Последние новости

ВЕС ДУШИ

"Русский мир" в наши дни настолько многогранен, что выработать определение этого понятия с помощью географических и лингвистических терминов куда легче, чем с использованием категорий духовных. Но они-то, пожалуй, и остаются теми невидимыми скрепами, которые объединяют русских людей и людей других наций и национальностей воедино на базе русского языка и литературы, великого наследия русской культуры, где бы они ни жили.

ПОСЛЕДНИЙ ТОМУ ПРИМЕР - ВЫПУЩЕННАЯ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "Художественная литература" книга Нателлы ЛАЛАБЕКЯН "Две жизни". Нателла родилась в Армении, но когда ей было три года, семья переехала из Еревана в Москву. В семье стали говорить на двух языках - на армянском и русском. А затем они переместились на постоянное жительство в США, и семья заговорила на трех языках - прибавился английский. Многие в таких случаях забывают родные языки и полностью интегрируются в заокеанскую цивилизацию. Нателла ее не отрицает, но не воспринимает ту ненасытность человека эры интернета, которая делает современную цивилизацию бездуховной, и не только в Америке.

В свое время американский медик и биолог Дункан Макдугалл пытался взвесить массу, которую теряет человек, когда душа оставляет его при смерти. В стихотворении "Ненасытность" Нателла, вспоминая об этом, по-своему восстает против того рационального мира, где можно назвать цену всему и даже определить все души в граммах (по Макдугаллу, около 20 граммов). Конечно же, душа человеческая куда весомее, и это Нателла доказывает каждой своей строчкой.

Она пишет стихи с шестнадцати лет. И в основном - на русском. Даже в Америке одновременно училась в Южнокалифорнийском университете на двух факультетах - искусствоведческом и филологическом отделении русского языка и литературы. Она объясняет это желанием сохранить связь со своим прошлым и русской культурой. Теперь, когда границы открыты, связь с Россией и Арменией для нее стала нормой. В Армении вышли три книги ее стихов - и все на русском языке. Самой серьезной ее наставницей в русской словесности стала замечательная наша поэтесса Римма Казакова. Именно по ее рекомендации Нателла поступила на заочное отделение Литературного института им. Горького.

Нателла стремилась стать профессиональным писателем не потому, что собиралась обеспечить себя таким образом средства к существованию. Во-первых, в наш век даже классики бедствуют, а во-вторых, она в этом не нуждалась. Безбедное существование, однако, не означает беспроблемное. Духовные метания, в которые вовлекли Нателлу одновременно и жизнь, и литература, нашли свое отражение и в ее стихах, и в прозе. В поиске своих национальных и духовных корней Нателла обращается к различным жанрам и стилям.

ЕЕ РАССКАЗ "ЗАНГЕЗУРСКАЯ БАБУШКА" - ЭТО КЛАССИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ, в то время как в сказке "Мальчик и звездочка" она работает в той же изящной манере, что и Антуан Сент-Экзюпери. Нателла одинаково мастерски владеет классическим стихом и прозой и стихом в прозе. Она пристально всматривается в жизнь и окружающих ее людей как поэтесса и как мыслитель, оставаясь при этом прежде всего женщиной, страстной, любящей и стремящейся понять, что же движет живыми существами в этом мире - от птицы до человека. Собственно, ее книга "Две жизни" как раз об этом.

Владимир ЧИРКОВ


ДВЕ ЖИЗНИ

Америка, Россия, континенты.

Две жизни прожиты,

не найдены ответы.

Та, что сначала, -

та осталась где-то,

Та, что в конце, -

у той начала нету.

Две жизни,

что в одну судьбу одеты.

В одной душе -

расколотость планеты.

Две жизни и на каждую -

полсвета.

Две жизни - дар

или проклятье это?

ПОКОЙ

Я пойду в свой родительский дом,

Где начало начал моих зримо.

Я не часто хожу здесь пешком,

Проезжаю рассеянно мимо.

Но пройду в этот раз напрямик,

Вдоль заборов пойду по асфальту

И вернусь в свое детство на миг,

Забывая о взрослых

стандартах.

Будет мама поить и кормить

Свою тонкую, хрупкую дочку,

И так просто

покажется жить,

И так радостно

складывать строчку.

И опять, как когда-то давно,

Смысл явлений

мне станет понятен.

И с Вселенною я заодно,

И твоих мне не нужно

объятий...

НЕНАСЫТНОСТЬ

Ненасытность -

злей проблемы этой

Нет для человека ничего.

Сети лжи и сети интернета

Спеленали накрепко его.

Он блуждает до изнеможенья

В дебрях переменчивых программ,

Вес его души со дня рожденья -

Нетто! - это только

двадцать грамм.

Так зачем он ненасытен к пище,

Безогляден в тратах на питье,

Ненасытно новой страсти ищет -

Дескать, все, что рядом, -

все мое.

Диетологи все круче, все дороже,

Психотерапевты нарасхват.

Двадцать грамм души

болят, тревожат,

В горле комом у людей стоят.

Не земной бы пище ей -

небесной,

Малости, что мы душой зовем,

Мы в не той сети

ей ищем место

И не те программы создаем.

Ненасытность -

вот проблема века.

Ненасытность, спешка, суета.

Выбор, как всегда, за человеком.

Брутто, нетто -

истина проста.

Литературная газета, N42

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Сергей ПАРАДЖАНОВ: ГОДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
      2018-07-27 17:24
      3497

      Вышла в свет книга "Сергей Параджанов. Изоляция". В ней представлено 240 писем Сергея Иосифовича из мест заключения (1974-1977 гг.), а также различные документы и материалы, имеющие отношение к гонениям на кинорежиссера. Составитель издания Завен Саргсян, директор ереванского Музея Сергея Параджанова.

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      11742

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ДУЭТ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
      2018-07-25 14:46
      2235

      На днях столичный Дом камерной музыки им. Комитаса принимал ливанского музыканта и хормейстера Закара Кешишяна и его супругу Камилу Ерканян-Кешишян. В нынешний свой приезд супруги решили преподнести нашей публике совместный сюрприз. Музыкальный дуэт Закар-Камила, не раз выступавший на сценах разных стран, впервые предстал перед ереванцами. Но это была лишь часть творческого подарка соотечественникам. Вечер, организованный ансамблем армянской старинной музыки "Тагаран" под руководством заслуженного деятеля искусств Армении Седрака Ерканяна, завершился презентацией очередного поэтического сборника Камилы Ерканян-Кешишян "Расцветшая боль".

    • ПОЭЗИЯ ИЗ ГЮМРИ
      2018-07-23 15:29
      632

      В Российском центре науки и культуры г. Гюмри состоялась презентация книги "Женская поэзия Армении" (автор - поэт-переводчик Ара Геворкян), на которой было объявлено, что отныне при центре будет действовать творческая студия "Орфей", которая представит гюмрийской общественности исполнительское мастерство местных музыкантов, творчество живописцев и литераторов, пишущих на русском языке.