Последние новости

АКАДЕМИК Н А ГРАНИЦЕ

Его звали "академиком" с детства. Хотя нет, в младших классах звали "профессором". На перекличке, когда учитель читал в школьном журнале его фамилию - Левон Зарифелян, весь класс дружно шептал: "Профессор здесь". И немудрено - Левон знал все на свете. Он был первый ученик по языку, по литературе, по арифметике, даже по пению. Слуха у него не было, но зато он лучше самого учителя знал слова всех песен. Однажды в третьем классе он спросил у учителя, как найти в лесу дорогу, если заблудишься. И сам же пояснил оторопевшему Самсонычу, что надо проследить, как движется солнце, и поймешь, где восток и где запад. А там уже все ясно: становишься лицом к западу, за спиной у тебя восток, слева будет юг, справа север... Ну чем не профессор? А когда он занял первое место по математике на московской школьной олимпиаде, просто грех было не повысить человека в звании. Других детей звали Симон, Вааг, Хачик, Роберт, Сурик, а его - Академик Левон или просто Академик. Так что не вся молодежь у нас пропащая, безыдейная, никудышная или "эмо". Вот.

ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ПРОУЧИЛСЯ ОН ГОД НА ФИЗМАТЕ, потом поступил в театральный. И тоже подумывал бросить, но... забрали его со второго курса в армию. Нормальные люди (хотя определение, кого считать нормальным, кого нет, сильно "занафталинило" в последнее время) пытаются устроиться куда-нибудь в тыл, подальше, побезопасней, а наш Академик попросился в Карабах, и непременно на границу. Очень уж ему было интересно, что там делается. Удивились в военкомате, обрадовались, послали. С небольшим предписанием, благодаря которому ему и позволили позже так "развернуться" на границе. Да и мог разве такой парень, как Академик, тихо-молча службу нести? В первую же неделю записался в полковой хор, в редакцию местной газеты - "Листка отличника боевой службы", на курсы компьютерного программирования, да еще и в радиокружок, где, как выяснилось, готовили радистов. Правильно решил - разве лишняя специальность когда-нибудь кому-либо помешала?

Но с особым интересом он присматривался к перестрелкам. А перестрелки были в день по десять раз. Иногда просто громовая артиллерийская канонада, даром что с 1994 года перемирие подписано. Но чаще всего назойливое постреливание с той стороны. Мол, не забывайте, мы существуем, и подстрелить можем. Своеобразная тихая необъявленная война...

И стал наш Академик в своем "Листке" идеи разные развивать. Нет, не подумайте чего, он парень был умный, всегда согласовывал с ближайшим командованием, что можно и что нельзя. Вот и поручили ему проводить с личным составом беседы по истории армянского народа, по истории региона и карабахского конфликта. Раньше такое дело именовалось политзанятиями, теперь - повышением уровня политической подготовки. А как же, армянский солдат должен быть всесторонне подкованным, не только все уметь, но и все знать. Только однажды, когда он очень пространно разглагольствовал о том, что это мы должны ставить туркам предусловия, и если они хотят открыть границу, сперва пусть признают Геноцид, а азербайджанцы сперва должны признать право Карабаха на самоопределение, потом вести какие-то переговоры, иначе пусть их граница веки вечные будет на запоре, ему намекнули после этой беседы, что нечего вмешиваться во внешнюю политику, этим люди поумнее него занимаются. И, как ни крути, выходило, что шансов на крупномасштабное возобновление военных действий было куда меньше, чем шансов на невозобновление. Хотя с азерами всегда надо ухо востро держать. Советские сказки о дружбе народов закончились в Сумгаите...

ОСНОВАТЕЛЬНО РАЗОБРАВ И ПОКРИТИКОВАВ КАК-ТО ДВУРУШНИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ЗАПАДА, то бишь политику двойных стандартов, причем досталось и Америке, и России, и Турции, и НАТО, и даже бедной Минской группе, которая и так изо всех сил бьется, чтобы и дальше поддерживать хрупкий и призрачный статус-кво, Академик резюмировал:

- И что мы имеем на сегодняшний день? Фиг с маслом? Ничего подобного! Пусть себе азеры грозятся! Пусть только сунутся - своих не узнают. И не только своих! Возьмем и Баку, и нефтепромыслы! Тем более что армяне их и основали, и разработали. Сразу ветку проложим в дружественный Китай. Южный Азербайджан снова станет Северным Ираном. И они это прекрасно знают, иначе давно бы еще одну войну затеяли... Значит, что у нас в остатке? В остатке - потери от их распроклятых снайперов. Ни один солдат не должен погибать в мирное время! А у нас гибнут десятки... Я предлагаю всем - и новичкам, и ветеранам, подумать, как положить конец снайперскому бесчинству. Новое слово в стратегии, понимаешь. Суворов и Тугендхольд отдыхают. Допетрили азеры, что это единственный урон, который они могут нанести нам, и наращивают снайперские силы... И дальше что? Вот и давайте думайте, как быть. Любые идеи и предложения будут печататься в нашем "Листке", чтобы все могли обдумать и обсудить их. Мы им еще покажем!

Но, как ни странно, никаких идей и предложений не последовало. Кто-то отнекивался, кто-то еще думал. Тем временем в часть на имя Академика прибыла какая-то странная посылка - грубо сколоченный продолговатый ящик, похожий на гроб.

- Эй, Академик, - шутили ребята, - заранее запасся, что ли? А чего тогда такой неказистый?

В посылке оказались три восковые мумии - то ли куклы, то ли манекены, присланные Академику друзьями, работавшими в театре. Как выяснилось позже, он попросил "позаимствовать" их в тайниках складов театрального реквизита. Вечером Академик о чем-то долго толковал с одним из командиров. Новость разошлась быстро - манекены нарядили в солдатскую форму и пристроили в самых опасных местах - хорошо просматриваемых позициях с точки зрения засевших в кустах на противоположной стороне снайперов. Через два дня все три лже-солдата были "убиты". Их оттащили за укрытие и оставили, чтобы продемонстрировать прибывшим как раз в эти дни из Европы членам мониторинговой группы. Те были поражены самим фактом: до чего людей довели, что они такое придумывают! Утонченные европейцы долго молча глядели на манекены, у одного из которых было разворочено лицо, качали головами, сочувствовали, обещали принять самые суровые и срочные меры к нарушителям перемирия, и через день отбыли.

Слово свое они сдержали. Меры приняли. Через пару дней в газетах появилось очень резкое резюме представителей мониторинговой комиссии, возмущенных очередным нарушением перемирия, настоятельным призывом к обеим сторонам соблюдать международные нормы и т.д. и т.п.

ВОТ УЖ БЫЛ УШАТ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ НА ГОЛОВЫ РЯДОВОГО И КОМАНДНОГО СОСТАВА... Да какой там ушат - Аральское море. Ведь на их же глазах! Ведь видели же! Ведь поняли же, кто нарушает! И такое бессовестное уравнивание? Призыв к обеим сторонам? Ай-яй-яй-яй-яй! Ну ничего, мы тоже кое-что поняли - что по уши сидим в полной демократии.

Видимо, как писал один ученый-политолог, нефть имеет какие-то еще до конца не изученные астральные свойства, способные влиять не только на умственные способности, но и зрительные, и даже менять философскую концепцию конвергенции материальных и идеологических воззрений, а также безличных монад обскурации духа (что это такое, никто не понимает, как и логику представителей мониторинговой комиссии).

Терпение лопнуло у всех. Предложения посыпались одно за другим - реальные и фантастические, технически сложные и примитивные, абсурдные и продуманные. Один предлагал воспользоваться первым же же нарушением режима перемирия и обрушить на позиции врага всю мощь орудий, в том числе и дальнобойных, и "такое устроить, чтобы неповадно было". Другой, наоборот, предлагал самим начать нарушать, воспользовавшись удобным моментом, чтобы нанести большой урон живой силе противника. Или отодвинуть фронт по обе стороны в глубину еще на 5 или 10 километров. Была еще идея создания специальных радиолокационных устройств, которые могли моментально засечь место нахождения снайпера и уничтожить его. Еще было предложение сосредоточить вдоль всей линии фронта пять тысяч наших снайперов и с утра до вечера "постреливать". Пусть знают, каково. А еще можно было, по мнению сержанта Мкртчяна, создать десять батальонов снайперов и снабдить их "дальнозоркими" биноклями, организовать долгосрочные курсы снайперов-универсалов и вообще всю армию перевести на "снайперскую" основу. А что? Азербайджан же перевел. Очень даже оригинально будет - первая в мире погранично-снайперская война... Вопрос серьезно обсуждался в самых разных инстанциях и был отвергнут - к недоумению большинства активистов снайперской стратегии и тактики...

Академик предложил смастерить несколько тысяч манекенов и расставить по всему периметру фронта, а некоторые даже специально подталкивать или управлять ими с помощью веревок. Это предложение тоже было отвергнуто как несерьезное - мол, здесь фронт, а не кукольный театр.

Рядовой Сурен Асланян предложил построить вдоль всей линии фронта каменные заграждения или что-то вроде Великой китайской стены, естественно, проделав бойницы для обзора и стрельбы. Конечно, это можно было бы рассматривать как откат к средневековью, но что делать, если имеешь дело с пещерными дикарями, которые плюют на все законы и правила в мире, а мир этот, к сожалению, их поддерживает. Ничего, ничего, ряд зарубежных экспертов полагает, что лет через пять-шесть нефть у них высохнет. Высохнет, закончится, выдохнется, иссякнет, улыбнется, прикажет долго жить... Экспертам виднее, конечно, а может, и в самом Азербайджане это прекрасно знают, потому и спешат, потому и беснуются и угрожают.

Кто будет сооружать Великую армянскую стену? Ответ у рядового Асланяна был прост: "А весь народ. Все города и поселки по очереди. Из диаспоры будут приезжать толпами. И уж чего-чего, а строительного материала у нас как-нибудь хватит. Что Грант Матевосян сказал? "Мы и наши горы" - сказал. А что Высоцкий сказал? "Ведь это наши горы. Они помогут нам".

ГОРЫ, ГОРЫ... КОГДА ЛЮДИ ОСТАВЯТ В ПОКОЕ И НАС, И НАШИ ГОРЫ, А? Мы же никому не мешаем качать нефть...

Столь грандиозное дело, как сооружение Великой армянской стены, привлечет внимание всего мира. Понаедут со всех стран. Вот мы всем и объясним, что творят азеры: сегодня их президент подписывает очередную никчемную бумаженцию о неприменении силы и угрозы применения силы, а назавтра снайперы снова убивают наших солдат и похищают мирных жителей. То есть издеваются над всеми, кто ту несчастную бумаженцию подписывал, в том числе и над собственным президентом. И ни один президент в мире азербайджанским снайперам не указ - ни американский, ни марсианский, ни нептунский.

Рядовой Эрнест Самсонян, в силу разных причин не попавший после школы в Политехнический институт, все свое стремление к изучению технических наук вложил в разного рода конструкции. Командование изучало их с равной долей скепсиса и надежды: ну а вдруг среди десятка разных предложений найдется хоть одно толковое? И можно ли устроить такое, например: над колючей проволокой через каждые десять метров укрепляется шест высотой в пять метров, и между шестами натягивается очень прочный целлофан индийского или французского производства, и любая дырка в нем говорит об очередном посягательстве снайперов... А еще можно сделать следующее: при любом нарушении режима перемирия, когда наши просто обязаны открыть ответный огонь и призвать их к порядку, воспользоваться этим и уничтожить шквальным огнем из огнеметов все кусты и деревья на глубину нескольких километров на их стороне, главное, все кусты, где снайперы скрываются. А может, придумать какую-нибудь игру под названием "Найди и уничтожь азербайджанского снайпера"? Нет, нет, главное - уничтожить все кусты и деревья на той стороне. (Заодно и прочесать крыши всех домов, на которых снайперы затаились.)

Но все было тщетно. Командование не решалось применить на практике все эти "конструктивные решения вопроса", считая их нереальными. Друг детства Академика, журналист Петросян, написал своим друзьям в Санкт-Петербург и Сан-Франциско, что вот, у нас, помимо прочих, такая серьезная проблема, а вы говорите, что главная проблема - это внутренние распри. "Внутренние распри - они и есть внутренние, потому что, если, не дай бог, начнутся военные действия, все раздоры будут забыты и все враждующие друг с другом партии пошлют своих представителей на фронт, потому что все они прежде всего - патриоты своей страны. Но пока главная проблема - уберечь молодых солдат от гибели, от снайперских пуль. Мы тут напридумывали всякое, вы тоже думайте, все умные головы привлеките..."

Как-то ночью, стоя на часах, Академик долго смотрел на небо. Где-то там была звезда, названная в честь его любимых писателей - братьев Стругацких. Среди тысяч далеких звезд была и "Малая планета номер 3054". Почему-то Академику показалось, что если долго смотреть в ту сторону и мысленным взглядом приблизиться к ней, то неземная аура такой дорогой его сердцу звезды рано или поздно сублимируется в какую-нибудь идею, которую можно будет осуществить. И хотя Леонид Горбовский, центральный персонаж многих повестей Стругацких, говорил, что "из всех возможных решений выбирай самое доброе", он просто не знал, что на свете существует такое явление, как азербайджанские снайперы, против которых есть только одно средство - око за око, зуб за зуб. "Помоги же, малая планета номер 3054... Ты же в ответе за всех, кого приручила..."

"Если повезет, и я через два года демобилизуюсь, непременно поеду в Санкт-Петербург - учиться на астронавта".

 

Тишина и безмолвие окружали его. Чуть поодаль темнели ряды колючей проволоки, а за ней - нейтральная зона. Граница молчала.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЮ МИД РОССИИ МАРИИ ЗАХАРОВОЙ
      2023-08-30 10:12

      Уважаемая Мария Владимировна! Что меня подвигло на написание этого письма? Ваше недавнее выступление в замечательной телевизионной программе на канале "Россия" –   "60 минут". Казалось бы, после таких феерических ведущих этой программы, обладающих глобальными, если можно так выразиться, знаниями во всех областях политики, дипломатии, истории - и всеобщей, и новейшей, военного дела, причем их знания почти не уступают знаниям приглашаемых на передачу товарищей, уже ничего не может удивить в "60" минутах, но Ваше выступление было очень ярким, оно вселяло надежду, что, может быть, Вы сумеете помочь в нашей безнадежной ситуации...

    • А НЕ ПОРА ЛИ КОЕ-ЧТО ПЕРЕСМОТРЕТЬ?
      2023-08-12 11:48

      Хроника одного обсуждения Группа собирались в неделю раз у кого-нибудь на квартире – обсудить свои или чужие рассказы, а главное – поговорить о фантастике, поскольку в Союзе писателей отделения фантастики не было. Говорили о чем угодно, читали стихи – от Пушкина до Высоцкого, дружно ругали никчемное правительство, играли в любимую игру "Если бы я был президентом". Зашла речь о послевоенных ранних стихах Окуджавы, которые сильно отличались от хрестоматийного "Сто раз я нажимал курок винтовки, а вылетали только соловьи...", написанных уже в 1964 году.

    • ПАРЕНЬ ИЗ АРЦАХА
      2022-10-08 10:06

      Что напоминают кадры кинохроники Каждый день по многу раз показывают ребят на передовой. Большинству 18 или 20 лет. Это о них писал Григорий Бакланов – "Навеки девятнадцатилетние". О них говорила Анна Зегерс: "Мертвые остаются молодыми". Они веселы, задорно улыбаются, и всегда говорят: "Мы победим". Их много, и все такие разные, все такие красивые, что глядя на них, сердце сжимается. Вот почему турки нас ненавидят, вот почему хотят уничтожить – армяне красивый народ, и девушки очень красивы, и мужчины. Вот и завидуют, уроды. И каждый напоминает кого-то: кажется, где-то я их видела, но не могу вспомнить, где.

    • А ВДРУГ…
      2022-07-23 10:06

      Эссе в стиле фэнтези Все может получиться очень быстро и почти случайно. Что все у нас летит кувырком, уже стало почти привычным, но такого неординарного – случая ли, происшествия ли, трагедии ли, симптома конца света или конца истории, конца человеческой цивилизации – еще не было. Понимаете, не могут люди умирать во время суда. Кто плохо себя чувствует, в суд не ходит. Если болен подсудимый – суд переносится, болен судья – тем более. Но тем не менее это случилось – умер во время суда подследственный, врач, который, кстати, ни в чем не был виноват и уже два месяца находился в тюрьме. Даже у настоящих мужчин порой сдают нервы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Литературные чтения: Зейнал Ибрагимов “35 писем сыну”… (видео)
      2019-02-25 10:34

      Эксклюзивное интервью nashaarmenia.info азербайджанского журналиста и писателя, автора книги «35 писем сыну», нынче политэмигранта Зейнала Ибрагимова.

    • ГРАНИЦЫ ПОЛЬШИ И АРМЕНИИ ГЛАЗАМИ ПОЛЬКИ И АРМЯНИНА
      2018-12-12 13:38

      Писатель, драматург и театральный критик Рафаэль Акопджанян любит Польшу. Он объездил мою страну не только по туристическим маршрутам, но и по тропам, которые ведут к нежданному открытию страны и раскрытию непростого польского характера. Проехал он по польским землям с севера на юг, с востока на запад. Но особенно он рвался в город Замосць, чтобы своими глазами увидеть знаменитую Армянскую улицу.

    • В ЗЕРКАЛЕ КЛАССИКОВ
      2018-10-29 15:19

      Читайте классиков, и вы нередко увидите себя в зеркале. Со времен великих армянских классиков Раффи (1835-1888) и Ов. Туманяна (1869- 1923) в нашем национальном характере без особых изменений хорошо сохранились узнаваемые "повадки", образ мышления и т. д.

    • ЗАПАХ ЖАРЫ
      2018-08-24 15:41

      По комнате была разлита жара. Словно кто-то принес и выплеснул сотни ведер загадочной субстанции по имени жара на все, что было в комнате - стены, пол, потолок, стол, стулья, диваны, кресла, ковры и широкую вазу на столе – ни к чему нельзя было безнаказанно прикоснуться, все обжигало, все излучало жар и какую-то странную покалывающую энергию. Энергия была агрессивной, она захватывала и заглатывала воздух в комнате с неимоверной скоростью.