Последние новости

АЙВАЗОВСКИЙ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

Великие люди потому великие, что интерес к ним никогда не иссякает. Каждое исследование, каждая неизвестная деталь по-новому раскрывают творчество и личность творца. Так, архив И.Айвазовского, его письма, воспоминания, небольшие заметки дают достаточно широкую возможность судить о круге дружеских связей великого мариниста, его воззрениях, художественных вкусах, творческих замыслах и условиях их осуществления, основываясь на непосредственных высказываниях самого художника, выраженных в своеобразии, присущей ему афористической манеры.

ЗА ПОЛГОДА, ПРОЖИТЫЕ АЙВАЗОВСКИМ В ПАРИЖЕ (1857 г.), У НЕГО установились тесные дружеские связи с композиторами Доницетти, Россини, художником Густавом Доре, актрисой Сарой Бернар, а также с маршалом Пелисcе. Во французской столице маринист устроил персональную выставку. Восхищенный ею, Наполеон III принял Айвазовского. Первым из русских художников его наградили орденом Почетного легиона.

Айвазовского связывали близкие отношения с представителями русской интеллигенции - писателями, художниками, композиторами. Дом Айвазовского в Феодосии стал своего рода местом паломничества. Здесь бывали крупные деятели русской культуры: музыканты Серов и Рубинштейн, актеры Варламов и Сазонов, польский скрипач Венявский. Здесь гостили также многие армянские писатели, поэты посвящали гостеприимному хозяину стихи, критики и публицисты - статьи.

В большом зале феодосийской галереи выступали трагик Петрос Адамян, профессор Петербургской консерватории скрипач Ованес Налбандян, композитор, родственник Айвазовского Александр Спендиаров, в дуэте с которым Айвазовский иногда играл на скрипке.

Как утверждает один из исследователей И.Айвазовского искусствовед Ш.Хачатрян, под прямым воздействием Айвазовского сложились русские марионисты Лагорио, Латри, Ганзен и такой самобытный пейзажист, как А.Куинджи. В студии Айвазовского получили благословение и армянские живописцы Геворг Башинджагян и Вардкес Суренянц, Вардан Махохян и Арсен Шабанян, Мкртыч Дживанян и Эммануэл Магдесян. По свидетельству Суренянца, Айвазовский мечтал создать союз и сплотить в нем рассеянных по всему миру деятелей армянского искусства.

 Портрет М.Глинки кисти И.РепинаАЙВАЗОВСКИЙ ВСТРЕЧАЛСЯ ТАКЖЕ С ВЕЛИКИМ РУССКИМ КОМПОЗИТОРОМ МИХАИЛОМ ГЛИНКОЙ. В 1903 году в журнале "Отечество" появилась небольшая публикация Н.Кузьмина, в которой рассказывалось о близком знакомстве М.Глинки и И.Айвазовского. Приведем некоторые выдержки из этой статьи - дословные высказывания художника и комментарии публикатора.

Вот как вспоминал Айвазовский встречу с Глинкой: "Михаил Иванович производил в первую пору знакомства на мое воображение несколько странное впечатление. Очень маленького роста, худенький, черненький, с лицом бледным, темными, расставленными в беспорядке волосами - вот портрет Глинки, и он вовсе не носил на себе отпечатка гордости и величия, которые отличали, например, Антона Григорьевича Рубинштейна. Серые, маленькие глаза Глинки, когда он просил меня что-нибудь играть на скрипке, казалось, пронизывали меня насквозь и только в них мелькали искорки. Я часто наигрывал на скрипке ему татарские песни, слышанные мною в детстве еще в Крыму, и он их перенес потом в "Руслана и Людмилу". Однажды, когда я писал небольшую марину, Глинка сел за рояль и с увлечением сыграл их, восточные танцы и andante из "Руслана". После чего пропел нам (это было в гостях у Н.В.Кукольника) с большим чувством и умением романс Антониды "Не о том скорблю, подруженьки", я в первый раз слышал его, и он своим пением меня совсем очаровал. Владел он своим голосом чудесно".

Айвазовский рассказывал о том, что знакомству с Глинкой он обязан знаменитому творцу "Последнего дня Помпеи", любимой картины М.Глинки, Карлу Павловичу Брюллову, тогда одному из первых профессоров академии, питавших к нему живейшее сочувствие и приблизившего его к себе. Чуждый зависти и напыщенности, он ввел Ивана Константиновича в кружок "братии", славных корифеев которой и завсегдатаев кружка он вспоминал часто в своих письмах и рассказах по поводу юбилея Брюллова.

Сам хозяин Брюллов в пестром широком зеленом халате вел беседы о живописи, музыке и ее истории, Глинка играл и пел. В.Жуковский читал свои пленительные стихи, "Летописец Нестор", как называли друзья исторического романиста Н.В.Кукольника, рассказывал об искусстве, импровизировал на рояле и говорил им экспромтом стихи, а Айвазовский и Платон Кукольник играли на скрипке, вдохновляя своими мотивами Глинку, причем Иван Константинович играл на скрипке особенным образом, на татарский образец, поставив ее стоймя против себя и извлекая из нее чаще заунывные, а порой и веселые плясовые восточные песни крымских татар.

Изумительно было, по словам Ивана Константиновича, и само творчество Глинки с его быстротой, и особая вдумчивость его, в минуты вдохновения заставлявшая композитора забывать о присутствующих, углубляясь в свои партитуры и ноты, или уединяться от всех, запираясь дома на целые дни и никого не принимая.

На портрете кисти И.Репина Глинка, по мнению Айвазовского, изображен чрезвычайно удачно в момент творчества "Руслана и Людмилы" за разбросанными нотами и партитурой, когда "божественный глагол до слуха чуткого коснулся, душа поэта встрепенулась", и он ищет уединения. Это чуть ли не один из удачнейших портретов Глинки, полный поэтической правды..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЕЗОН ОТКРЫЛСЯ КОНЦЕРТОМ-ПРАЗДНИКОМ
      2018-09-24 16:21
      1118

      В музыкальном смысле осень всегда долгожданна: начинается очередной концертный сезон. И всегда надеешься на лучшее - новые имена, интересные программы. Вот и недавно с яркой, неординарной программой выступил в Доме камерной музыки Государственный камерный оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Ваан Мартиросян).

    • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ОСЕНИ
      2018-09-12 16:44
      4019

      В Ереване стартовал XII Международный фестиваль классической музыки Это прекрасный подарок слушателям в начале нового сезона. Как всегда, разнообразная программа, избранные солисты, приглашенные украсить фестивальные концерты. Такие насыщенные марафоны и яркие артистические имена нам необходимы: это одна из эффективных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего и тем самым осуществляющего свои функции по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и проживающие там наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      4681

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
      2018-09-03 17:38
      3401

      Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST ОТМЕЧАЕТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
      2018-09-24 17:24
      703

      28 сентября в Ереване возьмет старт Международный фестиваль исполнительских искусств HIGHFEST, который продолжает знакомить отечественную публику с новейшими трендами современного театра. И хотя сложностей у фестиваля не убавилось, его президент Артур ГУКАСЯН уверен, что HIGHFEST есть и будет оставаться проходом, переходом, трамплином и прочее в большой мир театра.

    • ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
      2018-09-24 17:12
      913

      В первые дни сентября в Москве прошел V Международный конгресс переводчиков под слоганом "Литературный перевод как средство культурной дипломатии", в рамках которого состоялось вручение премии "Читай Россию/Read Russia" - единственной российской премии за лучший перевод произведений русской литературы на иностранный язык. Задумывалась эта премия как способ популяризации русской литературы, поощрения ее переводчиков и зарубежных издательств, эти переводы публикующих.

    • ПРОГРАММА ПОСВЯЩЕНА 2800-ЛЕТИЮ ЕРЕВАНА
      2018-09-24 17:00
      1009

                Дни европейского наследия - это крупное всеевропейское культурное мероприятие, в рамках которого общественности откроются двери многих интересных культурных и исторических памятников, в том числе и закрытые для посещения в обычное время. Идея этой интересной и познавательной акции родилась во Франции в 1984 году. Армения присоединилась к ней в 2001 году

    • В ПЕЩЕРАХ АГИТУ СТИРАЮТ ПЫЛЬ ВЕКОВ
      2018-09-24 16:49
      736

                Cлои верхнего палеолита показывают, что пещера "Агиту-3", которая находится на высоте 1600 метров, интенсивно использовалась в течение 15000 лет, в период с 40 000  до 23 000 календарных  лет до настоящего времени