Последние новости

Я В АКТЕРЫ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

… Нет- нет- нет- нет – мы хотим сегодня, нет-нет-нет-нет – мы хотим сейчас! А нам постоянно напоминают, что наша непростая жизнь - не спорт, в ней не стоит ждать рывка, прорыва в одночасье. Следует работать, ждать и надеяться – когда-нибудь будет лучше. В этом контексте и по сравнению с годом прошлым нынешний набор в Государственный институт театра и кино, видимо, следует считать подвижкой.

ЕСЛИ НЕ ГРУБО ГОВОРЯ, А МЯГКО ВЫРАЖАЯСЬ, ПРОШЛОГОДНЮЮ СИТУАЦИЮ МОЖНО НАЗВАТЬ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ. В то время как в Министерстве культуры созрело решение о проведении аттестации творческих работников под не озвученным лозунгом: "Ползающие, освободите взлетную полосу для рожденных летать" - речь шла об отделении зерен от плевел, одаренных от не очень, чуть ли не сокращениях, и как результат, повышении "театрального качества", а заодно и увеличении артистических зарплат, Министерство образования как бы втихомолку подводило подкоп под это перспективное намерение. Минкульт декларировал заложение основ победы качества над количеством. Минобр шел от противного. Минкульту хочется содержать поменьше народу в государственных театрах. Минобру хочется не содержать артвузы за свой счет. Нестыковочка…

Так или иначе, в прошлом году только на актерское отделение ГИТиКа было зачислено 75 человек! Ответ на вопрос: "Куда их по окончании девать?" - был отложен до лучших времен. Нет, многие профессионалы им задавались, даже вопрошали громогласно и пытались кого-то отсеивать. Но по окончании вступительных экзаменов все абитуриенты, получившие положительные отметки, а проще – не срезавшиеся, были зачислены приказом министра Армена Ашотяна.

В нынешнем году брать или не брать всех подряд было оставлено на усмотрение самого вуза. Члены экзаменационной комиссии проявили принципиальность – тем более что десятью студентами меньше, десятью – больше, это ситуации не меняет, профессорская зарплата как была, так и остается в размере 60 тысяч драмов… Итак, результат принципиальности - 13 человек, оставшихся за бортом, то есть нежданно-негаданно нарисовавшийся на актерском факультете конкурс и как результат… 64 будущих служителя Мельпомены. Как условились, зачислим этот снизившийся показатель в категорию подвижек и вопросом "Куда их потом девать?" озадачиваться не будем – пусть жизнь покажет.

Пока обратимся к тому, что показали вступительные экзамены. Один из членов экзаменационной комиссии, маститый режиссер, говорил, разводя в растерянности руками: " Смотришь на дверь – вот сейчас она откроется и войдет абитуриент твоей мечты. Дверь открывается, и опускаешь взгляд на целую голову – туда, где начинается будущий студент. Ладно - талант, хотя бы фактура была! Их же со сцены потом не видно будет". Другой, не менее маститый, рассуждал более глобально: "Когда я вижу потрясающе красивых армянских девушек, которые ходят по городу, все время ловлю себя на мысли – почему они не идут в институт, в актрисы, а к нам идут совсем другие, которых я не замечаю? Значит, прогнило что-то в Датском королевстве".

ВРЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ, И КРАСИВЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ НАЧАЛИ ПОНИМАТЬ, ЧТО НАДО ДУМАТЬ о будущем и получать нормальное образование. В изначально зависимой же актерской профессии будущее и без того смутно, а уж в наших театральных реалиях оно вообще, как правило, иль пусто, иль темно. Впрочем, рвущийся в артисты молодой человек о театральных реалиях, как правило, не думает, поскольку не знаком не только с ними, но зачастую с театром как таковым. Сериалы – вот нынешний главный вдохновитель и стимул к выбору профессии! Преходящая минута славы! Сериалы, которые специалистам – они же преподаватели ГИТиКа – следует не предавать анафеме, а благословлять как первопричину наличия студенческой аудитории. Но предавай анафеме не предавай, а преподаватель Института театра и кино, кажется, в первую очередь на эти самые сериалы и работает.

Эти самые сериалы уже с последних курсов начинают активно использовать студентов ГИТиКа, играя на их энтузиазме, тщеславии, желании в одночасье стать узнаваемыми, "прозвездеть". Когда же у начинающего артиста появляются проблески взрослого сознания, что любой труд должен быть оплачен, его просто… выбрасывают. Метода, давно и успешно апробированная держателями ресторанов и кафе. Официант на "испытательном сроке", работающий бесплатно или почти бесплатно. Дальше – простите, вы нам не подходите. Так и с выпускниками-артистами – слишком часто их век в профессии оказывается короток. И если уж быть до конца откровенными, приходится признать, что это не слишком удивительно. Ведь в массе своей в профессии они практически умеют крайне мало.

Ведь не только люди молодые, красивые и талантливые не рвутся учиться на артиста. Плюс к этому мы имеем ситуацию, когда люди уже состоявшиеся, талантливые и востребованные не слишком рвутся преподавать. Рвутся преподавать те, кто, если еще раз продемонстрировать излишнюю откровенность, никак не нашли себя ни в театре, ни в кино. Если не ставить во главу угла мастеров курсов – ставящих, снимающих, возглавляющих, сильно занятых и собственно курсам не сильно время уделяющих, а взять узких специалистов…

Конечно, есть замечательные специалисты, просто прекрасные, и перечислять мы их не будем исключительно из опасения кого-то упустить. Но – еще один аттракцион неслыханной откровенности – для их перечисления с излишком хватит пальцев на руках. А если попытаться проанализировать, почему именно эти преподаватели составляют топ-десятку и пользуются не только студенческой любовью, но и повышенным интересом, ответ напрашивается сам собой. В абсолютном большинстве это педагоги, которые находятся в некоем процессе, круге, тренде, который принято именовать современным театром.

Слава богу, нарождается поколение педагогов, которое успело пройти подготовку в именитых театральных школах, воочию узнать, как работают многие именитые мастера, попрактиковаться в тех или иных направлениях, словом, омыться водами "мирового процесса". Но это – редкие птицы высокого и далекого полета. Увы! Сегодня, когда вопрос хотя бы теоретической информированности можно решать одним нажатием компьютерной клавиши – что, кстати, какая-то часть студентов все-таки делает, – те, кто призван их учить, предпочитают высокопарные спичи о нетленных ценностях, об ошибках молодости современного театрального мира, который, повзрослев и остепенившись, вернется к "сокровенному знанию".

"ДАВАЙТЕ ПРЕДСТАВИМ ПОДОБНУЮ СИТУАЦИЮ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ - СТОМАТОЛОГ ОРУДУЕТ КОЗЬЕЙ НОЖКОЙ! А мы "орудуем козьей ножкой", да к тому же еще гордимся, мол, это традиционный, проверенный, корневой, исконно национальный метод. Конечно, это все от страха расписаться в собственном незнании. И конечно, всего знать нельзя, но плохо, когда декларируется, что все, чего мы не знаем, – это априори плохо, никому не нужно, чуть ли не порочно, и продолжать свою кондовую систему. Ни шагу вперед от того, что было. Как минимум пятьдесят лет назад! Это принято считать верхом патриотизма и преданности национальной культуре", - считает еще один режиссер из маститых.

Театр, как известно, искусство коллективное. И если попытаться раздробить этот самый коллектив на отдельно взятых профессионалов, то многих специалистов мы просто недосчитаемся. В том смысле, что с кузницами кадров для звукорежиссеров, художников по свету, компьютерной графике и прочее – всех тех, без кого современный театр невозможно представить – отечественная почва так и не разобралась. Кстати, попытка открыть в ГИТиКе отделение сценического компьютерного дизайна потерпела фиаско. Объяснение – люди не идут. А почему? А потому, что никто не объясняет и не пропагандирует, что, овладев подобной специальностью, можно оказаться гораздо более востребованным, чем обзаведясь актерским дипломом с "сериальной" перспективой.

Остаются еще теоретики – театроведы и киноведы. Но искать ответ на вопрос, почему, несмотря на ежегодный набор в театроведы, те, кто остался в профессии и занимается арт-наукой, давно перешагнули тридцатилетний рубеж, занятие безнадежное. Хотя в институте утверждают, что факультет нужен однозначно…

Да, неладно что-то в Датском королевстве. И решать автономно отдельно взятые проблемы с актерами или театроведами невозможно – нужно в корне менять подходы в большой системе арт-образования. А как ее поменяешь, если ГИТиК должен, в основном, содержать себя за счет относительно невысокой на общем фоне оплаты за обучение?

 

Так что рассчитывать, что в ближайшие годы на нашей сцене и экране плеядно появятся люди, отточенно владеющие актерским ремеслом – своим телом, голосом, мимикой, умеющие передать малейшие нюансы эмоций и мыслей, – явно не приходится. Наверное, правы те, кто утверждает, что путь эволюции – процесс медленный и долгосрочный. Но чтобы увидеть когда-нибудь его плоды, надо все-таки с чего-то начинать. И, видимо, в этом контексте 64 будущих дипломированных артиста по сравнению с прошлогодними 75 и есть прорыв. С чем нас и поздравляю!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • ПОБЕДА "ВАРЕЧКИ" - ЧУДЕСА И МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
      2023-08-24 10:48

      "Чудеса случаются, не часто, но случаются. И сегодня такое маленькое театральное чудо для меня произошло. Когда на фестивале есть один выдающийся спектакль - а я считаю, что это выдающийся спектакль, - можно считать, что фестиваль состоялся", - так оценил неоднократный член экспертного совета российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», художественный руководитель театроведческого курса в ГИТИС-е Александр Вислов спектакль "Варечка", созданный ереванским Международным Театром-фестивалем «ARMMONO». Приз V Международного фестиваля малых форм «Островский-Fest» в Кинешме «За лучшую женскую роль» вручен Лилии МУКУЧЯН за роль Варечки - спектакль «Варечка», Ереван, Армения.