Последние новости

У НЕБА НА КРАЮ

Есть неестественность и несопоставимость в соседстве этих слов: не стало Майи Плисецкой. Великая балерина, абсолютная театральная величина, признанная во всем мире, она была и останется для нас вечным символом юности. И представить, что завершилась ее земная жизнь, невозможно. Тут на защиту ее вечной и незыблемой юности и жизни встанет все, что ее окружало и было ею: и зрительская привязанность, и образ, оставшийся в памяти, и ее высший дар, и горячность, бескомпромиссность характера.

НО ЕСТЬ И ВЫСШЕЕ, ОТ НАШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЧУВСТВ НЕ ЗАВИСЯЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Ее земная жизнь завершилась в 89 лет, и она перешла в служение, в котором ничто изменить нельзя и которое происходит от духовной энергии, аккумулированной в ее творчестве и даже в самом ее имени.

Когда гаснет большая звезда - остается легенда. И все же ни одна легенда не способна передать ощущение живой Майи Плисецкой, чье имя неизменно вызывает восхищение. Потеря ее невосполнима. Давно ставшая символом совершенства, недосягаемого мастерства, звезда Майи Плисецкой всегда сияла своей исключительностью. В течение полувека она царила на сцене, оставаясь кумиром, покоряя волшебной силой своего искусства. Единицам удается подняться так высоко и так глубоко проникнуть в душу народа.

Совершенство танцевальной техники балерины, виртуозность, безукоризненная безупречность, редкая отшлифованность каждого па, каким бы технически трудным оно ни было, чеканная точность движений, изысканная пластичность рисунка привлекли к ней внимание самых авторитетных критиков мира. Где бы ни выступала Майя, она всюду вызывала восторг. Она в совершенстве владела этой чистой и высокой формой мастерства, которое является лицом подлинного искусства. В течение всей своей творческой жизни напряженным трудом она утверждала силу и авторитет своей личности, и вместе с тем день ото дня росло ее исключительное дарование. Никакие суетные ветры не могли изменить ее - бескомпромиссного художника, необыкновенную балерину, женщину, непостижимую тайну, имя которой - Майя Плисецкая.

Плисецкая создала на сцене множество различных по характеру незабываемых образов. Китри в балете "Дон Кихот", Одетта и Одиллия в "Лебедином озере", Джульетта в "Ромео и Джульетте", Раймонда в одноименном балете Глазунова, принцесса Аврора в "Спящей красавице", Мехмэне-Бану в "Легенде о любви", хозяйка Медной горы в "Каменном цветке", Эгине в "Спартаке"... Разве каждый из этих сценических образов у Плисецкой не достигал совершенства, как и другие, тут не названные, входившие в ее репертуар? Но это вовсе не означает, что в такие способности к преображениям балерина уходила не от своей индивидуальности, не несла на сцену свою тему, особую, присущую только ей. И везде она оставалась собой - так оригинален был ее собственный облик. Этот утонченный, продолговатый профиль, эти выразительные глаза, эта фигура, худощавая и нервная, с легкими сильными ногами и по-своему изысканной линией рук - все это было присуще ей одной.

НИКОГДА НЕ ИЗГЛАДИТСЯ ИЗ ПАМЯТИ СЫГРАННАЯ ЕЮ РОЛЬ БЕТСИ ТВЕРСКОЙ в экранизации романа "Анна Каренина" (режиссер А.Зархи). Специально для балерины были поставлены балеты "Кармен-сюита" (балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры "Прелюдии" (балетмейстер Наталия Касаткина) и "Гибель розы" (балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль "Безумная из Шайо" (хореограф Жижи Качуляну). Специально для Плисецкой Морис Бежар поставил балеты "Айседора" (театр де ла Монне), "Леда"...

Большинство созданных великой балериной образов - это трагическая исповедь художника, вызов природе. Балерина словно распахивает перед нами забытые тайны нашего родства с миром. Она сама представала существом, страстно и с болью разгадывающим загадку смысла своего существования на земле. К радости - через борьбу, к гармонии - через метаморфозы трагического духа, к победе - через мятеж - вот что она провозглашала в своих главных партиях. И зал, где бы она ни выступала, ловил ее дыхание, каждый жест. Как велик был эмоциональный всплеск, который способны выразить лишь единицы!

...Вспоминается последний приезд балерины в Армению. Было это в 2008 году, когда в рамках фестиваля "Ереванские перспективы" в Ереване прошли Дни музыки Родиона Щедрина. Удивительную атмосферу концертам придало присутствие этой богини танца. Ее явление в правительственной ложе Большого зала филармонии им. А.Хачатуряна вызвало шквал аплодисментов. Магия ее лица, изысканная утонченность и какая-то неземная одухотворенность приводили в трепет и придавали своеобразную магию всему концертному действу. И после концерта в фойе публика терпеливо ждала ее выхода.

И вот она спустилась. Своей легкой, спокойной походкой прошла чуть вперед. Поступь обнаружила Богиню. Публика долго рукоплескала, не приближаясь к ней и сохраняя определенную дистанцию: солнце не просто греет - оно и обжигает.

Прощаясь с великой балериной, мы преклоняемся не перед минувшей славой, не перед блистательной легендой, время которой прошло, а перед вдохновенной танцовщицей милостью Божьей которой суждено бессмертие.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      2457

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.

    • В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ "ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ"
      2018-07-06 14:58
      3457

      Решив обогатить свой репертуар, Академический театр оперы и балета им. Спендиарова обратился  к опере Моцарта "Волшебная флейта". Эта одна из последних работ труппы театра в завершающемся сезоне. Недавно прошла генеральная репетиция, а день премьеры пока не известен.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      2419

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.

    • С ЧУВСТВОМ ОГРОМНОГО УВАЖЕНИЯ
      2018-06-25 15:59
      4627

      Завершился международный фестиваль духовой музыки Одно из самых крупных художественных событий уже состоялось, укрепив музыкальную репутацию завершающегося концертного сезона: в Ереване состоялся Второй международный фестиваль духовой музыки, посвященный Александру Арутюняну. Его инициаторы - Карен Дургарян (художественный руководитель) и Шмавон Григорян (директор,  продюсер). Свое содействие оказала и дочь выдающегося композитора Нарине Арутюнян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Балет «Гаянэ» будет представлен на исторической сцене Большого театра
      2018-07-03 12:11
      235

      2018 год полон знаменательных событий, связанных с армянской государственностью и культурой․ В этом году исполняется 115 лет величайшему композитору Араму Ильичу Хачатуряну. Армения также отмечает 100-летие Первой Республики, а столица Ереван – свое 2800-летие.

    • ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА
      2018-06-11 17:06
      5332

      В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

    • «Гаянэ» на сцене Большого театра
      2018-06-09 13:16
      380

                 После перерыва в почти 60 лет Москва увидит балет «Гаянэ» великого композитора Арама Хачатуряна на исторической сцене Большого театра России․Об этом сообщает посольство Армении в России.

    • "ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
      2018-06-06 15:44
      6088

      Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное. В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.