Последние новости

ВРЕМЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Она не просто материализует время, делает его зримым, осязаемым, звучным – она его преобразовывает, трансформирует, играет с ним по законам искусства с искренностью детской игры… В Российско-Армянском (Славянском) университете проходит выставка коллажей Анны АВАКЯН "Время – это сейчас".

Тезис о том, что лучший подарок – это книга, давно утратил актуальность. А когда задумаешься над проблемой лучшего подарка в наше размазанное по денежной купюре время, вдруг обнаружится, что это люди. Люди, которые умеют наводить мосты, сводить, пересекать… Так возникает общность если не "друзья друзей", то по крайней мере сознания, что еще не все "свои" разъехались-разбежались…

 Работы Анны АВАКЯНВ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЕСТЬ НЕБОЛЬШОЙ "АКВАРИУМ". Здесь плавают не фанаты Бориса Гребенщикова, но тоже вполне интересные рыбы, среди которых попадаются экземпляры просто-таки замечательные. Аквариум – это небольшой выставочный зал РАУ, тон в котором задает завкафедрой мировой литературы и культуры Лилит Меликсетян. Примерно раз в две недели здесь проходят вернисажи по всем законам жанра – в присутствии автора, с телекамерами, презентационными речами, а главное – с целым сонмом заинтересованных студентов, для которых Лилит Суреновна и старается вырвать "культурологию" из тесного контекста сугубо учебного процесса.

В тот вернисажный день внимание привлекло даже не большее, чем обычно, скопление народа – со стороны "Аквариума" в фойе РАУ доносилась музыка. Эта выставка, выставка работ Анны Авакян, начиналась с авторской песни в авторском же исполнении. Как тут не полюбопытствовать? Любопытство сменилось интересом, а потом и восхищением. В наш век, когда слово "креативность" затерли до дыр, а частота его использования прямо пропорциональна отсутствию этого самого креатива в реальном арт-процессе, Анна Авакян сумела по-настоящему удивить! Оставалось только подойти к Лилит Меликсетян – познакомь!

Оказалось, что Анна Авакян – молодая, очень хорошенькая, женственная, хрупкая. Оказалось, что она не профессиональный художник, не композитор, не музыкант, а преподаватель РАУ, испанист.

"Когда я заканчивала образование, мне даже в голову не приходило, что захочется преподавать самой, - рассказывает Анна. – Но, проучившись в Америке и начав работать в международных организациях, стала проводить различные тренинги и вдруг почувствовала, что меня это увлекает. И, когда получила приглашение из РАУ, пошла не задумываясь. Я закончила романо-германский факультет ЕГУ. Семья у меня в какой-то мере академическая: отец Роланд Авакян - декан физического факультета, чл.-корр. Академии наук, мама – социолог. Но нас с сестрой с детства приучали к искусству. Мы ходили в музыкальную школу, правда, я ее не закончила – меня так и не сумели заставить играть гаммы по десять часов. Зато сейчас занимаюсь вокалом, пишу музыку, песни записываю. Пока все это на любительском уровне, но посмотрим, если публике понравится... Еще я занималась живописью, освоила многие техники, в частности, батику".

 Работы Анны АВАКЯННО ВЫСТАВКА "ВРЕМЯ – ЭТО СЕЙЧАС" К ИСКУССТВУ БАТИКИ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. Ее вообще сложно классифицировать. Потому что свои коллажи Анна собирает из частей и частичек… часовых механизмов. Потому что кроме "академических" родителей у нее был дедушка - часовых дел мастер – дедушка был почти Дроссельмайер. Этот гофмановский персонаж создавал, как вы помните, не только удивительные часы, но и волшебные игрушки и подарил маленькой Марии и миру Щелкунчика. Анна дарит свои волшебные коллажи. "С детства, лет с одиннадцати-двенадцати, я могла проводить часы за дедушкиным столом. И уже тогда я видела в их механизме различные образы. Это была очень важная часть моего детства. А когда дедушка умер, осталось огромное количество часов и часовых механизмов…" - рассказывает она.

Понадобилось почти десять лет, чтобы Анну безудержно потянуло к этим часам, - начали приходить образы, "рука потянулась к перу, перо - к бумаге", минута – и спрятавшееся в часах время ожило! "Я буквально ничем другим была не в состоянии заниматься, не спала ночами. И за три месяца сделала тридцать два коллажа", - признается Анна.

Каким удивительным зрением обладает эта молодая женщина! В какие потрясающие паззлы складываются в ее работах все эти пружинки, гири, зубчатые колесики, стрелки! Не в коллажи даже, а именно в паззлы – ведь их надо не просто увидеть, их, подхваченных безграничным Анниным воображением, надо еще раз сложить в собственной голове, разгадать, даже услышать. Потому что во всех этих работах звучит время, не в каком-то выспренно-пафосном значении, а в самом буквальном. Тук-тук – бьют молоточки и шестеренки "Времени размышлений". Бамс-бамс – звучат драм-машины "Джаз-тайма". Пуф-пуф – кипит чайник "Времени файв-о-клока". Она действительно материализует время, делает его зримым, осязаемым, звучным – она его преобразовывает, трансформирует, играет с ним по законам искусства с искренностью детской игры… Она отвергает линейность времени вослед "Постоянству памяти", или "Мягким часам" Дали.

"Дали - мой кумир. Я была в его Доме-музее в Кадакесе, на выставках. Дали оставил на меня огромное впечатление и имеет огромное влияние. Дали и Параджанов. Каждый год я в обязательном порядке бываю в Музее Параджанова. И моя первая выставка состоялась 11 мая – это совпало с днем рождения Сальвадора Дали", - говорит Анна.

 Работы Анны АВАКЯНЭТА ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА СОСТОЯЛАСЬ В ЦЕНТРЕ "НАРЕКАЦИ",  ЧТО ТОЖЕ можно счесть совпадением. Ведь "Нарекаци. Время молитвы" совершенно особенная работа, в которой часовые стрелки складываются в иконописный образ, а вектор времени пересекается с вектором духовного стержня. "На этот коллаж меня вдохновила церемония причисления Нарекаци к учителям Вселенской церкви. Я досмотрела трансляцию из Ватикана и буквально бросилась к своему рабочему столу. Сразу поняла, какие элементы буду использовать, и начала собирать" - это о том, как приходит вдохновение.

"Время – это сейчас"… Сочетание иррационального и рационального. "Сначала приходили образы и диктовали названия. Потом это стало подходом. Я работала на английском языке, думала, в каких словах есть корень time. Старалась вложить в них какой-то глубинный смысл. Хотя Jazz-time – работа не слишком философская, зато очень мелкая, так же как и "Русская девушка". Этот образ мне подарила моя дочь – она разложила на столе какие-то элементы и сказала: "Смотри, мама, будто русская девушка!"

Вторая выставка Анны Авакян прошла в Сиднее, и прошла очень успешно. Состоялась она под патронатом и с благословения епископа Армянской Апостольской Церкви Сиднея, который лично на ней присутствовал. "От него просто исходил свет! Удивительный человек - он окончил несколько университетов, комментировал каждую мою работу и открывал такую глубину восприятия! Полтора часа, которые мы с моими детьми и матерью провели с ним, оставили на меня впечатление совершенно неизгладимое", - говорит Анна.

А еще она признается: "Сказать, что я полюбила работу с часами, – ничего не сказать. Иногда мне кажется, что дедушкины часы – моя идефикс. У меня еще осталось порядочно дедушкиного наследства, но теперь я еще покупаю старые часы на Вернисаже, мне их дарят. Не уверена, что могу грамотно собрать часовой механизм, а вот грамотно разобрать – легко!"

Анна Авакян действительно поступает со временем, как душа пожелает. Судите сами, семья, преподавательская работа, коллажи, работа над которыми порой сродни рисованию на рисовых зернах, музыка, сочинительство авторских песен – часто на английском языке. А сейчас еще и работа над большим международным арт-проектом, но это уже тема отдельного разговора. Кто-то еще сомневается, что Анна умеет трансформировать время?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      721

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      411

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      908

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2717

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ВАГЕ ГАСПАРЯНА
      2018-11-14 16:12
      381

      В выставочном зала Академии художеств проходит первая персональная выставка художника Ваге ГАСПАРЯНА, ставшего в этом году руководителем кафедры рисунка и живописи факультета дизайна и прикладного искусства Академии художеств.

    • ОТ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ
      2018-10-31 15:34
      2423

      III-II тыс. до н. э. на Армянском нагорье - эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.

    • ЭТО СТУЛ, ЕГО ТВОРЯТ
      2018-10-31 15:11
      1670

      В Российско-Армянском (Славянском) университете прошла выставка, одно лишь название которой - "Стулотворение" - уже привлекало внимание. В этом созидательном процессе с экстравагантным названием приняли участие два неординарных армянских мастера Ашот Багдасарян и Рубен Арутчьян.

    • КАРТИНЫ COLOFUL CABRIOLET В АРМЕНИИ
      2018-10-31 15:08
      1561

      В Национальной галерее Армении прошла выставка молодых грузинских художников. Организована она Посольством Грузии в рамках празднования 100-летия образования Первой Демократической Республики Грузии.