Последние новости

"ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫЖИТЬ И ПРОДОЛЖИТЬ РОД..."

Кусочек апреля живет во многих из нас весь год. Уже 100 лет. Боль не проходит.

ЭДУАРД АКОПЯН - ВОЕННЫЙ ПОЛКОВНИК, НАПИСАЛ КНИГУ "Память" о судьбе своей семьи, о родителях (отец корнями из Муша, мать из Битлиса), о том, кто уцелел из многочисленной родни в 1915-м и позже. Уже в советское время семья Акопян в 1949 году угодила в ссылку в Алтайский край. Автор (1939 г.р.) запомнил и рассказал и об этом периоде тяжелейших испытаний в книге, многие страницы которой подкупают искренностью и точностью изложения, стремлением понять, почему мировое сообщество, сильные мира сего ничего не сделали, чтобы спасти армян тогда и цинично молчат сегодня, через 100 лет, в угоду своим политическим интересам.

...Манушак, Шогик и их младший брат Арменак (отец Эдуарда) спасаются, потому что отец перед приходом янычаров в село прячет их в стог сена, внушая: "Сидите тихо. Не шевелитесь. Что бы ни случилось, сидите и молчите, пока все это не кончится. Если мы погибнем, вы должны выжить и продолжить наш род. Манушак, Шогик, берегите Арменака, ценой вашей жизни берегите брата..." Отец заплакал и ушел, оставив детей. Они слышали в стогу сена выстрелы и крики убиваемых односельчан. И пронесли их до своего последнего часа.

Не менее тяжкая участь выпала матери автора Вардуш. Полковник описывает с профессиональной точностью неравный бой между турками, имеющими артиллерию, и горсткой армянских крестьян с дробовиками, пытающимися защитить село. Герои гибнут в смертельной бою, беззащитные женщины и дети подвергаются насилию в самой изощренной и жестокой форме и застывают, изрубленные на своей земле на куски. Мать, провалившись в горах в расщелину, теряет свою дочь Вардуш. Потом через 53 года Нурэ и Вардуш случайно встречаются в Армении, в селе Верин Базмаберд. Вся эта невероятная история описана с точными деталями и приметами. А в селе до сих пор помнят о встрече матери и дочери в 1968 году. Сегодня их нет в живых. Есть память.

Автор в 10-летнем возрасте угодил в Сибирь и разделил судьбу многих армян, почему-то оказавшихся в немилости у той власти, за которую они пролили столько крови. Сцены врастания кавказцев в диковинную, суровую сибирскую жизнь разворачиваются от первоначального непонимания и конфликта сосланных с местными до естественного взаимного уважения людей труда и благодарности к "синеглазым людям с волосами цвета спелой пшеничной соломы".

При всей документальности повествования полковник Э.Акопян (31 год - в Советской Армии, 4 с половиной - в армянской) в некоторых эпизодах заходит на территорию художественной прозы, а потом как бывалый военный (служил в штабе) возвращается в очерковое русло, размышляя о том, почему с нами случился 1949-й, год ссылки, а еще раньше 1915-й...

...В ОДНОМ ЭПИЗОДЕ МОЛОДОЙ КРЕСТЬЯНИН АЗАТ, ВЕРНУВШИЙСЯ с охоты в горах и увидевший тела замученных и убитых детей и женщин, клянется над ними: "Слушай, Бог! Меня зовут Азат. Я всегда преклонялся перед тобой, молился тебе, ходил в твою церковь. Я всегда делал то, что тебе угодно, и никогда не делал того, что противно тебе. Я почитал тебя как добрый христианин. Я молод, я хотел жить в мире, любви и послушании. Но вот что сделали с моей любовью и с моим послушанием.

С этой минуты ты мне больше не судья! Теперь я сам себе судья. Я больше не буду подставлять другую щеку. Я буду мстить! И если ты там, наверху, слышишь меня, если это не ты умертвил мою жену и моих сыновей, то помоги мне, дай мне столько жизни, сколько надо, чтобы успеть отомстить. Ни минуты больше я не прошу, да и не смогу жить. Но если это твоя прихоть, то берегись! Я стану сатаной! Я буду разорять и разрушать твои храмы, пока буду жить. Аминь!"

Эти слова Азата повторяет Саро. Они спасают потерявшую свою мать шестилетнюю Вардуш, отдают ее горстке уцелевших беженцев, а сами остаются в Сасуне - выполнять данную Всевышнему клятву: спасать людей и мстить нелюдям. Дальнейшая судьба этих двоих мстителей известна лишь Господу Богу, отпустившему или не отпустившему им просимый срок. А Вардуш выросла, родила дочь и четырех сыновей, один из которых, Эдик, написал книгу "Память", чтобы люди узнали историю армянской семьи, из которой хоть кто-то выжил в годы Геноцида. В Западной Армении это было редкой удачей.

...В эту долгую, дождливую, затяжную весну 100-летия Геноцида армян в очередной раз мы убедились в том, что за век в человеческом обществе к лучшему ничего не изменилось. Память и боль - удел потомков жертв, а просвещенный мир под трели "общечеловеческих аккордов" несется себе дальше, ничуть не чувствуя не только своей вины, но и вины тех, кто убил, отнял и остался безнаказанным.

Книга "Память" завершается печальными размышлениями Эдуарда Акопяна о том, как далеки еще люди от права называть себя гомо сапиенсами и как долго еще придется ждать, чтобы человек не уподоблялся гиене и шакалу, а жил по Божьим заповедям.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • А МОЖЕТ, ВЫПУСТИТЬ ВСЕХ?
      2018-06-20 12:37
      438

      Адвокатский корпус страны, зачастую обоснованно, обращал внимание на сложившуюся практику действий следователей и судей, которые на следствии и в ходе судебного процесса из всех мер пресечения в отношении подсудимых, как правило, избирали арест, даже если вменяемое обвинение было связано с преступлениями не тяжкими, а средней тяжести. Об этом перекосе постоянно сигнализировали адвокаты, пресса (многократно "ГА"), представители общественных организаций, и ситуация постепенно стала меняться. Однако происходящее в последние недели вообще труднообъяснимо.

    • ВЕК НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2018-06-13 15:21
      2537

      Я одолел все 700 страниц увесистого фолианта "Эпопея ("Гояпайкар") Зангезура в 1917-1920 гг." на армянском языке за авторством члена-корреспондента НАН РА Арама СИМОНЯНА. Прочитал и преисполнился благодарности к историку, открывшему мне много новых фактов из того смутного времени вековой давности. Поэтому хочу поделиться кое-чем с читателями, живущими почти в такое же смутное время, когда точно не знаешь, чего ждать завтра, а машину времени армяне пока еще не придумали.

    • ВИДИМО, МЕЧТАТЬ ДАНО НЕ ВСЕМ МИНИСТРАМ
      2018-06-08 16:19
      1457

      В газете "Айоц ашхар" от 8 июня в статье "Таксисты требуют отставки министра" говорится о протесте водителей такси и владельцев служб, требующих отставки министра транспорта, связи и информационных технологий Ашота Акопяна.

    • ЕРЕВАНСКИЕ "ЭТЮДЫ" О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
      2018-06-04 17:27
      1079

      6 июня у Александра Сергеевича Пушкина день рождения. Дата некруглая - 219 лет. Но позвольте поздравить всех поклонников поэзии с этим знаменательным событием. Тем более что 6 июня отмечается в мире как День русского языка, и это замечательный повод рассказать о тех, кто всю жизнь способствовал распространению русского языка и великой русской литературы. Среди них - доктор филологических наук, профессор, председатель общества дружбы "Армения - Россия" Михаил Давидович Амирханян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СВЕТЛАЯ КНИГА
      2018-06-13 15:46
      996

      Мне принесли бандероль. В ней книжка - "Армянские мотивы"  (Валерий Савостьянов, Тула, Аквариус, 2015). "Армянские мотивы" - из Тулы?.. Немного удивившись такой географии, стала читать. Сначала выборочно, потом подряд:

    • ВЕК НАЗАД И СЕГОДНЯ
      2018-06-13 15:21
      2537

      Я одолел все 700 страниц увесистого фолианта "Эпопея ("Гояпайкар") Зангезура в 1917-1920 гг." на армянском языке за авторством члена-корреспондента НАН РА Арама СИМОНЯНА. Прочитал и преисполнился благодарности к историку, открывшему мне много новых фактов из того смутного времени вековой давности. Поэтому хочу поделиться кое-чем с читателями, живущими почти в такое же смутное время, когда точно не знаешь, чего ждать завтра, а машину времени армяне пока еще не придумали.

    • ВОЙНУ МОЖНО ТОЛЬКО НАЧАТЬ. КАК ЖИТЬ ПОСЛЕ?..
      2018-06-06 15:26
      433

      Книга Наринэ АБГАРЯН "Дальше жить" открывается каждому по- своему. Как утверждает сама автор, эта книга о тех, кто пережил войну, и тех, кто - нет. Писательница не понаслышке знает про разруху - как внутреннюю так и внешнюю.

    • АЙНТАП, 1920. ГЕРОИЧЕСКАЯ САМООБОРОНА:
      2018-06-06 13:23
      3275

      Как это было Уникальные документы и фотографии времен самообороны Айнтапа пополнили коллекцию Музея-института Геноцида армян, сообщил на своей странице в Фейсбуке директор МИГА Гайк ДЕМОЯН.