Последние новости

ПРОВОДНИК НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ

Дудук - душа народа

Сцены не было, зала не было, а был вагон поезда с группой армянских артистов и иностранцами. И звучал дудук. Звучал грустно, мягко и приглушенно. Туристы, избалованные классической и джазовой музыкой, притихли, растворились в незнакомой мелодии, пленяющей первозданностью и целомудренной чистотой. Музыка сделала их горцами, перенесла во времени.

КАЗАЛОСЬ, В XXI ВЕКЕ С ЕГО ЭЛЕКТРООРГАНОМ, УСИЛИТЕЛЯМИ, стереофонией и прочей сокрушающей техникой этот инструмент мог оказаться чем-то вроде музыкального бронтозавра. Но вот не оказался. Все чаще сквозь скрежет гитар электрических взыскует душа наивной свирели или дудука. Что это? Откровение? Возрождение традиций? Предприимчивость, подхваченная ветрами моды? Какую роль сегодня играет дудук в нашей музыкальной культуре?

Обладая огромным духовным потенциалом, дудук способен пробудить в человеке самые добрые чувства. Его задушевный, искренний голос, проникающий в самое сердце, нужен и сегодня. И свидетельств тому немало. Благодаря своему оригинальному звучанию и неотразимому тембру дудук в наши дни перешел границы народного искусства и легко вступил в контакт с классическими инструментами. Он используется не только в симфонической, камерной, но и джазовой, электронной музыке. Именно сегодня происходят процессы, которые не могут не волновать многочисленных поклонников этого уникального инструмента.

 Народный артист республики Дживан ГаспарянНовый стиль - World beat

Суть происходящих сегодня изменений в отношении к дудуку наиболее ярко раскрывается в творческой деятельности выдающегося мастера, народного артиста республики Дживана Гаспаряна, прославившего этот инструмент на весь мир.

ЕСЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ В ИСКУССТВЕ ДЖИВАНА ГАСПАРЯНА, то это прежде всего открытие нового. Не случайно слово "впервые" можно поставить рядом с названиями многих сочинений, входящих в его концертные программы, сочинений, позволяющих слушателям приобщиться к неизведанному еще образному миру.

Кто-то однажды заметил, что дудук Дживана Гаспаряна звучит тихо, но слышно его далеко. Он явно имел в виду не только акустические возможности инструмента. Тихий, но обладающий огромной силой воздействия голос инструмента Мастера покорил даже самых искушенных джазовых музыкантов. Благодаря Д.Гаспаряну в западной музыке зародился новый стиль - World beat. С тех пор необычно модным стал эксперимент: синтез современной музыки с этнической. Магическое звучание дудука Дживана считается почти волшебным, неразгаданным. Но сам он со свойственной ему простотой так раскрывает секрет: "Хороший звук рождает хорошая душа".

Особое признание дудук получил и благодаря кинематографу. Старт был взят с фильма "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. Композитор фильма, рок-музыкант Питер Габриэл решил ввести в фильм "надрывно-тягучее, экзотически-ностальгическое звучание" дудука Дживана Гаспаряна. Сотрудничество с рок-музыкантом было очень плодотворным и вылилось в настоящую дружбу. Благодаря этому сотрудничеству родились новые альбомы. В 2000 году Дживан стал автором композиции для фильма "Гладиатор", получив за нее премию "Золотой глобус".

ЧЕРЕЗ ПАРУ ЛЕТ ОН УДОСТАИВАЕТСЯ НАГРАДЫ WOMEX "ЗА ЗАСЛУГИ перед музыкальным искусством". В Америке дудук Дживана звучал в фильме Мэла Гибсона "Страсти Христа", Рона Хаварди "Код да Винчи". "Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Думаю, что он один из самых поразительных музыкантов мира. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память" - признался, известный композитор Ханс Циммер. Только за 10 лет Дживан Гаспарян принял участие в создании саундтреков к двадцати с лишним фильмам, среди которых "Буря и печаль", "Онегин", "Доктор Живаго" и другие.

Дживан выступал и записывал с самыми знаменитыми коллективами - Кронос-Квартетом, Венским, Лос-Анджелесским, Нью-Йоркским, Ереванским симфоническими оркестрами, оркестрами Италии, Санкт-Петербурга, Москвы, Праги... Одним из лучших в жанре World misiс считается записанный совместно с Майклом Бруком альбом Block Rock. Дудук Д.Гаспаряна звучит и на альбоме российского музыканта Бориса Гребенщикова. Свидетельством всемирного признания искусства мастера является и то, что он стал обладателем четырех золотых медалей ЮНЕСКО. "Лучший музыкант мира" - так назвал его известный английский рок-музыкант Лайонел Риччи. По стопам знаменитого деда следует и внук Мастера - Дживан-младший.

Об огромной роли дудука в наши дни свидетельствуют и переполненные залы, когда звучит этот инструмент. Разве не символично то, что сегодня на концертной сцене появилась целая плеяда молодых дудукистов? И это результат открытия специальных классов в музыкальных школах и вузах.

 Геворг Дабагян и Юрий БашметПреемники мастера

На качественно новый уровень исполнения вышел и младший коллега легендарного мастера, один из лучших армянских исполнителей на дудуке, шви и зурне Геворк Дабагян, искусство которого уже давно завоевывает лучшие концертные залы мира.

ОН ПРОШЕЛ ОТЛИЧНУЮ ШКОЛУ,  ОКОНЧИЛ ЕРЕВАНСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ, где формировались не только его мастерство, не только чувство инструмента, но и тонкое восприятие музыки, чувство стиля. В эти годы закладывался фундамент разнообразного репертуара, которым дудукист владеет сегодня. Геворг - победитель Международного конкурса в Душанбе в номинации "Лучшие музыкальные инструменты народов Востока" и Всеармянского конкурса Саят-Нова. Он участвует в проекте "Шелковый путь", основанном виолончелистом Йо-Йо-Ма, в рамках которого исполнил с Йо-Ио-Ма и ансамблем "Шелковый путь" несколько произведений Ваче Шарафяна. Его партнерами в камерных ансамблях были И.Гарбарек, Г.Кремер, Атлас-ансамбль, Ксения-квартет и др.

Музыкант гастролировал в Грузии, во многих странах Европы, в США, России, Украине, Узбекистане, Иране, Ливане, Канаде, Литве и т.д. Записанный им для лейбла Celestlal Нarmonies компакт-диск был награжден международной премией. Второй альбом Дабагяна записан в 2002 г. Репертуар исполнения включает традиционные народные песни и танцы, песни ашугов и армянские духовные песнопения, а также музыку современных композиторов. А как захватывает выразительностью речевых интонаций взволнованный монолог-исповедь, как поет дудук Дабагяна в Концерте Surgite Cloriac для альта, соло, дудука, валторны, баритона, дисканта, колокола и струнных Ваче Шарафяна...

 Саро ДаниелянКогда не хватает земного языка

- Своя изюминка есть в творчестве каждого народа, - говорит дудукист Саро Даниелян, живущий ныне в Аргентине. - Мне кажется, что к дудуку обращаешься в минуты, когда не хватает земного языка. Он выражает язык души нашего народа. Его характер, его идеалы, его жизненную философию. Народное искусство живет века, обогащая духовный мир человека и не проявляя признаков старения. Потому что вобрало в себя душевный опыт многих поколений.

...ЗАБРАВШЕЕСЯ ПОД САМЫЕ ОБЛАКА СЕЛО ДЖРАШЕН - РОДИНА САРО ДАНИЕЛЯНА. Совсем рядом - древние, в сиреневой дымке тумана величавые горы. Небольшие домики, спрятавшиеся между скалами, вонзившие свои вершины в высокое небо Гарни. Сюда не долетали чужие звуки, только плеск воды в ущелье и ветер. По весне в горах Гарни, кажется, не только люди, но и вся природа дышит музыкой, и травы, и цветы, и гулкие ущелья - во всем чудится певучесть свирели, все звенит и отзывается мелодией.

Устроившись на скале, Саро часами играл на дудуке, который он тайком уносил из дома. Вся семья, как видно, в дар от самой природы получила любовь к музыке и музыкальные способности. И начиная с прадеда, на протяжении нескольких поколений увлекалась духовыми инструментами, играя красочные, виртуозные импровизации на мелодии народных песен. Именно в детстве Саро Даниелян усвоил секреты мастеров свирели и дудука, их искусной игры. Искусство их украшало народные торжества и свадьбы.

Семейной реликвией хранится у Саро дудук, на котором играли в доме. Так что спустившийся с гор в Музыкальное училище им. Романоса Меликяна юноша уже прекрасно владел инструментом. Успешно окончив класс гобоя училища, в 1971 году С.Даниелян поступает в Ереванскую консерваторию. С особой теплотой он вспоминает заслуженного артиста республики Христофора Бабаяна, которого считает своим учителем.

Саро Даниелян явился в мир искусства, когда слава народного артиста Армении Дживана Гаспаряна сияла в зените. И было непросто найти свою дорогу, не повторяя его. "Ворскан ахпер", "Дле яман", "Сиреци, ярс таран" - эти произведения исполняли все наши знаменитые дудукисты в присущей им самобытной манере. Их исполняет и Саро, но своим голосом.

В чем самобытность, новизна его исполнения? Он оживил их новыми красками, вдохнул в них современное звучание. Связывая элементы профессиональной школы с национальной исполнительской традицией, он создает оригинальный стиль.

С ювелирной тонкостью Саро работает над каждым произведением - порой неделями, а то и месяцами - и представляет его публике, лишь вжившись в самое существо, пропустив его через призму своей души. Он постоянно обновляет репертуар, исполняя и средневековые мелодии - "Скорбь матери Вардана Мамиконяна", "Авун, Авун" и "Манир, манир, им чахарак" и другие. На счету у С.Даниеляна свыше двух тысяч концертов. Со своим дудуком он объездил, облетел планету, всюду снискав любовь и признание миллионов. Национальные мелодии в исполнении этого дудукиста стали мостом дружбы и любви между народами: Швеция, Югославия, Бельгия, Тунис, Сенегал, Англия, Шотландия, Бразилия, Аргентина, Австрия, Канада, Франция - далеко не полный перечень стран, где он пропагандировал шедевры народного искусства, армянские народные инструменты.

С БОЛЬШИМ УСПЕХОМ ЕГО ГАСТРОЛИ ПРОХОДИЛИ В США, ГДЕ ОН ВЫСТУПАЛ с группой армянских артистов. С какой радостью их встречали армяне, истосковавшиеся по искусству родной земли. Пресса дала высокую оценку выступлениям посланцев из Армении. "Молодой дудукист Саро Даниелян сразу же привлек внимание профессионализмом большого мастера, чарующим исполнением. Его репертуар богат и многообразен. Он покорил всех гибким, великолепным исполнением на этих маленьких инструментах мелодий народных песен. "Крунк" Комитаса, "Авун, Авун" Нарекаци. Невероятно виртуозно он играл попурри на темы народных мелодий, также шуточную "Дорожную" М.Вартазаряна. Он был звездой концерта и удостоился бурных аплодисментов" - писала прогрессивная газета "Лрабер".

Чем был вызван подобный успех? Думается, не только талантом исполнителя (что, конечно, очень важно), но и особым интересом к богатствам народного искусства, являющегося неисчерпаемым кладезем тем, идей, образов...

 

В самом начале 90-х годов Саро Даниелян по известным причинам уехал в Аргентину, играет на гобое в одном из лучших государственных оркестров страны, часто дает и сольные концерты. На бис Саро исполняет только армянские мелодии. Голос его дудука покоряет не только аргентинцев, но и гостей страны. Раздвинуть рамки искусства народа и вернуть его народу в обновленном виде - это ли не путь подлинного артиста? 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      1234

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      2886

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2713

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2896

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1293

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1654

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      1159

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      1059

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.