Последние новости
0
1625

ДВЕРИ ОТКРЫТЫ ВСЕГДА

Мне довелось видеть вместе трех последних католикосов

1988 год стал знаменит событием, которое запомнилось, думаю, не только тем, кто принимал в нем непосредственное участие, но и многим наблюдателям. 

ПОСЛЕ 70 ЛЕТ ДЕКЛАРИРОВАННОЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ  отделенности от государства (а фактически изолированной от широких народных масс антицерковной пропагандой) Русская Православная Церковь праздновала1000-летие крещения Руси. Мероприятия  были организованы с широким размахом на фоне  волны горбачевской  перестройки и были пропагандистки ориентированы больше на внешний мир, чем на граждан своей страны.  Народу после перестроечной эйфории еще предстояло познать плоды ослабления центральной власти и последующего  развала страны.

 Были приглашены практически  все  официально признанные главы христианских церквей со всего мира, представители других религий.  Каждую  делегацию для помощи на месте сопровождал высокий иерарх Русской Православной Церкви и в  качестве переводчика и помощника для организации участия  гостей в мероприятиях - представитель МИД СССР.

Делегация Армянской Апостольской Церкви была представлена  полностью. Присутствовали Католикос Эчмиадзинский и Католикос Всех Армян Вазген I, Католикос Киликийский Гарегин I и два Патриарха: Иерусалимский Егише и Константинопольский Шнорк. Я сопровождал непосредственно последнего.

Первая встреча

Впервые с близкого расстояния я увидел его на церемонии знакомства с членами делегации.

ЕГО ПОИСТИНЕ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЛСЯ со свойственным ему обаянием и природным благородством. Его плавные, выверенные движения не несли и тени церимониальности, а подчеркивали цельность его натуры.

Присутствующие встали в очередь, чтобы приложиться к правой руке Католикоса, что для каждого армянина является большой честью и возможностью получить благословение.  Двое моих коллег, видимо, не найдя  сил  или смелости  сломить в себе партийно-аппаратную гордыню,  неуклюже пожали ему руку и отошли в дальний угол, видимо, осознав  невежественность своего поступка. Один из них попытался отыграться: "Что, не выдержали нервы?" - прошипел он с нескрываемым ехидством. На что я ответил: "Нет, просто я лучше некоторых претворяю в жизнь  призывы руководства родной партии перестроиться и избавиться от груза прошлого".

 После 70 лет декларированной советской властью отделенности от государства (а фактически изолированной от широких народных масс антицерковной пропагандой) Русская Православная Церковь праздновала1000-летие крещения РусиВстреча вторая

В то время взаимоотношения между двумя католикосатами были напряженными. Уже 18 лет между ними не было контактов и, следовательно, диалога между двумя католикосами относительно иерархической принадлежности некоторых епархий в странах Ближнего Востока (в дальнейшем в ходе встреч с глазу на глаз противоречия были устранены).

КТО-ТО ИЗ ДВОИХ  ДОЛЖЕН БЫЛ РАЗРЯДИТЬ ОБСТАНОВКУ И ПЕРВЫМ признать либо подчеркнуть  главенство  Эчмиадзина как первопрестола. И это, как и полагалось, сделал Католикос Гарегин. Со свойственным ему эмоционально окрашенным красноречием и неподдельным христианским послушанием он  поприветствовал "своего старшего брата", Католикоса Вазгена. Все ожидаемые опасения    по поводу атмосферы встречи и ее результатов с этой минуты были развеяны. Мотивом его поведения были бескрайняя любовь к своему народу и преданность родной Церкви, подкрепленные словами Христа из Нагорной проповеди: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Евангелие от Матфея, гл.5 ст.9).

Через 10 лет Гарегин стал Католикосом Всех Армян, тем самым сбылась другая истина из Нагорной проповеди: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.5). Нагорная проповедь была предназначена в первую очередь для учеников и первых последователей Иисуса Христа. В ней со свойственной ее автору  скрупулезностью заложены  фундаментальные основы христианства (апостол Матфей прежде был сборщиком налогов, по тем временам образованным человеком).

Атмосфера встречи стала еще более теплой после глубокой и по-отечески озабоченной  за  судьбу Церкви речи Католикоса Вазгена. По протоколу встреча, проходящая на западноармянском языке (практически все четыре главы ААП говорили на западноармянском), переводилась на русский, т.к. присутствующий иерарх Русской Православной Церкви, имея полномочия принимающей стороны, должен был знать о содержании беседы. Встреча проходила за большим круглым столом в одном из залов приемов гостиницы "Советская", куда поселили наиболее приближенных высших чинов братских церквей. Ранее в этой гостинице останавливались секретари ЦК КП республик и областей СССР.

ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ДИСКУССИИ СТАЛО ОЩУЩАТЬСЯ НЕДОСТАТОЧНО глубокое знание русского языка переводчика из числа известных в то время   служителей Армянской Апостольской Церкви (это был небезызвестный Тиран). Заметив тень обеспокоенности Католикоса Вазгена (было неудобно перед русскими духовнослужителями), я пробрался за спину Тирана и с опережением начал суфлировать ему, чтобы избежать пауз в переводе. Католикос медленно поднял свою руку, указательным пальцем повелел Тирану отойти в сторону и, подозвав меня к себе, жестом дал понять Тирану передать функцию перевода мне. Только он, проведший Армянскую Апостольскую Церковь через горнило партийно-административного давления в те непростые годы, мог так легко и незаметно для всех осуществить перестановку, чтобы принимающая сторона и все остальные не почувствовали дискомфорта. И его ожидания оправдались. Перевод  наряду с беглым русским  шел на западноармянском, что полностью удовлетворило всех присутствовавших и особенно понравилось ему самому. С этого и до последнего дня на всех мероприятиях, где было необходимо переводить на русский, он велел мне быть рядом.

Больше других запомнилось мне его интервью представителю  печатного органа РПЦ об истории Армянской Апостольской Церкви. Обладая тогда чисто академическими знаниями о предмете беседы, основанными на атеистическом мироощущении, я и не мог представить, какая уникальная возможность представилась мне. Какой источник святой мудрости исходил от него и как буду я через 20 лет корить себя за то, что не мог по достоинству воспользоваться даром общения с Католикосом и другими высшими чинами Церкви. Я находился в среде святости и не понимал, как много бесценно важного пропускаю мимо ушей. Однако через много лет я осознал, что зачаток тяготения к христианству, уважения к Церкви и само понятие  феномена святости в мое сердце проникли уже тогда.

Еще с большей горечью вспоминаю, как я не принял предложения Шнорка Галустяна пригласить свою будущую супругу в Москву для  венчания под руководством всех глав Армянской Апостольской Церкви. Под благовидным (как мне казалось, но, по сути, нелепым) предлогом я попытался вежливо отклонить предложение Патриарха (она студентка в другом городе и сдает экзамены, что соответствовало действительности, но  не могло служить оправданием  отклонения столь привлекательного предложения). Будучи очень тонким человеком, на это он ответил:  "Сынок, я ей оплачу билет бизнес-класса, ты упускаешь возможность благословения, которое не каждому удается   получить. Подумай и, если решишь, дай знать, пока мы все здесь". Меня начали одолевать сомнения. Я, родившийся в традиционной армянской семье,  подсознательно понимал, насколько важно не упустить такую возможность. Но мое служебное положение  и партийная принадлежность как дамоклов меч висели надо мной, и я отказался от мысли принять это предложение.

 Католикос Вазген IХОЧЕТСЯ НАПИСАТЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ КАТОЛИКОСА ВАЗГЕНА I. Он был беспредельно обаятелен. Его глубоко проницательные глаза постоянно излучали доброту. Он не упускал возможности одарить окружающих своей по-детски нежной улыбкой. Видя его в основном на публике, можно было подумать, что он медлителен, но это ошибочное мнение. Насколько проворно он мог мыслить, настолько энергичными могли быть его движения. Как-то раз в его номере во время неофициальной встречи позвонил телефон в соседней комнате. Было очень необычно наблюдать, как почти 80-летний человек  вскочил и буквально подбежал к аппарату.

Наивысшим проявлением его любви и человеческой порядочности стал момент его отъезда на родину. Он попрощался со всеми официальными лицами, уже готов был  сесть в стоявший с открытой дверью автомобиль и вдруг повернулся к находившейся неподалеку публике и пробежался  глазами по всем. Я стоял несколько в стороне с группой в несколько человек. Указав несколько раз  пальцем  в нашу сторону, он настойчиво принял позу ожидания. У меня и в мыслях не было, что он хочет подозвать меня, и я  сделал удивленный жест - это меня? Кто–то из служителей  его свиты крикнул: "Да, он зовет именно тебя!" Я несколько недоуменно и с волнением подошел к нему. Он указал мне стать рядом, положил правую руку, которую я целовал 2 недели назад, мне на плечо и повернулся к публике. От растерянности я не знал, что делать, и не помню, что было после.  Одно стало  понятно, что все, что было сделано мной в эти дни, было оценено им таким образом.

Католикос Гарегин I

В течение определенного времени он занимал пост президента Всемирного совета церквей. Тогда я не понимал, что могли значить  произнесенные с гордостью слова одного из всемирно известных теологов: "Я хорошо знаю Гарегина".

ПО СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ Я НЕ ВСТРЕЧАЛ ЧЕЛОВЕКА, БОЛЕЕ ГРАМОТНОГО, глубоко и эмоционально способного говорить на публике. Сказать о нем, что он хороший оратор, – не сказать ничего. Он мог выступить без подготовки в любой аудитории на интересующую публику тему и ошеломить всех знанием предмета и широтой мышления.

В те дни в Баку были учинены акты вандализма в отношении могил армян. Он был глубоко озабочен этим и искал повод поднять на публике этот вопрос. Его энергичные порывы выступить на встрече в Верховном совете страны с осуждением этих событий  осталась нереализованными. Ему просто не дали слова, наперед было известно, что он затронет этот вопрос.

Поводом к тесному  общению с ним послужил его вопрос на прощальном банкете: "А армянский коньяк у вас есть?" Когда официант вынес коллекцию лучших марочных армянских коньяков, он спокойно обратился к нам троим (сопровождающим делегацию в эти дни): "А кто же будет со мной пить?" Никто не мог разобрать, он шутит или на самом деле приглашает компанию.

Мои старшие коллеги, которые так и не поняли, что в стране перестройка, подтверждением чему и  является проводимое мероприятие, как и в день встречи с Католикосом Вазгеном, вежливо съежились. "Я, Католикос!", подскочив, кинул я. "Отлично! Садись рядом". Коньяк был высокого качества и послужил хорошим катализатором моему близкому общению с этим удивительно прозорливым, выдающимся человеком. Меня  поразила его осведомленность о событиях в Армении, а еще больше - о жизни простых людей. Когда я шутливо спросил: "Католикос, то, что я знаю столько анекдотов, это понятно, а вы откуда их знаете?" (он знал их великое множество). Он ответил: "Сынок, мы их узнаем раньше вас, потому что народ с нами более откровенен. Приезжай в Бейрут, я тебя приглашаю, и ты узнаешь там больше о жизни в Армении, чем здесь, в Москве". Поистине это была личность вселенского масштаба, но в первую очередь в нем с особой силой проявлялся национальный характер.

В дальнейшем я видел его много раз выступающим по телевидению, на массовых мероприятиях. Только такой человек мог бы объединить все четыре составные части Церкви, но болезнь не дала ему сделать этого.

Патриарх Шнорк

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят..."

Само  слово "шнорк", означающее благодать и благородство, полностью соответствовало его натуре. Не понимая, что такое святость и что такими качествами может обладать обычный  человек, я с первого дня осознал, что рядом со мной  необычный человек.

ЕСЛИ ДРУГИЕ ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ПРИБЫТЬ С МНОГОЧИСЛЕННОЙ СВИТОЙ, Патриарху ААП в Турции власти этой страны позволили взять только одного служителя, которому, как и всем местным армянам, было запрещено посещать Армению.

В первые дни он, перенесший на своих плечах всю тяжесть турецкого репрессивного механизма, был  предупредительно молчалив. Но неведомым мне путем он быстро распознал во мне молодого человека, которому суждено свыше когда-нибудь  приблизиться к Богу, и начал рассказывать об основах христианского учения в приемлемой для меня форме. По мере сближения на протяжении долгих часов он рассказывал про статус церкви, о том, какими путями турецкие власти добиваются уничтожения следов пребывания армян в Западной Армении, и т.п.  

Я был поражен глубиной понимания им общемировых проблем и внутриполитической ситуации в Турции. К примеру, уже тогда он предсказал, что Турция через лет 10 превратится в крупнейшую туристическую страну (описал механизм и логику действий властей) и многое другое, что сбывается в наши дни. Тогда я не мог понять,  что у людей, живущих духовной жизнью, открывается неведомый неверующему человеку дар познания. Они воспринимают окружающую реальность намного объективнее, поскольку их очищенное божьим учением  чувствительное сердце быстрее нашего распознает корысть и злобу этого мира. Как сказано Господом: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.8). Бог есть совершенство. Ему одному известно не только прошлое, но и будущее от начала до конца. Нам с нашим человеческим восприятием мира  понять это не под силу.

Он был на редкость сдержанным и тонким человеком. Молодой человек, сопровождавший его (в чине саркавага - младший чин в церковной иерархии), не бывал в Армении, и этот шанс у него мог бы стать последним. Патриарх, с горечью сказав об этом, добавил: "Как бы я хотел, чтобы он увидел свою настоящую родину..." Патриарх не может остаться один (есть установления, согласно которым  рядом с иерархом такого ранга должен быть служитель). Я тут же безапелляционно заявил: "Еновк (так звали саркавага) поедет в Армению на 4 дня, а я в эти дни переберусь в гостиницу и буду круглые сутки рядом с вами". Он от радости подскочил и обнял меня, как это делают дети, когда получают от родителей желанную игрушку. Все дни до возвращения Еновка из Армении я ни на секунду не оставлял его без внимания. 

КАК-ТО РАЗ Я СПРОСИЛ ЕГО, ЧТО БЫ ОН ХОТЕЛ   ПОСЕТИТЬ В МОСКВЕ. Он сказал: цирк. Было забавно смотреть, как он живо, по-детски  реагировал на животных. Когда на сцене появилась дрессировщица, с которой не сводили глаз все присутствующие мужчины, я краем глаза наблюдал за ним, чтобы зафиксировать его реакцию. Только теперь я могу в полной мере понять, что могли значить его не обуреваемый безрассудным  желанием, как у других мужчин, взгляд и тихий вздох. Да, он, как и многие другие священники, тоже человек, со свойственными нам всем слабостями и желаниями. Но, в отличие от нас, подобные люди живут другой жизнью, дающей в противовес желаниям плоти духовные силы, сдерживающие их от соблазнов этого мира. В наши дни приходится выслушивать много нареканий на священников со стороны малопросвещенных в духовных вопросах людей. Кое-кто  даже пытается свою отдаленность от веры и Церкви оправдать распутством некоторых священников, распространяя это на саму идею веры в Бога. Таким людям нужно понять, что порочность отдельно взятого субъекта, являющегося продуктом общества, из которого он попал в духовные служители, не может быть основанием для того, чтобы отвергать всю Церковь, тем более самого Бога и закрывать себе самому дорогу к Нему. Почему-то народ ходит смотреть картины  хорошего художника или ходит оперироваться к хирургу, которые известны своей распущенностью в личной жизни. А вот если кто-то рассказал небылицу или даже правду про священника – значит нужно клеймить всю Церковь. Сравнение может быть не совсем корректно, но гораздо важнее то, насколько профессионален тот, кто нам оказывает услугу, в том числе и  священник, который когда-нибудь, как и все мы, сам ответит за себя перед Богом.

Католикос Гарегин II

Тогда он был главой Араратской епархии ААЦ и был в составе свиты эчмиадзинской делегации. Ему было поручено выступить с приветственной речью от имени ААЦ на торжественном вечере в Большом театре. Мне было поручено Католикосом отредактировать текст, расставить ударение, а также порепетировать, чтобы выступить на уровне.

Заключение

Настоящая история армянской нации такой, какой она состоялась, пройдя через выпавшие на ее долю испытания, началась после принятия ею христианства.

ЦЕРКОВЬ, КАК И ВЕСЬ АРМЯНСКИЙ НАРОД, ИСПЫТЫВАЛА ВСЕ ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ, беря первый удар на себя как носителя и фундамента самой христианской идеи. Она в отдельные периоды времени проявляла гибкость, в то же самое время оставалась на принципах ортодоксальности в смысле преданности полученному от апостолов учению, не приняв последовавших за Третьим Вселенским Собором догматических нововведений. Видимо, ортодоксальность в здоровом смысле этого слова ковала на протяжении веков армянский национальный характер. Его стержнем явилась преданность христианской вере, с  живыми носителями которой я имел счастье иметь столь близкое общение. 

В чем же состоит ортодоксальность нашей Церкви? В буквальном смысле слова мы знаем, что она не приняла постановлений Четвертого - Халкедонского Собора, но мало кто вникает в то, что это значит. Вселенские Соборы были официальным источником догматов древних церквей. Им принадлежит исключительное право черпать точное учение из Священного Писания и вырабатывать догматические положения (догмат есть положение, извлеченное из Библии и выраженное в ясной и отчетливой форме).  

Латино-Католическая Церковь признает двадцать Вселенских Соборов, начиная с Никейского в IV в. и  кончая Ватиканским в XIX в.  Византийская Церковь, или Церковь Греко-Православная, не зашла так далеко по пути догматических определений.  Она признает только семь. Еще радикальнее в этом отношении Армянская церковь. Она признает законными только первые три, одинаково признанные латинянами и греками.  Она не признает вселенскими следующие четыре, наперекор мнению греков и латинян, и тринадцать соборов, признаваемых исключительно одними латинянами.

Авторитет Вселенских  Соборов покоится  главным образом на единении разных церквей, ибо оно воплощает в себе наиболее действительное и осязаемое мнение Вселенской Церкви. Это единение было осуществлено на деле первыми тремя соборами, созванными с 325 по 431 годы, т.е. в течение века, последовавшего за полным торжеством Вселенской Церкви. В течение этого периода все большие церкви были единодушны в концепции догматов. Согласно учению Армянской Апостольской Церкви, Эфесский Собор 431 года стал  последним, утвердившим единение церквей в том убеждении, что оно образует базу истинных традиций Вселенской Церкви. Поэтому она не приняла постановлений Халкедонского Собора относительно авторитетности, вокруг которых в продолжение последующего полувека продолжались различного рода богословские дискуссии.

ПЕРВЫЕ ТРИ  ПРОВОЗГЛАСИЛИ БОЖЕСТВЕННУЮ СУЩНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА, Св. Духа и слияние божественного с человеческим во Христе.  Основные истины, образующие догматическую ось  таинственности в христианстве, т.е. Триединство, Воплощение и Искупление, были дополнены постановлениями трех соборов. С нарушением этого правила Халкедонский Собор вступил на путь пояснений и определений обстоятельств или способов воплощения или слияния божественного и человеческого во Христе. Между тем комментирование догматического факта никоим образом не может быть предметом определения или содержанием догмата. Разъяснения  могут служить лишь материалом для изучения, например, богословами.

Если учесть, что сам по себе догмат со всем, что в нем есть,  человеческому уму представляется трудно постижимым, сам факт наличия в учении Армянской Апостольской Церкви небольшого числа догматов можно объяснить ее благоразумием, стремлением не втягивать свой народ в  глубины богословского диалога с другими ветвями христианства.

Сама христианская религия основана на феномене веры. В Библии написано: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Послание Святого Апостола Павла Римлянам 10:17).  Слышание   нашему народу давала Церковь, пронесшая через века на своих плечах все  то, что она вынесла из Слова Божия, причем сохранив его первозданный дух неприятием  излишнего вмешательства человеческого ума. В этом смысле ортодоксальность нашей Церкви придает ей особую ценность, особенно в условиях упадка веры, переживаемого человечеством в целом.

И в заключение хотелось бы вернуться к образу Католикоса Вазгена Первого, поскольку данный очерк был написан по случаю столетия со дня его рождения. Он возглавил Армянскую Апостольскую Церковь в нелегкий период ее существования и  примером своего самозабвенного служения ей явил миру своего рода  концентрированное выражение ее непростой истории.

Мартин МИНАСЯН (дипломат)

 

21.11.2008 г.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕСТИВАЛЬ ДУДУКА В МОСКОВСКОМ ПЛАНЕТАРИИ
      2018-09-19 15:38
      1834

      Пятый, юбилейный международный фестиваль дудука состоится в Большом зале Московского планетария 6 и 7 октября 2018 года.

    • "А ЕСЛИ НЕ УМРЕТЕ?.."
      2018-09-14 14:59
      2758

      Открытое письмо 80-летняя читательница "ГА" обратилась с открытым письмом к премьеру Николу Пашиняну относительно пересмотра условий компенсации по вкладам в сбербанках СССР

    • Дом для семьи Атоян
      2018-09-14 13:36
      3048

      Компания VivaCell-MTS и Домостроительный центр "Фулер" реализовали программу жилищного строительства для одной из семей села Зариндж Арагацотнской области, сообщает пресс-служба телекоммуникационной компании.

    • НА ЮКЖД ЗАРЕГИСТРИРОВАН РОСТ ПЕРЕВОЗОК
      2018-09-14 13:32
      2862

      Генеральный директор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" Сергей ВАЛЬКО на селекторном совещании подвел итоги работы железной дороги в августе 2018 года. За этот период, как отметил руководитель компании, прослеживалась положительная динамика перевозок как по сравнению с плановыми, так и прошлогодними показателями.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ