АМЕРИКАНСКИЙ ПОТОМОК ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН
Этим летом мне посчастливилось познакомиться с видным американским ученым, профессором Калифорнийского университета Беркли Алексом Беллом - человеком неординарным во всех отношениях, начиная с огромной эрудиции до уникальности своего происхождения. В Армению он приехал с супругой Татьяной, чтобы познакомиться с научным потенциалом нашей страны, наладить контакты с армянскими учеными и, конечно, соприкоснуться с землей своих далеких предков. Алекс Белл - племянник знаменитого французского писателя Анри Труайя и сын его старшей сестры, известной балерины Ольги Тарасовой, имевших армянские корни.
Наша встреча состоялась за утренним кофе в столичной гостинице "Туфенкян. Исторический Ереван", где все пронизано истинно армянским духом - от многочисленных сувениров местных мастеров прикладного искусства до традиционных ковров и национальных карпетов, что не могло не впечатлить наших гостей из США. Разговор с Алексом Беллом завязался на чистейшем русском языке, который ему с раннего возраста привила мать. "Мама хотела, чтобы я свободно говорил по-русски, ведь это был язык ее семьи, что позволяло мне общаться с ее родителями, переехавшими после большевистского переворота из России в Константинополь, а затем в Париж. Мы часто навещали дедушку и бабушку, к нам присоединялись семьи маминых братьев Анри Труайя и Александра Тарасова, и русский был языком общения для всех нас", - рассказывает господин Алекс.
Тарасовы-Торосяны
Предки Алекса Белла по материнской линии происходят из так называемых черкесо-гаев - черкесских армян. Их прародитель Торос был родом из села Цхна, расположенного недалеко от старого армянского города Нахичевань.
КАК ПИСАЛ В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ АНРИ ТРУАЙЯ, ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ русифицировали имя Тороса, дав его потомкам родовую фамилию Тарасовы. Род Тарасовых был знаменит в российском городе Армавире и на всем Северном Кавказе. Прапрадед Алекса Белла успешно торговал сукном, а дед Аслан Тарасов разбогател на инвестициях в железные дороги и банковском деле. Бабушка Лидия Абессаломова с материнской стороны была немкой, а с отцовской имела армяно-грузинские корни. В 1900-х годах Тарасовы переехали из Армавира в Москву с годовалой дочкой Ольгой, а сыновья Александр и Леон (Анри Труайя) родились уже в столице.
Ольга росла сорванцом, предпочитала играть с мальчишками, а во время летнего отдыха на Кавказе лазила по деревьям, плавала, ездила на лошадях. Аслан Тарасов владел и конным заводом - продавал лошадей для царской армии, сам прекрасно ездил верхом и поручил своему охраннику-черкесу обучить езде Ольгу. Мальчишеское поведение Ольги беспокоило мать, и она, решив пробудить в дочери женское начало, стала водить ее на балетные спектакли в Большой театр, а затем - на уроки в хореографическую школу.
Однако девочка недолго осваивала искусство балета в России: после революции 1917 г. Тарасовы обосновались в Париже, и девочка продолжила занятия у бывшего солиста Большого театра В.Свободы и именитых танцовщиц Мариинского театра Матильды Кшесинской, Веры Трефиловой и Любови Егоровой.
ЮНАЯ ОЛЬГА ТАРАСОВА СРАЗУ ПРИГЛЯНУЛАСЬ ХОРЕОГРАФАМ РАЗНЫХ ШКОЛ. Через год она поступила в труппу "Балле рюс", затем в балетный театр Бориса Князева, а спустя еще два года выступала в известном эстрадном театре "Летучая мышь" под руководством Никиты Балиева (Мкртич Балян). С этими коллективами талантливая балерина не раз гастролировала в странах Европы, а также в США и Канаде. Спустя годы судьба забросила Тарасову в Южную Америку, где она выступала с сольными концертами.
В 1934 г. в составе "Русского балета Дягилева" она вновь посетила Соединенные Штаты, сыгравшие двоякую роль в ее жизни. Вывих коленного сустава в результате несчастного случая заставил Тарасову распрощаться с большой сценой и посвятить себя преподаванию, но в США она познакомилась со своим будущим супругом Владимиром Беллом (Бельзицман) - выходцем из тифлисской еврейской семьи, которая в начале прошлого века эмигрировала в США.
"Отец учился два года в Массачусетском университете на инженера, однако по специальности ему так и не удалось сделать карьеру, - рассказывает Алекс Белл. - К моменту знакомства с мамой он работал бизнес-менеджером у знаменитого импресарио Сола Юрока. Папа окончил школу в Тифлисе, прекрасно говорил на грузинском, и его русская речь, по воспоминаниям мамы, была приправлена грузинским акцентом. Чтобы убрать его, маме понадобилось приложить немало усилий". В 1942 г. в семье Ольги Тарасовой и Владимира Белла родился единственный ребенок, нареченный по-русски Алексеем и Алексисом на американский манер.
Балет, Шаляпины и дача Анри Труайя
О юных годах у Алекса Белла сохранилось много уникальных воспоминаний. Его детство прошло в квартире на 3-м этаже небольшого дома в Нью-Йорке, большую часть которой занимала студия Ольги Тарасовой, так что балет был неотъемлемой частью его будней.
ПРАВДА, ОЛЬГА АСЛАНОВНА СТАРАЛАСЬ ДЕРЖАТЬ СЫНА ПОДАЛЬШЕ от хореографии, желая в будущем дать ему более "мужскую" профессию и вырастить его в кавказском духе как гостеприимного хозяина и джигита в душе. Тем не менее она стремилась воспитать в сыне грамотного зрителя и знатока балета. "Помню, в мамином зале стояли столы и стулья, а также рояль, - рассказывает господин Алекс, - здесь всегда звучала классическая музыка, было много народу. Забавная деталь: на всю квартирную площадь был один-единственный туалет, добраться в который можно было через женскую раздевалку. И мама пускала меня туда, лишь убедившись, что ее ученицы одеты".
Глава семьи Владимир Белл близко дружил с Борисом Федоровичем Шаляпиным и детьми великого певца от первого брака, которые жили неподалеку от дома Беллов. Встречи по праздникам и просто вечерам устраивались довольно часто. Это были, как вспоминает Алекс Белл, настоящие "русские застолья с кавказской подливой". "Отец прекрасно готовил и любил принимать гостей. Шаляпины сначала обедали с нами, выпивали, а затем начинали петь. Кроме них к нам нередко приходили и русские друзья мамы - известные артисты балета и преподаватели, захаживали и грузинские друзья отца. Гости шутили, обменивались интересной информацией и веселились от души".
Семья не упускала возможности встречаться и с родственниками Тарасовыми. Каждые два года Беллы ездили в Париж, где проживали не только родители Ольги Тарасовой, но и ее братья с семьями и детьми. Старший, Александр Асланович, был известным инженером-электриком, долгие годы работал в фирме "Филлипс", младший - Леон к тому времени стал знаменитым писателем и взял псевдоним Анри Труайя. Мужчины-Тарасовы нанимали дачу на юге или севере Франции, в каком-либо уютном уголке природы, где собиралось все семейство.
АЛЕКС ЗАПОМНИЛ И КАНИКУЛЫ НА ДАЧЕ АНРИ ТРУАЙЯ с бассейном, в котором внуки Тарасовых купались без устали, с беседами на французском и русском языках о прошлом и настоящем. Дед вспоминал, как похитил, согласно чеченским традициям, свою будущую жену и как по-армянски вскоре вернул ее в отчий дом, получив позволение ее родителей устроить законную свадьбу.
"Дачный дом Анри Труайя был необычным, - рассказывает Алекс Белл. - Его вторая жена обожала покупать старые дома, ремонтировать их изнутри в стиле модерн, а снаружи оставлять в первозданном виде. Дядя Анри постоянно писал, причем стоя и только от руки. У него был старинный церковный столик-кафедра, на которой он работал, а по вечерам перед всем семейством зачитывал очередные страницы своего нового произведения.
Первым рецензентом была его жена, которая помогала ему править текст. Он был добрым, но не любил большие компании, предпочитал находиться в кругу семьи. Его часто приглашали в Советский Союз, но он отказывался, говоря, что не хочет портить детские воспоминания о России. Отец часто рассказывал ему о своей родине, и представления Анри Труайя о России были сотканы в основном по рассказам отца. Он ходил в библиотеки, получал необходимую информацию из России, проводил исторические исследования и писал свои книги.
Когда я вырос и начал преподавать инженерную химию, мы с ним часто беседовали о том, как писать и тем более читать с кафедры перед большой аудиторией. Я делился своим опытом написания научных статей, чтения лекций, которые я сейчас одинаково свободно веду как на английском, так и русском языке".
Армянская кухня и научное сотрудничество
Алекс Белл выбрал профессию инженера-химика, следуя совету отца, который так и не сумел продолжить свое университетское образование. Алекс учился на той же кафедре в том же университете, что и Владимир Белл, и успел застать одного из отцовских преподавателей.
В СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, КАЗАЛОСЬ, ОТХОДИЛ НА ЗАДНИЙ ПЛАН, но Алексу удалось устроиться в русское общежитие и общаться со сверстниками на русском языке. Алекс даже выступил с инициативой показывать по выходным русские фильмы, в частности, из коллекции Сергея Эйзенштейна.
С 1967 г. Алекс Белл преподает в университете Беркли, общается с российскими учеными и сотрудничает с Сибирским отделением Российской академии наук. Со своей второй женой Татьяной, также научным работником, он частенько бывает в России, так что язык семейства Тарасовых он знает как родной. "Дома мы практически постоянно смотрим российское ТВ, более содержательное, чем американское, так что с языком у меня проблем не возникает", - говорит господин Алекс.
В Закавказье профессор университета Беркли оказался по воле случая. В прошлом году Алекс Белл с женой был приглашен на празднование 175-летия города Армавира, где познакомился с армянином Григорием Карапетяном, председателем Армянского отделения Союза армян России, преподавателем Института бизнеса и финансов Армавира, и захотел посетить Грузию и Армению. Реализовать мечту помог директор фонда "Поддержка Джавахку" Ашот Акопян, который и организовал тур Алекса и Татьяны в две закавказские страны. В Грузии чета побывала на улице, где некогда жил Владимир Белл, осмотрела достопримечательности.
Турне продолжилось в Армении, которая встретила гостей из США красотой природы, неповторимостью старинных церквей, добротой и гостеприимством. "Мой отец был замечательным кулинаром, у него была книга "Армянская кухня", которая теперь у моей жены. Так что армянские блюда мы готовим довольно часто. Да и сейчас я намерен увезти с собой в США армянские вино и коньяк, потрясшие нас своим ароматом".
В Ереване Алекс Белл встретился с коллегами из Национальной Академии наук РА с целью налаживания контактов. Американский ученый пожелал приехать к нам с лекциями, а также создать условия для обучения армянских аспирантов в калифорнийском университете Беркли. "Главное, что в Армении люди не боятся работать, здесь есть прекрасный научный потенциал, который надо использовать для развития армянской и мировой науки", - уверен Алекс Белл.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-27 10:12
«Я не знаю актера, который сумел за короткую жизнь воплотить такие отличающиеся друг от друга образы героев, как это сделал Владимир Кочарян. Он с биологической точностью воссоздал образ революционера-романтика Сурена Спандаряна...» - писала в статье о фильме «Ссыльный № 011» кинокритик Сирануйш Галстян.
-
2025-03-26 10:23
Государственный симфонический оркестр Армении известен не только многочисленными концертами классической музыки, организуемыми на родине и за рубежом. Вечера, на которых в его исполнении звучат саундтреки из знаковых фильмов разных стран, также одна из важных сторон деятельности этого прекрасного коллектива, возглавляемого дирижером Сергеем Смбатяном. За годы деятельности оркестр исполнил саундтреки к самым популярным анимационным и игровым фильмам, расширив свой репертуар музыкой именитых композиторов Голливуда, Арменфильма и других студий. Исключением не станет и концерт 29 марта, на котором слушателям будет представлена музыка из фильма "Арарат" канадского режиссера, нашего соотечественника Атома Эгояна. Премьера в Армении сюиты из "Арарата" состоится в рамках другого крупного проекта - V Фестиваля современной музыки имени Пендерецкого, проводимого в Ереване Государственным симфоническим оркестром Армении при поддержке МОНКС РА.
-
2025-03-24 10:06
В Ереване состоялась презентация печатной версии очередного номера журнала "Научный Арцах". В четвертый выпуск за 2024 год и 23-й с момента основания этого издания включено 19 статей 23 авторов. Двое из них доктора наук, значительная часть - кандидаты наук. Среди авторов есть также аспиранты и соискатели, ведь одна из главных целей журнала - продвигать молодых ученых и помогать им состояться на выбранном поприще.
-
2025-03-24 09:49
Ровно 100 лет назад в эти дни молодой, но уже обративший на себя внимание поэт и писатель Егише Чаренц проживал один из ярких и насыщенных впечатлениями периодов своей жизни. Получив 17 ноября 1914 г. в Тифлисе паспорт путешественника, он вскоре выехал из Армении и уже 14 марта 1925 г. оставил на бумаге первые заметки о пребывании в Италии в довольно лаконичной форме: «Венеция – чудесный город!» Венеция не только предстала перед ним во всем своем очаровании, вызывая восхищение поэта на протяжении его длительного пребывания в этом городе на воде. Здесь произошло немало событий, сыгравших важную роль в его жизни и отраженных затем в его творчестве. Неслучайно именно путешествие поэта в Италию легло в основу временной выставки «Путевые воспоминания: Италия», открывшейся на днях в Доме-музее Егише Чаренца.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-12-04 11:12
"Я всегда, сколько помню, связывала себя с Арменией, - рассказывает Анаит Тиграновна Хачатрян, заместитель председателя Армянской диаспоры Владимира и Владимирской области, директор Армянского культурного центра города. - В далеком детстве, когда нас увезли родители в Россию, я устраивала скандалы, обвиняя родителей в том что они нас (меня и братьев) заставляют делать то что ИМ нужно. Многое поменялось, мы выросли, Россия, как и Армения, стала моим домом. Взрослая жизнь тоже порою заставляет принимать решения, которые причиняют боль сердцу, но все же мы это делаем. Но вот что не меняется во мне, так это фанатическая любовь к Армении, ее многовековой истории, к моим братьям и сестрам, живущим внутри и вне Армении."
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-05-27 15:05
Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.