Последние новости
0
1252

ПРОЗВУЧАЛ РЕКВИЕМ ВЯЧЕСЛАВА АРТЕМОВА

Такое бывает редко. Когда объявленного концерта ждешь как События, предвкушаешь нечто особое, вплоть до привкуса страха под ложечкой, и когда Оно наступает - не обманываешься в ожиданиях…

КТО НЕ В КУРСЕ - АРМЕНИЯ И РОССИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЕЙЧАС "СОСЕДЯМИ", то есть не имеют общей границы. Но, пожалуй, трудно найти другой столь этнически далекий, с особой ветвью древневосточного христианства народ, чья историческая судьба так тесно была бы переплетена с историей России. Потому решение продюсерского центра "Арт-Бренд" и лично Елены Харакидзян отметить в рамках фестиваля "Опера Априори" трагическую дату 100-летия Геноцида армян в Османской империи исполнением Реквиема Вячеслава Артемова показалось неожиданным только на первый взгляд. "Мученикам многострадальной России" - такой авторский подзаголовок имеет это произведение.

Но ведь формальным поводом для начала массовой резни в Стамбуле в ночь с 23 на 24 апреля 1915 года стало именно сочувствие - "пособничество" армян русской армии в Первой мировой войне, когда агонизирующая Османская империя вела во всем Причерноморье активные боевые действия против России. Армянские добровольцы в составе Кавказской армии, а с осени 1915 года Кавказского фронта под командованием Н.Н.Юденича отчаянно храбро сражались с турками плечом к плечу с русскими и другими народами Российской империи. Так что официально причисленные к мученикам в эти дни Армянской Апостольской Церковью полтора миллиона погибших армян в каком-то смысле тоже пострадали за Россию.

И еще одно знаковое совпадение. Композитор закончил свой Реквием в 1988 году, и произведение по странному стечению обстоятельств оказалось связано с другой страшной трагедией в истории Армении - землетрясением в Спитаке: Реквием передавали по Всесоюзному радио, что стало беспрецедентным случаем, поскольку произведения "религиозной направленности" никогда ранее не передавали по советскому радио, даже реквиемы Моцарта и Верди.

НАЧАЛО ВЕЧЕРА 23 АПРЕЛЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ сразу задало пронзительный исповедальный тон происходящему. И стало сюрпризом не только для публики, но даже для музыкантов на сцене. Заняли свои места Российский национальный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - Михаил Плетнев) и Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова (под управлением Геннадия Дмитряка), вышли все шесть солистов-певцов. Дикторский голос из-за кулис объявил о посвящении исполнения скорбной дате. О том, что в эти минуты во всех храмах Армянской Апостольской Церкви заканчивается панихида по убиенным. Внезапно убрали свет, луч прожектора нашел фиолетовое, цвета памятной Незабудки, эмблемы 100-летия Геноцида, платье самой маститой солистки Асмик Папян, и ее теплый трепетный голос запел проникновенную мелодию тоски по утраченной Родине - "Крунк" ("Журавль"). Спонтанно стали вставать друг за другом люди в зале и оркестр. Многие не сдерживали слез.

Жаль, что серьезность и масштаб Реквиема Вячеслава Артемова отпугнули в этот вечер "широкие массы меломанов", как принято говорить. Аншлага в Большом зале консерватории, увы, не было. Жаль тех, кто снова будет довольствоваться лишь аудиозаписью с радиостанции "Орфей". Эмоциональный посыл живого исполнения, безусловно, придаст новых красок по сравнению со студийным Реквиемом 1989 года фирмы "Мелодия". Но партитура Артемова задумана настолько многослойно, объемно по звучанию, что именно в натуральном акустическом пространстве замысел автора предстает наиболее адекватно.

Без сужения динамического диапазона, что неизбежно даже при цифровой записи. Вследствие огромного состава исполнителей (230 человек одновременно) исполнение этого опуса Артемова - редкость.

ПРОЦИТИРУЮ ПРОФЕССОРА ЮЛИЮ ЕВДОКИМОВУ ИЗ БУКЛЕТА К ПЕРВОЙ ЗАПИСИ РЕКВИЕМА: "Как грандиозное живописное полотно, это произведение можно долго "рассматривать" вблизи, поражаясь смысловым значением каждой звуковой подробности. Но можно отойти на расстояние – и тогда оно потрясает величественностью, мощью общей драматургии, динамикой эмоционального развития, могущественной властностью художественного впечатления. Обращение к Реквиему было для композитора символом сопричастности русской трагедии трагедиям мировой истории, приобщения к вечным духовным ценностям, окончательное постижение которых происходит только на пороге жизни и смерти.

Вместе с тем автор толкует традиционный текст Реквиема иначе – проецирует его на события отечественной истории, воспринимает как свидетель, очевидец. Канонический текст становится импульсом, источником возникающих в творческом сознании композитора ассоциативных картин, образов. Объем ассоциаций, таящихся в глубине этой музыки, безграничен, как безгранична историческая проекция "темы" произведения, как беспределен в земных критериях времени "сюжет" Реквиема. Каждый может услышать его по-своему. И еще об одном необходимо сказать – о чистоте художественного языка сочинения, красоте, как исходной этической предпосылке всех средств, всех приемов выражения. Никаких экстремальных средств воздействия на слушателя, никакого давления, никаких превышений. Классическая концепция искусства".

Но описывать великую музыку словами - всегда условность.

В этот Реквием надо покорно погрузиться, как в стихию. Канонический латинский текст заупокойной мессы придает замыслу вненациональный масштаб, но русские музыкальные корни напоминают то туттийной мощью "Демественной литургии" Гречанинова, то терпкостью оркестровых диссонансов Шостаковича, то явно в Domine Jesu Christe из Offertorium в партии хора чудится закулисное "Господу молюся я" - похороны Графини из "Пиковой дамы" Чайковского. Все вместе - не похоже ни на кого, выстрадано и вылито в звуки "кровью сердца".

Самая большая нагрузка в Реквиеме ложится на хор. Юрловцы в этот вечер показали высочайший уровень профессионализма и слаженности. Не уступили им в мастерстве и юные певцы из Хорового училища им. Свешникова. С удовольствием отмечу: занятые во второй половине произведения мальчики не томились на сцене с начала. В короткой паузе между частями они быстро заняли свои места перед взрослым хором, вплели ангельские детские голоса в общую картину.

ОРКЕСТРОВАЯ ПАРТИТУРА РЕКВИЕМА ДАЖЕ НА СЛУХ НЕ ОСТАВЛЯЕТ сомнений в предельной сложности всех партий. РНО - "плетневцы" не только справились с ней, но играли истово, с увлечением. Возможно, мелкие неточности и были, но для их фиксации надо знать материал досконально. Запомнился особый саунд у скрипок - чуть резковатый, хрустально-звенящий, что очень подходило к музыкальной фактуре. Концертмейстер оркестра Алексей Бруни и в маленьких соло, и ведя группу, не растерял алмазного звука лауреата конкурсов им. Паганини и Жака Тибо.

Безусловно, "демиургом" на сцене в тот вечер был Эдуард Топчян, художественный руководитель и главный дирижер Государственного филармонического оркестра Армении. Приглашенному маэстро удалось за минимум общих репетиций соединить выученные партии солистов, хора и оркестра, создать единое целое из разрозненных частей, чутко реагировать на замечания автора, присутствовавшего на последних прогонах. Личное отношение к юбилею национальной трагедии придало интерпретации Топчяна Реквиема особую сакральность.

Сольные вокальные партии у Артемова лишены развернутых арий, возможности эффектно показать свой голос практически нет ни у кого. Вместо этого - сложная и тонкая ансамблевая работа. Всей шестерке певцов - общий поклон уважения, их партии сродни здесь творчеству иконописцев, редко ставящих свое имя на созданном.

Во время концерта условно разделила на пары мужские и женские сольные голоса. Самый юный участник, Валерий Козловский, поразил не только силой и пробивающей плотный оркестр тембристостью своего ближе к темноватому альту детского голоса, но и взрослой серьезностью в отношении к музыке. Хотелось бы, чтобы и после мутации ему был дарован свыше красивый оперный тенор или баритон.

В женском трио юность и нежность олицетворяла девически тоненькая Термине Зарян. Молодая цветущая сила и страстность – тенор Ованес Айвазян и сопрано Лиана Алексанян. Наконец, материнская теплота в соединении с пророческой мудростью жрицы - несравненная Норма мировой оперной сцены Асмик Папян. Столь же не по годам отеческим, породисто "замшевым" тембром спел свое соло баритон Арсен Согомонян.

ЕЩЕ ОДНА СОЛЬНАЯ ПАРТИЯ - ОРГАН МАРИИ ВЕКИЛОВОЙ. Исполнительница заслуживает самых добрых слов. Но как раз здесь позволю себе единственную - нет, не ложку дегтя, грех в такой-то день, а жалобную нотку. Портативный цифровой орган фирмы JOHANNUS, взятый по желанию Вячеслава Петровича Артемова, стильно смотрелся на правом фланге сцены и хорошо звучал в сольных фрагментах или в ансамбле с вокалистами. Но тонул в tutti оркестра, что понятно. Меж тем могучая басовая педаль большого органа отчетливо слышна на студийной записи Реквиема.

Наш консерваторский исполин работы Кавалье-Коля так и молчит после капитального ремонта Большого зала. Как его не хватало! Неужели только декоративный фасад для любования остался? Это отдельная болезненная тема, оставим пока.

Долгие дружные аплодисменты завершили исполнение Реквиема. Вячеслав Петрович Артемов вышел на сцену импозантный, при бабочке. Казалось, он удовлетворен исполнением, горячо жал руки всем солистам и дирижеру, приветствовал хор и оркестр. С трудом верилось, что в июне композитору исполнится 75 лет. Значит прозвучавший в Москве после долгого перерыва Реквием можно рассматривать и как первое приношение к юбилею Мастера.

Татьяна ЕЛАГИНА

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Пашинян присутствовал при специальных наступательных учениях в одной из воинских частей
      2018-11-16 16:47
      90

      И.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян в сопровождении и.о. министра обороны Давида Тонояна и первого заместителя главы Генштаба ВС, генерал-майора Оника Гаспаряна посетил в пятницу опорный пункт одной из воинских частей Минобороны Армении и присутствовал при специальных показательных тактических наступательных учениях, сообщает Новости-Армения.

    • ХОРВАТЫ ЗНАКОМЯТСЯ СО СТРАНОЙ НОЯ
      2018-11-16 16:00
      947

      В Хорватии вышла книга "Армения - страна Ноя: культура и история". Книга выпущена загребским издательством Љkolska knjiga  и представлена на международной книжной ярмарке Interliber в Загребе. Автор - Артур Рафаэлович Багдасаров, издатель - Анте Жужул, редактор - Снежана Бакарич Паличка, рецензенты - известный хорватский писатель Хрвое Хитрец и лингвист, профессор Милан Носич.

    • ЮКЖД СТАВИТ ЗАДАЧИ
      2018-11-16 15:55
      1306

      Генеральный директор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" Сергей ВАЛЬКО провел селекторное совещание с руководящим составом компании и представителями профсоюзных комитетов предприятия. В ходе совещания гендиректором компании была поставлена задача по выполнению плановых показателей в ноябре-декабре.

    • СМЕХ ВМЕСТО СЛЕЗ - ДРАМА САРИКА АНДРЕАСЯНА
      2018-11-16 15:30
      1059

      В конце сентября в России состоялась премьера фильма "Непрощенный", режиссером которого выступил наш соотечественник и автор нашумевшего "Землетрясения" Сарик АНДРЕАСЯН, а главную роль в картине сыграл Дмитрий Нагиев. Уже через две недели "Непрощенный" стал лидером российского проката и стран СНГ - сборы за первые дни показа составили 150,1 миллион рублей.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      862

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1227

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      754

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      729

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.