МИШЕНИ "ОКОН АТА"
Уникальная выставка открылась в здании Национального архива Армении. Приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, она представила на всеобщее обозрение лучшие образцы одного из интереснейших жанров журналистики - сатирические плакаты, созданные известными армянскими художниками в 1941-1943 гг.
КРАСОЧНЫЕ, АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ, ГРОТЕСКНЫЕ, НО ПОНЯТНЫЕ ВСЕМ, карикатуры стали в период войны не только своеобразным оружием борьбы с фашизмом, средством изобличения врага и верным способом воздействия на умы и чувства людей, но и уникальным жанром, созданным художниками. Сергей Арутчян, Ашот Мамаджанян, Шаварш Оганесян, Седрак Рашмаджян, Левон Генч (Генчоглян) - именно эти художники трудились в стенах АТА (Армянского телеграфного агентства, или АрмТАГа) над неповторимыми плакатами ручной работы, вселяя в народ веру в победу.
В экспозицию вошли плакаты, переданные в государственную
архивную службу в 1943 г., после выпуска последнего, 112-го номера из серии
работ этого жанра. Как рассказал директор Национального архива Армении Аматуни
Вирабян, после освобождения территории Советского Союза от фашистских
захватчиков необходимость в карикатурных выпусках исчезла, и было решено
сохранить собравшуюся за два года коллекцию для потомков. Сегодня в
Национальном архиве сохранены в оригинале практически все экземпляры плакатов,
за исключением одного-двух, которые имеются в виде черно-белых фотографий.
Подобной ценной исторической коллекцией не могут похвастаться архивы других
республик бывшего СССР, информационные агентства которых также выпускали
сатирические плакаты.
Известно, что АТА перенял эстафету этого жанра у коллег
из других республик. На здании Армянского телеграфного агентства,
расположенного в те годы на столичной улице Алавердяна, было сооружено окно -
по образцу знаменитых московских "Окон сатиры РОСТа" (Российского
телеграфного агентства), созданных советскими художниками и поэтами в 1919-1921
гг. Раз в неделю наши карикатуристы вывешивали на "Окне АТА" очередной
пронумерованный плакат, посмотреть на который стекался чуть ли не весь город.
Кстати, первый номер вышел в августе 1941 г., когда на фронтах шли ожесточенные
бои и советские войска несли большие потери. Плакаты содержали в себе не только
карикатуры или серию рисунков, так называемые комиксы, но и были снабжены
небольшим текстом. Как правило, это были четверостишья, прозаические строки,
афоризмы, перефразированные пословицы и поговорки на русском и армянском
языках. Их авторами также были известные писатели и журналисты - Сурен Вауни,
Артем Шахбаз (Шахбазян), Наири Зарян, Элеонора Адамян.
ТЕКСТЫ ПРИДАВАЛИ
САТИРИЧЕСКИМ РИСУНКАМ КОНКРЕТИКУ И КОЛКОСТЬ, заставляя народ не только смеяться над врагом, с
одной стороны, и над остроумием авторов плаката - с другой, но и по принципу
"сарафанного радио" передавать содержание каждого свежего плаката из
уст в уста. Карикатуры "Окон АТА" были популярны как среди взрослых,
так и у детей. В школах даже осуществляли мини-постановки на темы этих
плакатов, собирая полные залы. "Молодец против овец, а против молодца -
сам овца", "Все мы знаем истину одну: все равно пойдешь ко дну"
- эти и другие тексты авторов карикатур люди использовали при каждом удобном
случае.
"Выставка дала нам повод вспомнить подвиг армянских
журналистов, для которых, как говорил Сергей Арутчян, руководивший выпуском
плакатов, ручка была пером, а перо - ручкой, - заметил директор информагентства
Арменпресс, ставшего преемником АТА, Арам Ананян. - Наши старшие коллеги острым
словом и верным рисунком били по фашизму, изобличали его преступления, вселяли
дух в наш народ, делали все, чтобы победа стала общенародной. Художники
оставались верны канонам жанра, они были меткими, лаконичными и исключительно
талантливыми в своей работе, сохраняя исторический контекст периода Великой Отечественной
войны и поднимая народный дух при помощи красок и кисти". Почерк каждого
художника индивидуален: одни брали за живое яркими красками, другие - тонким
юмором, третьи - словом, оставаясь при этом в рамках особенностей жанра
сатирического плаката. Журналисты АТА боролись с врагом не только своим
профессиональным оружием. Многие уходили на фронт, часть из них не вернулась.
Среди них был и Артем Шахбаз.
"Выставка организована Национальным архивом Армении
совместно с Институтом истории НАН РА в рамках международной научной
конференции, прошедшей в НАН РА с участие историков и архивистов из России,
Беларуси и других стран, - сказал Аматуни Вирабян. - Эта экспозиция имеет
большое значение для нас, поскольку армянский народ внес свой достойный вклад в
Победу над фашизмом. Каждый четвертый житель республики воевал. 40% из
полумиллиона наших фронтовиков погибли. К их подвигу можно приравнять и работу
журналистов и художников Армянского телеграфного агентства, способствовавших
победе в тылу".
НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ
ПРЕДСТАВЛЕНА КНИГА "ЭСКИЗЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ", в которую вошли все
представленные в экспозиции сатирические плакаты "Окон АТА". В
сборнике также даны биографии авторов - как художников, так и создателей
текстов. Информагентство Арменпресс преподнесло эту книгу в дар Национальному
архиву Армении. Как отметил Арам Ананян, Национальному архиву будут переданы и
оцифрованные версии плакатов, которые наряду с оригиналами займут свое место в
общегосударственном хранилище.
Церемония открытия выставки завершилась показом
15-минутного документального фильма из фондов Национального архива об участии
армян в Великой Отечественной войне. Презентованы также три новых издания. Одна книга, собранная по материалам
государственной архивной службы, составлена научным сотрудником и заместителем
директора Национального архива Армении Соней Мирзоян, она посвящена участию
наших соотечественников в Отечественной войне 1812 г. Вторая книга
(автор-составитель - профессор В.Гуркин) рассказывает о жизни и подвиге
летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Автор
третьего издания "Участие джавахкских армян в Великой Отечественной
войне" - Климент Арутюнян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-25 12:06
Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.
-
2024-04-25 11:40
"Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.
-
2024-04-24 10:15
В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.
-
2024-04-20 12:31
Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-11-18 10:25
«14 июля 1956 г. – 19 ноября 2020 г.» Такой надгробной надписи в военном пантеоне «Ераблур» нет. Пашинян даже после смерти продолжил мстить командиру легендарной 5-й бригады генералу Манвелу Григоряну. Месть проявилась в запрете предать тело генерала земле в военном пантеоне рядом с могилой Спарапета Вазгена Саркисяна, где лежит его войско. Командира отделили от войска, сказав, что рядом с могилой Спарапета якобы нет места…
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-05-26 11:20
Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство гончарного дела и керамики.