Последние новости

"ЗА ЭТО ЖЕ СУДИТЬ НАДО!"

Страсти по киностудии "Арменфильм"

Решением от 31 августа текущего года все 100% акций киностудии "Арменфильм" им. А. Бекназарова, являющейся закрытым акционерным обществом, вернулись в собственность правительства Армении. 

НАПОМНИМ, ЧТО 10 ЛЕТ НАЗАД, В 2005 ГОДУ, КИНОСТУДИЯ БЫЛА ПРОДАНА CS Films-Studios, принадлежащей фонду "Семья Гафесчян", за 350 млн драмов. Тогда компания обязалась осуществить оцифровку фильмов и провести капитальный ремонт и техническое переоснащение киностудии. Исходя из того, что дальше обещаний дело так и не продвинулось, остро встал вопрос дальнейшей судьбы имущества киностудии. Кстати, в настоящее время ее стоимость - более 3 млрд драмов. На начальном этапе киностудия будет передана Управлению по управлению государственным имуществом РА.

 Оператор Левон АТОЯНЦОбо всем этом и многом другом мы беседуем с живой историей армянского кино - с оператором Левоном АТОЯНЦЕМ, почти всю свою жизнь проработавшем на киностудии. Он посвятил ей целую творческую биографию. Возможно, именно он, не имеющий государственных орденов и должностей, самый честный и объективный эксперт, с которым можно было поговорить на эту сложную, щекотливую во всех отношениях тему.

- Национальная киностудия, созданная еще в советское время, внутри иной системы, иной формации. Какую функцию она тогда выполняла?

- Руководствуясь известной цитатой Ленина, в которой он провозглашает кино самым важным изо всех искусств, киностудия имела в первую очередь идеологическое значение. Кино как средство пропаганды, агитации, манипуляции массами. Понятно, в таких условиях киностудия должна быть под мощной и надежной эгидой государства, контролироваться с его стороны. Все искусство тогда было пронизано идеей о том, что люди строят светлое коммунистическое общество. Знаете, в этом была доля романтики, мечты, а ведь человек без мечты жить не может. Так происходило на киностудиях всех советских республик. Скажу: и тогда кино было коммерческим, оно должно было окупаться, приносить деньги - а как же иначе? Кроме того, оно выходило на мировые экраны, кинофестивали мира. То есть два фактора, которые способствовали развитию кино: его смотрели люди, огромные массы, и, выходя на мировую арену, участвуя в престижных кинофестивалях, оно делало имидж страны. Наша киностудия не была приоритетной. Нам в год позволяли снимать четыре фильма. А вот, например, Грузии - восемь. Посредством киностудии государство руководило кино так же, как посредством Союза кинематографистов контролировало деятелей киноиндустрии. Но вот сегодня, например, не умеют снимать такое массовое и кассовое кино, снимают одноразовый продукт.

- А что происходило с киностудией в смутное переходное время 90-х?

- Знаете, нам еще повезло. Если киностудии в других странах сразу же развалились вслед за развалом Союза, то наш "Арменфильм" гордо и мужественно выстоял и сдал позиции очень поздно. "Мосфильм", "Ленфильм", "Горьковская студия" рухнули сразу. А, кстати, в Грузии сумели сохранить и старую, и новую студию, старые и новые павильоны - элита страны всегда покровительствовала кино... У нас на киностудии работали художники, декораторы, костюмеры и представители всех остальных технических профессий. То, что касалось сугубо производства кино, техники, киностудия обеспечивала съемочные группы всем, чем возможно и даже невозможно, чтобы фильм получился хорошим и недостатка ни в чем не было. У нас были отличные руководители, директора, продюсеры по современным меркам - Степан Погосян, Грант Вопян. Они сумели руководить так, чтобы сохранить здание, павильоны, имущество. Вот этот дух сохранялся и после развала Союза. Киностудия продолжала существовать и функционировать как бы по инерции, поскольку были огромный опыт и пласт, накопленные годами. Да, и еще одно - тогда я с Арнольдом Агабабовым снимал пятисерийный фильм "Где ты был, человек Божий?.." Страна рухнула, а мы еще были в производстве. Никто вообще не понял, как в те темные, холодные и голодные годы, вплоть до 1994 года, мы умудрились снять первый армянский сериал.

- В таком случае что же подвигло в 2005 году наше правительство на продажу "Арменфильма"?

- В этой продаже тоже была доля романтики вместе с долей авантюры. Правительство поверило, что люди, которые купят киностудию, очень богатые, инвестирующие средства в искусство, помогут киностудии стать на ноги. Тогда в Армении были не самые хорошие годы. Государство, в том числе и в финансовом плане, не смогло бы содержать студию, и вообще неизвестно, что бы с ней стало. А вот Фонд Гафесчяна, как мессия, пришел и сказал: "Покупаю - и в самые кратчайшие сроки здесь будет рай для кинопроизводства, второй Голливуд!" Сегодня я думаю – да, было крайне наивно поверить в такое.

- И что, в последовавшей за этими посулами ситуации кинематографисты молчали, являя чудеса конформизма?

- Ну не так, чтобы все молчали. Я и, например, мои друзья Арман Манарян, Дмитрий Кесаянц не молчали, мы говорили, спорили, возмущались. А ведь тогда очень многие кинематографисты по понятным причинам уходили из кино. Было трудное время. А те, кто оставался, были подвижники, настоящие люди кино, которые хотели видеть завтрашний день этого искусства светлым, хотя киностудия уже тогда фактически развалилась. Не было тогда ни кино, ни студии! Период полного простоя - работы вообще не было. Мы просто вынуждены были бездействовать. Я бы не стал валить всю вину на кинематографистов. Это обоюдный процесс. Деятелей кино не привлекали – даже на уровне обсуждений – к вопросу продажи студии. Все это, как и сегодня, происходило на уровне государства. Государство продало, государство вернуло.

- Что ж, нам обещали чуть ли не второй "Парамаунт-пикчерс", а в итоге по прошествии 10 лет у нас в активе огромное пустующее пространство, будто декорации из научно-фантастического фильма: голые стены, загубленный фруктовый сад в 150 гектаров и 0 имущества...

- Именно так. Нас элементарно обманули! Страна наша тогда не имела хозяев. Смутное было время... Параллельно с этими процессами начало пропадать имущество киностудии: исчезали реквизит, декорации, костюмы, дорогие вещи, кинокамеры, краны и так далее. Однажды я пришел на работу и вижу - в одном из павильонов действует цех по изготовлению гвоздей, в другом - коробок для сигар. Поскольку мы там не каждый день работали, за всем этим трудно было уследить. Мы не понимали. Гипноз какой-то, сплошная мистика. Одно было ясно как день: нас обворовывали! Это был хаотичный, нерегулируемый процесс. Кого-то заставляли подписывать документы на продажу студии, кто-то был неподкупен. Но искать виноватых глупо. Подписывай не подписывай, все равно бы продали. Ведь приказ исходил из верхов. Было состояние страха, ненависти. Хотя, надо полагать, все это было закономерным и касалось не только киностудии. После "перестройки" Горбачева вся страна рухнула, как карточный домик. СССР был системой, цепочкой, где все узлы, звенья взаимодействовали между собой. Тут все развалилось, и это отразилось на всех сферах жизни.

- Сегодня киностудию снова приватизировали. Опять будем делать "новый Голливуд". Как всегда, у нас большие амбиции...

- А ведь параллельно при Министерстве культуры создавался Национальный киноцентр. Создавался как государственный фонд финансирования кино, для которого приоритетно кино национальное. Это же смешно! Неужели в каждой истории, затронутой в фильме, надо искать узкий национализм?.. Что касается киностудии, нам же обещали поставить ее на ноги и не выполнили своего обещания. За это же судить надо! И где? Нам обещали в первую очередь отреставрировать и оцифровать все наши фильмы - "золотой фонд" армянского кино. Пошли легким путем, грубо говоря, покрасили картины с блеклыми цветами в яркие - и все дела! И крутили их по ТВ, а потом продавали и зарабатывали деньги.

- Сегодня мы живем в иных реалиях. Что нам даст киностудия сейчас, когда в стране очень активно действует частный сектор производства картин?

- Знаете, скажу честно, и это касается не только Армении. То, что кино в широком смысле этого понятия разваливается, я понял очень давно. Сейчас кризис во всем мире. Сегодня все перешли к цифре, появилось цифровое искусство. Художники работают в искусственном, синтетическом, техногенном пространстве. Привычное, традиционное искусство вымирает. Даже больно за новое поколение... В каком мире оно будет жить? В том, что они сегодня снимают кино, которое мы видим на больших экранах и которое плохое, они не виноваты. Какое они получают образование, они же лучше снимать просто не умеют! Вот и приходится довольствоваться тем, что есть...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00
      2367

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19
      1544

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02
      1842

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45
      1232

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПЛОДЫ АБРИКОСОВОГО ДЕРЕВА
      2018-09-17 15:19
      872

      Создана еще одна площадка для профессионального общения, диалога, творческого взаимодействия и совместной работы для кинематографистов из разных стран, которая будет способствовать выходу армянских фильмов на международный экран

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      3769

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСКУССТВО? ХАЛЯВА, СЭР!
      2018-09-05 16:00
      2251

      С 1 октября вступит в силу одна из программ, разработанных совместными усилиями министерств культуры и образования: система школьного абонемента. Среди всех "арт-революционных" программ в культурном ведомстве эта считается едва ли не самой революционной. По крайней мере о ней говорится исключительно с упоением, переходящим в восторг. Только если в Минкульте по этому поводу полные штаны радости, то у руководителей культурных учреждений по тому же поводу полные глаза слез.

    • СЕЛО МЕЧТЫ ДРАХТИК
      2018-09-05 15:56
      1873

      Три месяца назад под эгидой проекта "Еразанки гюх - Драхтик" (Dream village - Drakhtik) в Ереване начался сбор книг, предназначенных для библиотеки села Драхтик Гегаркуникского марза. К гуманитарной программе присоединился и книжный онлайн-магазин MYbookstore, посредником выступила маркетинговая компания DigiLab, в офисе которой и проходил прием книг. В итоге удалось собрать больше 3000 книг разных жанров на разных языках, предназначенных как для детей, так и взрослых.