Последние новости

ОДУХОТВОРЕННАЯ ГЛИНА

Вспоминая Рипсиме СИМОНЯН

На редкость беспокойное лето стояло в Ереване. Наполненные испепеляющим жаром долгие дни лишь на короткие часы уступали ночной прохладе. В один из таких дней, когда раскаленный под солнцем асфальт словно плавился от жары, я отправилась в мастерскую прославленной керамистки Рипсиме Симонян. Это было в середине 70-х годов, когда ее искусство переживало подлинный расцвет.

С работами художницы я была знакома по республиканским выставкам. Они пленяли необыкновенным своеобразием, яркостью, и, каждый раз встречаясь с ними, хотелось понять причину неотразимого впечатления, которое они производили. В них была какая-то неразгаданная тайна, хотя все казалось предельно ясным, простым по замыслу.

Работа Рипсиме Симонян

ЭТО ОЩУЩЕНИЕ НЕ ПРОХОДИЛО И В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ, где совершался удивительный процесс одухотворения глины. Куда ни глянь - всюду керамические изделия, и от этого мастерская напоминала миниатюрный музей народного творчества. Особенно привлекали фигурки женщин, их было много. Они смотрели на нас с бесчисленных майоликовых плиток на стенах, с кувшинов, которым художница придала женский облик. А как неотразимы их глаза - таинственные, полные тепла и нежности. Образ женщины-армянки - один из лейтмотивов ее творчества.

Любуясь вазами, блюдами с причудливым армянским орнаментом, невольно вспоминаешь спрятанные высоко в горах замки, хранящие коллекции барельефов, уникальные фрески в заброшенных монастырях, тысячи памятников, щедро рассыпанных на древней земле. И это неудивительно. Ведь музой художницы была сама Армения.

Всю жизнь, с самого детства, армянам сопутствует искусство. И у многих любовь к нему обнаруживается очень рано, они сохраняют ее в течение жизни, ощущают как часть своего существования. Когда чувство прекрасного прививается с детства, становится потребностью, то кем бы впоследствии человек ни стал, у него навсегда останется эта любовь, она проявляется и в его труде, и в творчестве.

Так было и с Рипсиме Симонян. Очень давно родилась у нее любовь к этому искусству. Она восхищалась мастерством древних гончаров, стремилась распознать неповторимую прелесть изделий далекой старины, старалась осмыслить это во взаимосвязи с новыми эстетическими идеалами. И кто знает, увидели бы мы сегодня эти прекрасные серии на тему "Сюник", "Гюмри", "Мариам", "Саро", если б не бытующие у нас в народе гончарные изделия, кувшины Двина, чаши-парчи Аштарака и Артика, рельефы гор Зангезура, те каменные изваяния, которые, как стражи, окружают горный Горис. И вот на этой родной почве, по словам художницы, были созданы современные произведения: кувшин-подсвечник "Мариам" превратился в многодетную мать, кружка-парч - в нежную девушку из Гюмри, силуэты скал Гориса застыли в скульптуре стройной водоноски "Сюник", а лорийский куж стал мужественным Саро.

Приятно было смотреть, как работала художница. У Рипсиме Левоновны были тонкая, развитая кисть, сильные пальцы. Эти руки добивались нужной пластической гаммы в керамике. Одухотворенность движений, быстрота, с которой на наших глазах возникали объемы стройной вазы, буквально завораживали. И мне казалось, что тепло и кровь, которая пульсировала в ее пальцах, стремительно передаются пористому существу, которое начинает "дышать".

Работа Рипсиме Симонян

МНОГИЕ ЕЕ РАБОТЫ ФАНТАСТИЧНЫ, СКАЗОЧНЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ они вдохновлены жизнью, реальны. Вы рассматриваете их - и чудится, будто орел поднимает голову, птица феникс, распрямив крылья, начинает петь, девушки-горянки затевают что-то интересное, а птица сирин того и гляди сорвется со стены, чтоб присоединиться к ним. Это сказка, ставшая былью, поэзия в глине. И еще одно скрыто в образах Рипсиме Симонян: добрая улыбка, ее мягкий юмор.

Заботливо, с нежностью Рипсиме Левоновна брала в руки все новые вазы, чаши, статуэтки, ласково осматривала их и продолжала свой неторопливый рассказ. Керамические фигурки необыкновенно выразительны, выполнены с тонким вкусом. Некоторые из них сознательно архаизированы, другие трактованы условно, как бы подчеркивая символичность замысла. "В этой композиции, - говорила она, показывая новую керамическую фигурку, - выражено сочетание силы и духовной гармонии".

Передвигаясь по мастерской от стеллажа к стеллажу, Рипсиме Левоновна как бы совершала экскурс в прошлое, знакомя меня с родословной обыкновенной глины. И кажется, что я все неудержимее вовлекаюсь в созданный ею мир таинства и волшебства. Порой ее лицо освещалось легкой улыбкой, и я восхищаюсь ее великолепными работами, по-новому вижу мир и людей. И где-то в глубине души возникают необыкновенная радость, чувство восторга перед человеком, движимым вдохновением и поисками новых свершений.

Медленно проходя по мастерской, Рипсиме Левоновна остановилась у миниатюрной скульптуры, изображающей Аветика Исаакяна. Исаакян - это ее особый мир, особое пространство. Его образ рождал в художнице желание лепить его в глине. Рипсиме Левоновна рассказала о том, как она работала над портретом, часто ломая сделанное, чтобы подольше быть с поэтом, впитывая его мысли, звучание его стихов. В год нашей встречи в мастерской художница создала целую серию его героев.

Что больше всего привлекает нас в работах Рипсиме Симонян? Неповторимая самобытность, которая шла от поэтического восприятия жизни, непосредственность, своеобразие светового, колористического решения. И еще монументальность. Заботясь о создании интересной и выразительной композиции, добиваясь оригинальной формы, Р.Симонян стремилась приблизиться к тому, что создано природой. Посмотрите на ее декоративное панно, росписи на блюдах, сосудах. В них - Армения, пронизанная солнцем и ветром, ее краски.

Работа Рипсиме Симонян

РИПСИМЕ ЛЕВОНОВНА РАБОТАЛА В ТЕХНИКЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ГЛАЗУРИ. Эта техника была известна и нашим древним гончарам. Но в эту технику она вносила много своего, достигая удивительных расцветок, полных тонкости и нежности оттенков. Она работала с белоснежными ангобами, которые придают мерцание росписям. Глазури она накладывала плотным слоем, как бы поглощающим яркий цвет красителей.

В блюдах Р.Симонян есть особая, четко уравновешенная сила, выраженная в упругих изгибах орнамента. Многие работы характеризует узорчатая сложность, но перегруженности в них не чувствуется. Она была умелым орнаменталистом. "В своем творчестве я неразлучна с орнаментом, - говорила в ходе одной из наших встреч Р.Симонян. - Он всегда меня радует - в причудливых узорах девичьих платьев и фартуков, в красочных росписях блюд и чаш древней поливной керамики, в рельефах и скульптурах старинных храмов и хачкаров Армении, в простой геометрической резьбе дагданов и в бытовой деревенской утвари. Поэтому в триптихе "Цовинар", в барельефе "Давид и Хандут" листья дерева становятся кувшинами, а вся плоскость другой короны распускается цветной набойкой. Одеяния Цовинар, Санасара и Багдасара, как в миниатюрах старинных рукописей, почти сплошь покрываются затейливым геометрическим орнаментом.

Многие сосуды Р.Симонян повторяют традиционную форму, но обработка формы стала удивительно разнообразной. Когда стоят рядом десятки ваз, невозможно не удивиться отсутствию повтора в их декоре: стараешься отыскать два одинаковых декоративных сосуда и не находишь.

По мысли художницы, вещи, окружающие человека, должны быть красивы и доставлять радость. В этом усматривали наши древние мастера смысл ремесла керамиста. "Мне кажется очень важным, что современное и национальное ярче всего может проявиться в наиболее художественных произведениях, в основе которых лежит декоративная функция. Для меня чашка или кувшин, плитка или декоративная скульптура являются не вещью, а художественным произведением. Они должны быть прежде всего красивыми: ведь человек сталкивается с ними каждый день. Они должны создавать поэтическое настроение и дома, и на улице".

"Перед нами художник бесконечно народный, тысячами нитей связанный с Арменией, с ее солнцем, с ее землей, где так мало зелени и так много камня, зато камень этот напоен жаром и светом, пронизан жизнью многих тысячелетий. В творчестве Рипсиме Симонян выступает связь с многовековой национальной культурой народа ее страны. Она везде в своем родном мире, она его чувствует глубоко, современно, так как ее творчество ничего не заимствует прямо, а скорее вдохновлено удивительным искусством предков", - писал о ней известный искусствовед В.Василенко.

Рипсиме Левоновна была участницей многих республиканских, всесоюзных и международных выставок. За участие в международных выставках и многообразную деятельность она награждена была серебряной медалью (в Праге) и двумя дипломами - в Женеве и Франции, удостоена высокого звания народного художника Армении.

Много сил, энергии, отдавала Р.Симонян педагогической деятельности. Любовь к искусству она привила многим своим воспитанникам. Проходят неумолимые годы. Образ художницы все больше отдаляется от нас. Но мир, созданный ее талантом, умом и вдохновением, останется с нами навсегда.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      3143

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      3883

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.

    • В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ "ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ"
      2018-07-06 14:58
      3649

      Решив обогатить свой репертуар, Академический театр оперы и балета им. Спендиарова обратился  к опере Моцарта "Волшебная флейта". Эта одна из последних работ труппы театра в завершающемся сезоне. Недавно прошла генеральная репетиция, а день премьеры пока не известен.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      2989

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      3143

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      1311

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      1499

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      395

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.