Последние новости

ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА С НАМИ И ПРО НАС

100-летие Геноцида армян, учиненного Османской империей, сегодня отмечается во всем мире. Осмысливая историю этой трагедии, важно не только понять ее корни, осудить это преступление, но и вспомнить и пережить пройденный армянами путь после нее. Скорбя о бесчисленных жертвах Геноцида, мы одновременно обнаруживаем сегодня и то, что армянский мир расширился, что он прочно вошел в контекст мировой истории и еще глубже подтвердил свою христианскую сущность в общении со своими духовными единоверцами, что он стал прочнее, опираясь на приобретенную государственность, значимее и сильнее, благодаря стремительному расцвету культуры и искусства в течение всего ХХ века.

ЭТОТ ВЕК И ОПРЕДЕЛИЛ СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ к установлению самого широкого общения со всеми странами мира. Лучшим проводником в достижении этих целей стало искусство, которое вместе с наукой и с широким, серьезным образованием способно создать прочный фундамент государственности, сделать народ сильным и независимым. Сегодня мир чрезвычайно напряжен. И прекрасно, и обнадеживающе, когда на высочайшем уровне искусства происходят прилюдные осмысления сложных историко-политических тем. Именно в такой возвышенной атмосфере отмечалось 100-летие Геноцида армян в Москве, в Большом зале консерватории. 23 апреля здесь был исполнен грандиозный Реквием выдающегося русского композитора Вячеслава Артемова для 6 солистов, 2 хоров, органа (Мария Векилова) и полного симфонического оркестра в исполнении Государственной капеллы им. А.Юрлова, хора мальчиков хорового училища им. А.Свешникова, Российского национального оркестра (главный дирижер М.Плетнев) под управлением Эдуарда Топчяна. Солистами были сопрано Лиана Алексанян, Асмик Папян, Термине Зарян, Ованес Айвазян (тенор), Арсен Согомонян (баритон), Валерий Козловский (дискант).

Полный зал в течение 80 минут был погружен в это духовное действо, мысленно и эмоционально захватившее и объединившее всех. Оно строилось в классической последовательности, принятой в латинской мессе. Традиционную тему Реквиема - оплакивание Христа, композитор расширил остро современным мироощущением, причастностью к событиям, свидетелем и очевидцем которых он был. Вячеслава Артемова можно назвать истинным сыном ХХ века; он родился в 1940 году, застав в младенчестве войну. Все темы века этим поколением были поняты и пережиты. Артемов входил в музыкальный мир в блистательном окружении учителей и талантливых ровесников, окрыленный романтическими настроениями 60-х. Но путь его не был гладким, как и у всех художников, отмеченных исключительной одаренностью и предельной искренностью души. Так что его музыкальное повествование о жертвенном восхождении на вершины духа, в мир созерцания божественной сущности мира, было для него своего рода искуплением за всех страждущих.

ИНТЕРЕСНА ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ РЕКВИЕМА. АРТЕМОВ НАЧАЛ ПИСАТЬ ЕГО В 1984 ГОДУ В ДИЛИЖАНЕ, в Доме творчества композиторов и закончил в 1988-м. Премьера Реквиема, который получил название "Мученикам многострадальной России", состоялась 28 ноября 1988 года в Москве, за 10 дней до Спитакского землетрясения. Когда оно произошло, Вячеслав Артёмов сделал все, чтобы его Реквием прозвучал по Всесоюзному радио уже как отклик на армянскую трагедию. Трансляция Реквиема Артемова была первой трансляцией музыки такого рода по Всесоюзному радио. Ранее это было запрещено по религиозным мотивам. И этот опыт, как рассказывает композитор, открыл дорогу радиотрансляциям реквиемов Моцарта и Верди.

Поэтому резонно считать исполнение Реквиема Вячеслава Артемова, посвященное памяти жертв Геноцида армян, состоявшееся 23 апреля 2015 года в Москве, своего рода традицией, подтверждающей особо почтительное и любовное отношение композитора к Армении, ее истории и ее народу. Его многие произведения были написаны в Дилижане, в Доме творчества композиторов. Он работал здесь даже в темные 90-е, зимой, в холоде и при свечах завершая монументальную тетралогию симфоний под объединенным названием "Симфония пути". В этом он был и летописцем армянской истории, переживая с народом Армении его драматическую реальность.

Творчество Вячеслава Артемова взрастает на богатейшей почве русского Ренессанса XIX века, объединившего в себе грани всех искусств и философии. Но просвещенное художественное мышление направлено всегда к первозданным истокам, черпая там ту самую всеобщность, к которой так стремится высокое искусство. Оставаясь глубоко русским художником, в своих произведениях он становится приверженцем того метода развития музыкального материала, который, в частности, расшифровывается эпиграфом к его симфонии "Путь к Олимпу " (1978, 1984). Это высказывание Сенеки - " …и тогда, быть может, достигнешь вершин или тех мест, про которые ты один будешь знать, что это еще не вершины". Такая "неустанность постоянного движения", "порыв к вечной битве", "сила и мощь, контрастирующие с неиссякаемой нежностью" присущи всем его сочинениям. Это его мировоззрение, его музыкальный язык.

"Я ВЕРЮ В ПРЕОБРАЖЕНИЕ ТВАРНОГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ", - говорит композитор. "Музыка - это посредник между Богом и человеком. Музыка - это сгусток духовной энергии, призванный пробудить в человеке нравственное сознание, очистить душу", – пишет он.

После премьеры Реквиема в 1988 году мир взорвался восторженными высказываниями. Среди них одно, принадлежащее Юлии Евдокимовой, звучало так: "Это сочинение не волнует - оно потрясает, терзает душу, вырывает из мира обыденных человеческих эмоций, заставляет содрогнуться, мучает и, одновременно просветляет, очищает сердце. Долго не может уйти из памяти - понуждает думать о музыке, о себе, о своем месте в жизни, о нравственных критериях в ней…".

…Так запомнится для всех присутствующих концерт, посвященный памяти жертв Геноцида армян. О драмах мира полноценно, открыто, честно может говорить только искусство. Нужно слышать его и всячески способствовать расширению его участия, звучанию музыки, открытию новых талантливых имен.

Есть все основания надеяться, что Реквием Вячеслава Артемова под управлением Эдуарда Топчяна прозвучит и в Ереване.

Москва - Ереван

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОЛОС В ЗАЩИТУ АМУЛСАРА
      2018-07-06 15:30
      2638

      Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      1704

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      2046

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1352

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗВОНКИЙ ФИНАЛ ФЕСТИВАЛЯ
      2018-07-25 15:11
      4250

      В Ереване с успехом прошел международный фестиваль духовой музыки, посвященный Александру АРУТЮНЯНУ Музыка, пожалуй, одна из главных в том перечне вечных ценностей, которые не требуют перевода, а потому во все времена объединяют человечество вопреки всем происходящим вокруг нас политическим ситуациям, безумствам и катастрофам. Это тот единый культурный код, который позволяет победить всему доброму, заложенному в человеке. Вот и на этот раз музыка победила, несмотря на неблагоприятные для нее условия.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8732

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      4668

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      4304

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.