Последние новости

"В ИСКУССТВЕ НАДО СОВЕРШАТЬ ПОСТУПКИ"

С Микаелом ПОГОСЯНОМ, к своим многочисленным отечественным и международным наградам прибавившим звание народного артиста Республики Армения, интервью решила делать сразу после официального высочайшего признания его заслуг перед отечественным искусством. Потом решила погодить - слишком большую волну возмущения подняла последняя "раздача слонов". Микаела Погосяна она, естественно, не задела – его талант, заслуги, любовь к нему публики, а значит "народность" очевидны даже самым заядлым скептикам. Пена поднялась и сошла, унеся с собой мусор, а Микаел Погосян остался стоять! Полный новых творческих планов. 

- Звания – давно уже больная тема. Кто-то готов заложить за звание свою бессмертную душу, кто-то относится со скепсисом и даже на афишах не пишет - мол, не отказался просто, чтобы не злить власть. А что скажешь ты?

- По большому счету звание – это признание народа. Есть много людей искусства, которых узнают, они популярны. Но самое главное, когда народ тебя не только узнает, но и уважает. Это и есть признание – как заслуженного человека, как народного артиста. Пусть не прозвучит самонадеянно с моей стороны – я чувствую это уважение. А то, что где-то в верхах долго не могли принять по этому поводу решение – это была их проблема, не моя. Меня полностью удовлетворяло то отношение, тот импульс, которые я получаю от людей. Когда незнакомые люди на улице с улыбкой здороваются и говорят какие-то приятные слова… Узнаваемым я стал давно, но на протяжении лет эта узнаваемость обрела совершенно другие краски. Я почувствовал, что наконец заслужил уважение народа. Даже пошутил на своей страничке в соцсети: "был инородным – стал народным".

- А если по работам? Когда ты почувствовал в отношении к себе эти другие краски?

- С момента, когда начал делать свои проекты. Потому что именно тогда я стал демонстрировать свое личное отношение к действительности. До этого просто исполнял роли, которые не я придумывал, мне предлагали, я их исполнял с той или иной мерой успеха. Но с того момента, когда нарисовалась моя собственная позиция, вот тогда что-то изменилось…

- То есть с "Хатабаллады"?

- Ну да. Я не работал на стационаре, строил иллюзии, что когда-нибудь какой-нибудь режиссер предложит какую-то серьезную роль. Это все были именно иллюзии. До того момента, пока я не понял, что надо самому начать новый путь. Стечение обстоятельств, эти черные годы... Мы встретились с Арменом Амбарцумяном - не только страна была в кризисе, но и каждый из нас. И мы вместе задумали сделать то, что выведет нас из этого транса. Так родилась "Хатабаллада". Потом оказалось, что из транса она вывела и многих вокруг нас. В общем я принял это решение и до сих пор ему верен - одиночка, который как бы пытается искать единомышленников.

- Тем не менее, насколько мне известно, сейчас ты снимаешься в российском проекте, посвященном, правда, Спитакскому землетрясению.

- Без таких "походов налево" сложно реализовывать собственные проекты. Да, снимаюсь и чувствую себя очень хорошо. Не надо доставать деньги, решать миллион вопросов. А тут полный комфорт, замечательная команда, прекрасные партнеры - Константин Лавроненко, Маша Миронова, наши друзья-артисты. Это проект Рубена Дишдишяна, снимает Сарик Апресян - огромный проект, который собираются представить от Армении на "Оскара". Я уже отработал свой "московский период", сейчас группа приедет снимать в Ереване и Ленинакане. Это история - первые три дня землетрясения. Свою роль я выбрал сам – сильный, суровый человек по имени Ерем.

- А какие собственные проекты ты считаешь для себя этапными?

- "Ереван Блюз", в котором родился персонаж Апетик, сначала больше похожий на юродивого. Но уже как бы в продолжение картины "Ереван джан", где я был и режиссером, и сценаристом, он стал тем Апетиком, чья чудаковатость сменилась поступками для этого города. Он пытается что-то поменять, в частности, атмосферу этого Еревана. Даже приходит к гадалке, чтобы снять с города порчу. Фильм начинался с ситуации, которая случилась со мной в жизни, и я не мог ее переварить - хотел задать вопрос президенту, а меня очень грубо оттолкнула охрана. Это вошло в картину. Правда, в финале фильма все круто изменилось: когда президент видит, что мой персонаж босой, как и весь народ, он тоже разувается... В чем была идея? Или накорми- одень-обуй народ, или сам будь такой, как он. Награду "Лучший киноактер двадцатилетия" я получил именно за эту роль. И для меня это было очень важно…

- Ну, думаю, эту награду тебе дали бы за любой фильм этого периода. Всем понятно, что ты лицо армянского кино первых десятилетий независимости. А все-таки, что для тебя главное в собственных проектах? Личная независимость?

- Не просто личная. Все мои проекты про армян. Все мои образы, герои – это армяне. Часто одним из персонажей становился сам Ереван. Потом был спектакль "Добро пожаловать", который для меня тоже стал очень серьезным. Меня захватила идея единения – трое армян из разных стран, уже носители разной ментальности и культуры. Из этого родилась трилогия, к которой к теме единения добавилась еще одна – такое посвящение отцам. Это Welcome, Welcome, папа и Thank You, Dad. Каждый проект для меня по-своему дорог, потому что я делаю это не ради самоутверждения, а потому что считаю - сегодня это темы важные и нужные.

 Микаел Погосян в роли Ерема в новом проекте Рубена Дишдишяна о Спитакском землетрясении- То есть вот так концептуально-программно?

- Именно. Например, фильм "Если все…" Рано или поздно я должен был сделать что-то на тему Карабахской войны. Прошли годы, и я понял, что не могу не снять кино о людях, которые через нее прошли. В фильмах того периода я очень конкретно касался политики, нашей действительности – все это меня реально волновало. Потом понял, что есть темы более важные: нравственные темы. Например, тема любви. Ведь любое творчество – это объяснение в любви. Сейчас мне захотелось поговорить именно об этом, потому что сейчас мы дошли до последней точки безнравственности. Обрели независимость и лишились морали. Беспредел, который сейчас происходит! Я считаю, что сегодня каждый человек, который поднимается на сцену или снимает кино, просто обязан трубить об этом. В конце концов, искусство – это уход от реальности, когда ты ищешь того, чего нет, но чего бы хотелось. Почему сегодня в таком ходу комедии? Потому что зрителю трудно пребывать в нашей действительности. Его надо поддержать. С ним надо говорить о чем-то главном. Да, бывают трудные минуты, но нельзя терять лицо, устои, традиции. Возрождение рано или поздно состоится.

- Принято считать, что актер – человек психологически зависимый. Твоя тяга к творческой независимости – это черта характера или вынужденная посадка?

- Я долго думал над тем, чем может актер изменить нашу действительность. Думаю, надо придумать героя наших дней – не героя войны, а нормального интеллигентного человека - и сделать сериал. Да, сериал! Чтобы народ долго и подробно видел, на кого надо равняться, с кого брать пример. Вот сейчас мы начинаем картину о творческом человеке. Мария Саакян, молодой, но уже очень успешный режиссер, сделавшая несколько картин в России и получившая премию "Айяк" за картину "Алаверди", сейчас работает над сценарием. Идея моя. Мне хочется работать с Марией – уверен, смогу что-то переосмыслить, на что-то взглянуть новыми глазами. В марте запускаемся… В конце концов, все мы сначала рождаемся людьми, а потом уже приобретаем профессию, которая не отменяет в тебе человека. Хорошо бы, чтобы в твоем некрологе говорилось не только о том, что это был прекрасный актер, а что был достойный, принципиальный человек, к тому же хороший актер. Профессия – это способ стать человеком. Надо в искусстве совершать поступки. Я, кажется, пережил свою профессию. Быть просто актером, исполнителем – мне это даже не неинтересно, извините, унизительно. По мне, искусство ради искусства – это не интересно. Если ты самовыражаешься, скажем, через Шекспира, задай себе вопрос – а ты имеешь на это право? Искусство требует жертв, но не всегда от этого выигрывает. Как можно убежать от нашей действительности? Сегодня столько проблем! Это общество нуждается в интеллигенции, слове художника.

- Ты всерьез в это веришь?

- Конечно. По крайней мере такие люди есть. Другое дело, что их становится все меньше и меньше. И с этим надо срочно что-то делать, иначе потом восстановиться будет очень трудно. У нас все равно есть прекрасный зритель. Он есть всегда! Есть люди, которые живут в этом городе не по предлагаемым правилам, а по своим собственным. Есть потенциал, хотя его всячески пытаются уничтожить. Забудьте, олигархи и власть предержащие! Вы больные люди, и чем больше у вас денег, тем более усугубляются ваши болезни. И неизвестно, получите ли вы когда-нибудь отпущение грехов. В этом городе, слава богу, еще остались люди, не теряющие достоинства. У этого города еще такой запас положительной энергии!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1351

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      861

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      915

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2732

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СМЕХ ВМЕСТО СЛЕЗ - ДРАМА САРИКА АНДРЕАСЯНА
      2018-11-16 15:30
      1360

      В конце сентября в России состоялась премьера фильма "Непрощенный", режиссером которого выступил наш соотечественник и автор нашумевшего "Землетрясения" Сарик АНДРЕАСЯН, а главную роль в картине сыграл Дмитрий Нагиев. Уже через две недели "Непрощенный" стал лидером российского проката и стран СНГ - сборы за первые дни показа составили 150,1 миллион рублей.

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1004

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1351

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      861

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.