Последние новости

КИТАЙСКИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ АРМЕНА ХАЛБУРЯНА

Как жаль, что зачастую мы узнаем о великолепных артистах, творивших долгие годы, лишь после их смерти. Вот и об этом замечательном музыканте, виртуозе и изобретателе узнал лишь через 4 года после его смерти и то, признаться, случайно.

ЕСЛИ ВЫ ИНТЕРЕСУЕТЕСЬ ПОП-, ДЖАЗ-, ЭТНО-, ЛАТИН-МУЗЫКОЙ и если пороетесь в своей памяти, то наверняка вспомните, что когда-то встречали это имя - Армен Халбурян. Он известен многими своими творческими гранями: играл на ударных инструментах, создавал различные приспособления для ударной установки, поражал всех своей виртуозной игрой на перкуссионных инструментах. А если вы так и не вспомнили, то назову имена людей, с которыми он играл и записывался и на чьих дисках он присутствует: Хэрби Мэнн, Стив Гэдд, Дэйв Либман, Тони Левин, Дэвид "Фэтхед" Ньюман, Сисси Хьюстон, Майкл Брейкер, Чик Кориа, Мариан МакПартланд, Леонард Коэн, Джэк Де-Джонетт, Ральф Таунер, Дэйв Холланд, Боб Мозес... Можно еще продолжить этот список именами таких же звезд первой величины, но я уверен, что читатель уже понял, о музыканте какого уровня мы будет говорить. А ведь это еще не все.

В активе Халбуряна были еще и выступления с симфоническим оркестром, участие в бродвейской постановке по произведению Нила Саймона "Хороший доктор" и даже в уникальной записи поэзии Кахила Гибрана "Предсказатель" в 1974 году, где его партнером был знаменитый кино- и театральный актер Ричард Харрис, читавший стихи под аккомпанемент маленького музыкального коллектива, участником которого и был Армен Халбурян.

Свою почти сорокалетнюю карьеру музыканта Армен начал с 12 лет. В 17 он уже играл на профессиональной сцене и гастролировал с различными группами по США. Когда ему исполнилось 20, он отдал гражданский долг стране, приютившей его родню после Геноцида в Турции, отслужив в армии. Там он организовал оркестр и выступал с ним перед своими сослуживцами. После возвращения из армии его пригласили в трио знаменитой пианистки и педагога Мариан МакПартланд. Это был 1954 год. Он приехал в Нью-Джерси, чтобы брать уроки игры на ударных инструментах у знаменитого барабанщика джаза Джо Морелло, игравшего тогда в трио МакПартланд. И когда Морелло променял трио МакПартланд на квартет Дэйва Брубека, он порекомендовал на свое место именно Армена Халбуряна.

Слушать и любить джаз его приучила старшая сестра, которая сама была большой любительницей этой музыки. Она все свое свободное время проводила в клубах и часто брала с собой Армена. Там он и влюбился в барабаны. "Мой отец, беженец из Турции, всегда дома слушал пластинки с восточной музыкой, и я слушал эту музыку с удовольствием. Особенно мне нравилось то, как звучала восточная перкуссия - думбек, тамбурин. Они стали частью моей души. И я тогда уже решил, что буду играть на подобных инструментах".

НАЧАВ С ОБЫЧНОЙ УДАРНОЙ УСТАНОВКИ В ДЖАЗОВЫХ СОСТАВАХ, он постепенно увлекся игрой на различных перкуссионных инструментах - думбек, бонги, конги, колокольчики... Он считал, что у этих инструментов есть своя особая душа, и пытался передать ее состояние своей игрой слушателям. Он много занимался историей музыки разных культур и роли перкуссионных инструментов в них и пришел к мысли, что именно они добавляют музыке колорит, именно они окрашивают в соответствующие национальные цвета музыку народов мира...

Чем больше он играл, тем больше в его коллекции становилось таких инструментов и тем больше он их использовал в своей игре. Говорят, когда он появлялся на сцене в окружении целой батареи различных ударных инструментов, зал завороженно затихал в ожидании каких-то чудес, которые и происходили. Его экзотические звуки, оригинальная манера игры - он мог одновременно играть разные ритмы на разных инструментах - украшали самые разные музыкальные коллективы: от симфонических оркестров до церковных хоров, от студийных джаз-групп до духовных собраний буддийских монахов.

Конечно, самое большое внимание к себе Халбурян привлек, играя около трех лет вместе с популярнейшим мастером флейты Хэрби Мэнном. Группа называлась Family of Mann, и партнерами Мэнна и Халбуряна были виртуозные музыканты - барабанщик Стив Гэдд и басист Тони Левин. Армен записал с ними несколько наиболее популярных альбомов и много выступал. Сохранился репортаж с одного из концертов, о котором журналист пишет, что Халбурян "украл" у Хэрби Мэнна концерт. "Люди пришли слушать Мэнна, но когда в игру вступил Халбурян, все внимание слушателей переключилось на него, и вернуть это внимание себе Мэнн уже не смог до самого конца концерта".

А еще рассказывают, что Армен мог играть до бесконечности. Пару сезонов Халбурян играл с известным венгерским гитаристом Аттилой Золлером. Они работали в Нью-Йорке и выехали в тур по Германии. Аттила обладал твердым характером и колоссальной физической силой, мог играть до самого утра. И выдержать такой режим, когда после серьезной репетиции наступало время концерта, а после концерта лидер группы отправлялся в местный клуб, где играл джэм-сейшн вместе с местными музыкантами всю ночь напролет, мог лишь Армен Халбурян. Музыканты в группе Золлера все время менялись, уходили, не выдерживая нагрузки, и только Халбурян оставался постоянным участником состава и личным перкуссионистом Золлера.

Только по недоразумению Армен не попал в группу великого музыканта Джо Завинула Weather Report, которая тогда только собиралась. Мирослав Витоуш, чешский басист, эмигрировавший в США, по просьбе Завинула искал перкуссиониста и пришел домой к Армену, чтобы послушать его игру. Армен не знал, что ему фактически устроили прослушивание. Отыграл как всегда, Витоушу его игра очень понравилась, и он сообщил об этом Завинулу. Непонятно, что произошло потом. История об этом умалчивает, но с Weather Report начал играть бразильский музыкант Аирто Морейра. А с Витоушем Армена потом связала дружба и совместная работа, они даже записывали альбом Витоуша в 1977 году.

ЧИК КОРИА ОДНАЖДЫ ПРИГЛАСИЛ АРМЕНА В СТУДИЮ ЛУЧШЕГО РЕЖИССЕРА джазовой звукозаписи Руди ван Гелдера для записи альбома, который он создавал вместе с Джо Фарреллом, Дэйвом Холландом, Джеком Де-Джонеттом и Джоном Маклафлином (это лучшие в своей категории музыканты!). Продюсером записи выступала другая легендарная личность - Крид Тейлор, который ожидал, что музыканты выдадут ему красивую босса-нову. Но они сочинили на месте, сыграли "на раз" и записали нечто совсем другое - композицию в свободной форме. Продюсер был недоволен, но спорить с музыкантами такого уровня не смог. А когда Фаррелл принес домой эту запись и проиграл ее своей семье, композиция настолько понравилась его маленькой дочке Полли - там звучали знаменитые колокольчики Халбуряна и масса других экзотических перкуссионных инструментов, с которыми он мастерски справлялся, что Фаррелл назвал ее "Коллаж для Полли" и настоял, несмотря на сопротивление Тейлора, на включении ее в альбом Joe Farrell Quartet.

Армен Халбурян, по общему мнению критиков и барабанщиков, был первым, кто привнес на сцену Нью-Йорка этнические перкуссионные инструменты и заразил этим всех остальных. А сегодня его записи широко используют диджеи и электронщики, извлекая из них различные экзотические, необычные звуки и используя их в своих композициях. А его манеру копируют молодые барабанщики, играющие в стиле фанк.

Его изобретения новых перкуссионных инструментов - знаменитые "китайские" колокольчики и различные дополнительные приспособления, крепления и т.д. были запатентованы и широко продаются и используются во всем мире. Он действительно жил всем этим миром, не только играя на том, что уже есть, но и думая о создании инструментов для получения новых ярких дополнительных красок в музыке.

Однажды его спросили, что главное для музыканта. "Если вы хотите хорошо играть, вам нужно сконцентрироваться и сфокусировать свое внимание только на игре. Если вы будете играть и думать о своих ежедневных проблемах, домашних заботах, вы не сможете вложить в свое исполнение все то, что требует музыка. Это как вождение машины. Если вы растеряете свое внимание, то и до аварии недалеко. Так и в музыке. Только полная концентрация на том, что вы делаете, что и как вы играете, даст абсолютный результат". Думаю, воспользоваться советом музыканта не мешает нам всем, вне зависимости от специальности.

Армен Халбурян умер 16 марта 2011 года от рака. Он боролся с болезнью целых пять лет. Доктор Джон Рундбак сделал невозможное - после того как Халбуряну был вынесен смертный приговор другими врачами, Рундбак сумел продлить его жизнь в почти нормальном режиме еще на пять лет. Ему было 77. И почти до последнего дня он играл в латин-группе под название Latin Salad. Он без музыки никак не мог.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      927

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • ТОП-МОДЕЛИ СНГ В ЕРЕВАНЕ
      2018-11-02 13:23
      1255

      Наири МНАЦАКАНЯН, владелец туристического агентства "Наири Травел", уже три года еще и учредитель, и организатор конкурсов "Мисс СНГ" и "Топ-модель". В прошлом году наша столица принимала финал конкурса "Мисс СНГ", и мы воочию могли увидеть, что собой представляет подобное мероприятие, когда концентрация красавиц в городе начинает зашкаливать. На этот раз в Ереване уже пару недель находятся профессиональные модели из 16 стран, борющиеся за звание лучшей.

    • СТЕНОГРАФИИ СЕРДЦА
      2018-10-31 14:59
      242

      Арег Григорян родился в семье химика и учительницы в самое, пожалуй, тяжелое для современной Армении время, когда не было света и тепла. Он получил прекрасное воспитание, а в дальнейшем и образование.

    • ФОТОГРАФ ВЕКА
      2018-10-19 15:43
      2934

      "Люди называют меня фотографом Стамбула, но я гражданин мира. Я фотограф мира" - так однажды сказал о себе Ара Гюлер. И действительно, в его архиве хранятся около 800000 слайдов. Это фотографии чуть ли не всех городов и стран мира, фотопортреты великих людей мира - от Сальвадора Дали до Софи Лорен и, конечно, фотографии его Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Президент Арцаха встретился в Париже с группой членов Круга дружбы
      2018-11-15 11:02
      90

      Президент Республики Арцах Бако Саакян 14 ноября в Париже встретился с группой членов Круга дружбы между Францией и Арцахом. Были обсуждены различные вопросы, касающиеся отношений между Францией и Арцахом, передает Новости Армении - NEWS.am.

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      708

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1101

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      645

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.