Последние новости
0
5946

АРМЯНСКИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ДУБРОВНИКА

Армянского святого Власа, в древности епископа армянского города Себастия, славяне знают под именем Влахо (или Влах), итальянцы под именем Сан-Бьяджо, испанцы как Сан-Бласа, греки как Агиоса Власиоса. Его почитают Католическая и Русская Православная церкви, Армянская Апостольская Церковь. Праздник в честь Святого Власа отмечают третьего февраля (по Григорианскому календарю) или одиннадцатого февраля (по календарю Юлианскому). Он – покровитель многих городов и стран, в том числе хорватского Дубровника.

Недавно в Москве прошла презентация книги хорватского историка Виницие ЛУПИСА и российского филолога-слависта Артура БАГДАСАРОВА "Армения - родина Святого Влаха".

СВЯТОЙ ВЛАХО СЧИТАЕТСЯ ПОКРОВИТЕЛЕМ ЖИВОТНЫХ, ВЕТЕРИНАРОВ, КАМЕНЩИКОВ, выдельщиков и торговцев шерстью, оберегает младенцев, избавляет от болезней горла. На Руси Св. Власий Себастийский – покровитель стад и животных, так как предание гласит, что он благословлял и исцелял зверей пустынных. Церкви ему (в Ярославле, Костроме, Вологде, Пскове, Новгороде, Холмогорах, предместьях Москвы) обычно возводились недалеко от выгонов.

Что же связывает его с легендарным Дубровником? Если углубляться в далекую историю, Дубровник когда-то был связан формальным подданством и с Византией, и с Венецией, но по существу всегда жил по принципам самоуправления как независимая республика. После наполеоновских войн он стал частью Австро-Венгерской империи, а мы помним его и частью Югославии.

Первое устойчивое название Дубровника – Рагуза. Света Влахо – так называют здесь Св. Власа – как гласит летопись, в 971 году предстал в видении перед каноником из собора Святого Стефана стариком с митрой епископа. Он предупредил жителей Рагузы о заговоре и о предстоящем нападении на город венецианцев. Жители поверили предсказанию и не ошиблись. В образе старика с бородой и в митре Св. Влахо запечатлели на городских воротах, его стали изображать на государственной печати города до времен вторжения Наполеона.

В честь Влахо в Рагузе-Дубровнике возведен собор, а 3 февраля во время праздника, посвященного ему, мощи святого выносят прихожанам во время церковного хода. Торжество же начинается на день раньше, в этот день принято выпускать в небо белых голубей.

Храм Святого Влахо расположен в самом центре Дубровника. Возведен он был около трехсот лет назад на месте старой церкви. Страшное землетрясение 1667 года, разрушившее половину города, не тронуло эту церковь, но в 1706 году она сгорела при пожаре. После этого на ее месте и был возведен новый в стиле барокко. Во время бомбежки Дубровника в начале 1990 годов, когда Югославия рушилась на глазах, он немного пострадал, но все-таки уцелел.

Традиционное празднование Дня Святого проходит так. Тысячи верующих и многочисленные гости (из Хорватии и других стран) собираются на праздничную мессу перед кафедральным собором. После мессы торжественная процессия проходит по городским улицам. Церемония заканчивается спусканием праздничного флага.

Праздник

Празднование Дня Святого Влаха – это вознесение хвалы святому, который держит на ладони Дубровник, охраняет свободу города, который в 2009 году был внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

ЖИТЕЛИ ДУБРОВНИКА УЖЕ БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ОТМЕЧАЮТ ПРАЗДНИК СВОЕГО ПОКРОВИТЕЛЯ. Проводятся многочисленные культурные, развлекательные, музыкальные и спортивные мероприятия. Город особенно торжественно подсвечен и украшен, а жители округи привлекают внимание богатством оригинальных национальных костюмов.

30 июля 1902 года армянский архиепископ из Себастии Исаак Хадзан был в Дубровнике. Он собирал деньги для выкупа гроба Св. Влаха, попавшего в руки неверных. Гроб находился в церкви вплоть до 1943 года, когда турки переместили его в Археологический музей Себастии, запретив хорватским журналистам снимать гроб, хотя те и имели разрешение турецкого министерства. Церковь Святого Влахо в центре Себастии турки разрушили в 1950 году, а до этого в 1923 году разрушили тогда еще большую по габаритам церковь Святого Влахо (Барсега Себастаци).

Армяно-хорватские связи

Самым интересным человеком в хорватско-армянских отношениях, пожалуй, был иезуит Иосиф Маринович. Он родился в городе Перасте и славился своей эрудицией, что привлекло внимание богатого банкира, маркиза Джона Серпосяна, который предложил Мариновичу написать историю армян.

В 1786 ГОДУ СЕРПОСЯН ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ ИЗДАЛ КНИГУ "Исторический очерк воспоминаний о вере и морали армянского народа". В книге содержатся: географическое описание Армении, обзор политической и церковной истории армян, история армянских католикосов и церковных соборов, описание обычаев и традиций.

Существует еще одна косвенная культурная связь в хорватско-армянских отношениях в лице Джуро Армена Багливи (1668-1707). Житель Дубровника Джуро Багливи был по отцу армянином, его настоящая фамилия звучала как "Армено". В 1692 году он поселился в Риме, где стал личным врачом Папы Иннокентия XII и Папы Климента XI. Его часто называли "Новым Гиппократом" или "Гиппократом Рима". Он автор медицинского бестселлера XVIII века Opera omnia medico-practica et anatomica, написанного в 1704 году.

В государственном календаре Дубровницкой Республики до 1815 года в лоне святых признаны священномученик Зиновий (епископ Егейский) и его сестра Св. Зиновия, перетерпевшие мученическую смерть в Киликии, а также Сорок Себастийских мучеников. Сюда следует отнести и известного основателя Ордена мхитаристов, армянского национального и духовного деятеля Мхитара Себастийского (1676-1749).

Житие Святого

Священномученик Власий Себастийский был известен своей праведной, благочестивой жизнью. В годы царствования императоров Диоклетиана и Лициния – жестоких гонителей христиан, многие скрывались от преследований в пустынных и уединенных местах.

ВЛАСИЮ ТОЖЕ ПРИШЛОСЬ УДАЛИТЬСЯ НА ГОРУ АРГЕОС. Дикие звери не боялись Святого и часто приходили к нему. Больных животных он исцелял, возлагая на них руки. Убежище было открыто охотниками, прибывшими в горы для отлова зверей, чтобы в цирках натравливать их на христиан. Правитель области Агриколай приказал схватить непокорных, но нашли лишь одного епископа. Агриколай встретил его льстивыми словами, назвал другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его жестоко избили.

В темнице он продолжал творить чудеса и исцелять больных. Святого опять подвергли мучениям, но он непреклонно исповедовал веру во Христа. Агриколай приказал бросить Власия в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, епископ предложил им идти к нему, призвав на помощь своих богов. На это рискнули 68 приближенных правителя, но, войдя в воду, стали тонуть. Святой же вернулся на берег. Агриколай в ярости приказал убить епископа. Его сначала избивали палками, разрывали его плоть железными гребнями, затем отсекли голову. Перед смертью Святой молился обо всем мире.

Анна ГИВАРГИЗЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ ДУДУКА В МОСКОВСКОМ ПЛАНЕТАРИИ
      2018-09-19 15:38
      1861

      Пятый, юбилейный международный фестиваль дудука состоится в Большом зале Московского планетария 6 и 7 октября 2018 года.

    • "А ЕСЛИ НЕ УМРЕТЕ?.."
      2018-09-14 14:59
      2758

      Открытое письмо 80-летняя читательница "ГА" обратилась с открытым письмом к премьеру Николу Пашиняну относительно пересмотра условий компенсации по вкладам в сбербанках СССР

    • Дом для семьи Атоян
      2018-09-14 13:36
      3062

      Компания VivaCell-MTS и Домостроительный центр "Фулер" реализовали программу жилищного строительства для одной из семей села Зариндж Арагацотнской области, сообщает пресс-служба телекоммуникационной компании.

    • НА ЮКЖД ЗАРЕГИСТРИРОВАН РОСТ ПЕРЕВОЗОК
      2018-09-14 13:32
      2876

      Генеральный директор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" Сергей ВАЛЬКО на селекторном совещании подвел итоги работы железной дороги в августе 2018 года. За этот период, как отметил руководитель компании, прослеживалась положительная динамика перевозок как по сравнению с плановыми, так и прошлогодними показателями.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РЕВОЛЮЦИЯ И ТЕРРОР
      2018-09-17 15:02
      1219

      Учитывая происходящие в стране события, а также мнение многих наблюдателей о том, что ситуация в Армении развивается по классическому "революционному" сценарию, редакция сочла нужным опубликовать статью итальянского политика и издателя конца XIX - начала XX века Эррико МАЛАТЕСТА, напечатанную в 1924 году в газете "Американские известия".

    • 17 ПОЭТОВ И АЙРЕНЫ
      2018-09-14 15:00
      2136

      Кем был Саят-Нова? Полиглотом? Моралистом? Ткачом? Изобретателем компактного ткацкого станка с подвижной осью? Певцом с волшебным от природы тенором? Монахом-схимником? Что может успеть человек (речь идет о Петросе Дуряне) за двадцать лет между рождением и смертью, за совсем вроде бы короткий век? Какие три интереснейших момента содержатся в биографии Аветика Исаакяна? Что общего между судьбами Паруйра Севака и Минаса Аветисяна?

    • СЛАВНЫЙ РОД АБАМЕЛЕК
      2018-09-12 16:37
      1176

      Род, о котором пойдет речь, по армянским меркам не столь древний, его представители переселились в Грузию при царе Александре I, то есть о нем должно быть практически все известно. О времени переселения известно из прошения 1894 г. об утверждении герба князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева, в котором написано, что их род происходит "от древних князей Мариобизских Агдзенских, переселившихся из Курдистана в 1421 г.", что подтверждается грамотой царя Ираклия. Родоначальником считается священник тер Шмавон. Но кто он? В роду имелось несколько священников с именем Шмавон или Симеон, а в русифицированном варианте Семен.

    • ВЕНЧАНИЕ НА ГОРЕ СОКРОВИЩ
      2018-09-05 15:41
      1951

      Говорят, в монастырь Гандзасар можно попасть двумя путями: на машине и пешком. В первом случае проезжаешь через село Ванк, а затем не более 10 минут вверх, в гору, что значительно экономит время путешествия. Во втором (для любителей пешего туризма) можно добраться до села Колатак, а оттуда через лес или идти с обратной стороны, от села Вагуас. Длительный пеший ход позволяет насладиться  красотой природы  и по пути напиться воды из минерального источника Тту Джур, увидеть церковь Сурб Акоб и другие достопримечательности, а если идти от Вагуаса, то храм Кармирванк. К сожалению, слегка дождливая погода помешала нам выбрать заманчивый пеший маршрут: пришлось отправиться к "горе сокровищ", как переводится с армянского название "Гандзасар", на машине.