаров приводит несколько шифрованных телеграмм министра внутренних дел Талаата. Вот фрагменты из двух депеш:

"Всех, кто будет колебаться и выказывать сомнение в необходимости уничтожить армян - этих многовековых врагов Турции, все последние годы стремившихся потопить нашу страну в крови, - следует наказывать как изменников родины..." И еще: "Хотя по сообщениям в уничтожении сомнительных лиц проявлено особое усердие, нам стало известно, что они высланы в сомнительные места - Сирию и Иерусалим. Подобная снисходительность - непростительная ошибка. Место их высылки - небытие. Я советую вам действовать согласно этому указанию". Это Талаат пишет 1 декабря 1915 года префекту Алеппо.

Что касается образцов "особого усердия", приведу также две краткие цитаты. "Одному тертеру (священнику) с целью стать вероотступником выкололи глаза обоюдоострой черкесской саблей, которую поворачивали в окровавленных орбитах так, как буравят сверлом кусок дерева. Этой же саблей ему отрезали язык и выбили зубы". Другой эпизод, записанный дочерью Л.Н.Толстого, работавшей с беженцами в больнице Игдира: "Как только началась война, курды стали проявлять к армянам беспощадную жестокость: мужчин убивали, женщин забирали... Больная женщина рассказала, как у нее на глазах убили мужа, детей... Она умоляла курдов убить и ее, но они ответили, что она еще нужна им, и забрали ее".

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КАСАЕТСЯ ТАКЖЕ ДИНАМИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО развития событий в преддверии 100-летия Геноцида армян, попыток президента Турции Эрдогана отвлечь мировое сообщество от 24 апреля притянутым за уши к этой дате празднованием 100-летия битвы при Галлиполи. К моменту выхода в свет книги Захарова информации о том, кто и на каком уровне куда направится, не было. Да это и не имеет отношения к работе Захарова. Поэтому замечу лишь, что какой мерой ты меряешь 24 апреля, такой тебе и отмерится. Пусть хотя бы на Страшном суде. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы пораньше.

В завершение заметок об этой весьма содержательной и познавательной работе приведу из нее слова директора Института Холокоста и геноцида в Иерусалиме профессора Израэля Чарни: "Геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как "репетицию" Холокоста".

Трагедия одного народа не может, конечно, быть всего лишь "репетицией" трагедии другого народа. А в остальном г-н профессор прав. Да вот политики его страны и многих других стран (некоторые, по меньшей мере косвенно, причастны к 1915 году) не спешат глянуть правде в глаза. Только иногда вяло призывают турок примириться со своим прошлым.

К признанию Геноцида призывало и письмо в феврале 2012 года в адрес Эрдогана от граждан России, армян и русских. Строитель Варткез Арцруни, спортсмен Никита Симонян, актер Армен Джигарханян, историки Наталья Нарочницкая, Владимир Захаров, писатель Ашот Сагратян и другие в завершающем абзаце послания пишут: "И, очевидно, подлинный ислам придет в Турцию только вместе с признанием Геноцида армянского народа. Ибо сказано в хадисе: "совесть - часть веры".

Эрдоган отмолчался и затеял теперь маскарад - 100-летие Галлиполи, отмечаемое 24 апреля. Это он зря. Этот день в истории Турции ничем уже не завуалируешь, скоро даже для своих, у себя дома. Попытка Талаата "командировать" всех армян в небытие провалилась. И с этим турецким политикам (при всей их тайной любви к Талаату) придется считаться.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЧУДО ОТ ГОАР И КАЛЛЕ
      2018-10-19 15:34
      590

      10 октября в Армянском музее Москвы состоялась презентация книги супругов Гоар Маркосян-Каспер и Калле Каспера "Чудо", недавно вышедшей в российском издательстве "Эксмо". В сборник вошли два автобиографических романа: Mementomori! Гоар и "Чудо" Калле.

    • 7 ЧУДЕС - И ВСЕ В ОШАКАНЕ
      2018-10-17 15:28
      584

      Когда 16 лет назад поэт и художник, председатель Фонда культуры Аревшат Авакян закладывал в Ошакане фруктовый сад с помощью нескольких десятков видных представителей интеллигенции, дальнейшая судьба этого замысла только вырисовывалась. Через пару-тройку лет деревья дали первый урожай, и садоводы вкусили плоды своего труда. Так постепенно родилась традиция - отмечать дни армянских фруктов. Их число со временем увеличилось до семи.

    • ФРАНКОФОНИЯ СТАРТОВАЛА В ИНСТИТУТЕ ЛИТЕРАТУРЫ
      2018-10-08 15:51
      1575

      В пятницу в Институте литературы имени М. Абегяна состоялась презентация книги члена-корреспондента, доктора филологических наук, профессора Аэлиты Долуханян "Французские арменоведы". Она вышла в свет пару месяцев назад. Официальное представление издания в канун недели Франкофонии в Армении фактически стало первым мероприятием в программе Дней Франкофонии и 17-го саммита членов этой международной организации.

    • МЕЖДУ "ГЕРОИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ" И "ЛУЧЕЗАРНЫМ" БУДУЩИМ
      2018-10-03 13:37
      6770

      Статья журналиста Н.Пашиняна в его газете "Айкакан жаманак" ("Забыть "героическое прошлое", 9 декабря 2005 г.), которую я процитировал 25 сентября сего года в "Голосе Армении" в рамках материала "Так что нам делать с армянской историей?", вызвала, судя по сайту, большой интерес не только у постоянных читателей нашей газеты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ