Последние новости

МЫ НА НОВОМ ВИТКЕ ИСТОРИИ,

говорит в интервью "ГА" профессор Гарник АСАТРЯН

- Г-н Асатрян, как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию? 

- Ближневосточный конфликт вошел в новую фазу, и не после сбитого самолета. С начала решительных действий России по уничтожению ИГИЛ напряжение нарастало и достигло апогея на фоне конкретных событий: выступления Путина на встрече "двадцатки" в Анталье и его визита в Иран. Сыграла роль и демонстрация в определенный момент Францией решимости активно участвовать в сирийской операции после терактов в Париже. На фоне антитеррористической риторики и своих вялотекущих действий Запад продемонстрировал, что ИГИЛ и Асад для него – угрозы равнозначные. Сегодня, когда позиция европейских стран, в частности Франции, активизировалась, рефреном всех заявлений о борьбе с терроризмом звучит "Асад должен уйти". Россия изначально дала понять, что будет решать не сиюминутные тактические задачи, а бороться с угрозой всему человечеству, а судьбу Асада следует вверить сирийскому народу. Позиция России, ее успешные военные действия, демонстрация возможностей сверхдержавы, главное, отношение к двойственной позиции ряда стран, их скрытой поддержке ИГИЛ – все это обусловило момент истины. Полуправда – атрибут политики, война требует правды. Российские военные и политические эксперты, несомненно, были осведомлены о реальном положении дел. И в критической ситуации игроки сбросили маски.

- То есть можно было предположить развитие событий заранее?

- Вступая в войну как сверхдержава, Россия была готова к любым событиям, возможно, и не менее драматичным. К этому обязывает ее миссия. Сегодня Россия выступает не только защитницей христианской цивилизации, она стала на защиту цивилизации как таковой – от варварства и искажения подлинных ценностей. И именно это восстанавливает против нее не только ИГИЛ, международный терроризм, но и стремительно утрачивающий свою цивилизационную значимость Запад. Что же касается Турции, то в последние десять лет она последовательно движется от национал-фашизма к исламизму. Такова политика правящей партии Эрдогана. И если бы начался процесс официального признания ИГИЛ, он бы начался с Турции.

К сожалению, в последние годы Турция была возведена в России чуть ли не в ранг стратегического партнера. Но история показала, что Россия отодвигает любые материальные интересы, когда встает вопрос цивилизационных ценностей. Такова природа российской государственности. Рассчитывать на долгосрочные дружественные отношения с Турцией абсурдно. Сбитый турками российский самолет - проявление системных и закономерных противоречий между Турцией и Россией, имеющих исторические корни.

Все, о чем говорится сегодня – вовлеченность Турции в северокавказский (чеченский) конфликт, финансирование экстремистов, их укрытие и подготовка, поддержка сепаратистских настроений в Крыму и, наконец, поддержка ИГИЛ, включая нефтяной бизнес, лечение террористов, – было известно, особенно российским спецслужбам. Уверен, что российский Генштаб рассматривал варианты действий на все возможные случаи. И Россия, несомненно, готова реализовать уже готовые планы.

- Насколько реально принятие в России закона о криминализации отрицания Геноцида армян?

- Мне не по душе, когда такие вопросы актуализируются на фоне политических развитий. Тема признания Геноцида или криминализации его отрицания лежит в нравственном поле, а ее юридические аспекты должны основываться на нравственном императиве. Тут более показательным и действительно заслуживающим высочайшей не только политической, но и нравственной оценки было участие президента России в мероприятиях в Ереване, посвященных столетию Геноцида.

- Армянский вопрос сегодня активно муссируется в российских общественно-политических кругах. Насколько это серьезно?

- Этот вопрос актуализировался вследствие резкого обострения российско-турецких отношений. Высказываются самые разные мнения, вплоть до возможности сепаратизации Турции, возвращения западноармянских земель и создания некоего курдского гособразования. Это могло бы произойти лишь в результате большой войны с вовлечением многих стран региона. Но сегодня стоят другие задачи. России нужно стабилизировать ситуацию в Сирии, а далее, возможно, и в Ираке. России нужно прочно и долгосрочно вернуться в регион. А что касается Турции, то ее будущее еще никогда не было столь неопределенно. Не думаю, что развал этой страны произойдет как непосредственное следствие нынешнего ближневосточного кризиса, но трещины углубятся, а через пару десятилетий не исключено, что политическая карта нынешней территории Турции станет иной, хотя, думаю, не совсем такой, как ее часто представляют сегодня...

Но Армянский вопрос стал устойчивым элементом внутрироссийского общественно-политического дискурса. Как бы ни складывались дальнейшие отношения России с Турцией, прежними они уже не будут. Сбитый самолет, гибель российских военных разделили современную историю внешне благополучных российско-турецких отношений на "до" и "после". Это заметно на уровне общественного мнения, сознания простых людей, у которых зловещий османский оскал вдруг оживил историческую память. Русский турист после произошедшего, полагаю, перестанет щеголять в красных майках с полумесяцем, купленных в качестве сувенира на пляже Антальи, а определенная часть женского общества осознает абсурдность романтизации гаремных историй из турецких сериалов. Градус негатива растет, чему целенаправленно способствует откровенно агрессивная и циничная реакция Турции на произошедшее.

Но страсти, скорее всего, отчасти улягутся, отношения в той или иной мере стабилизируются. Кроме того, в России будет активно работать турецкое лобби. Возобновятся - пусть и не в полной мере - торгово-экономические связи. Уже сейчас российские СМИ ссылаются на "обычных жителей Турции", которые якобы сожалеют о случившемся, не поддерживают действий собственного правительства... Это старая иллюзия о цивилизованной Турции! Хотя даже во времена Геноцида существовала очень небольшая прослойка просветленных турок, она есть и сейчас. Но в этой стране она никогда не имела никакого влияния ни на политику, ни на общественное мнение, которое успешно формируется жесткой националистической, а ныне и исламистской пропагандой. Возможно, демонстрация по телеканалам сетующих на ситуацию, а скорее, на свое правительство турок всего лишь люфт, оставленный российской стороной. Однако, судя по общей реакции в России, осознание того, кто есть кто, кто - друг, а кто – враг, уже есть, точнее, в очередной раз актуализировалось и было озвучено. В целом отношения России и Турции вошли в фазу системного ухудшения.

- К чему должна быть готова Армения на фоне общей ситуации в регионе?

- Все, что происходит, касается нас непосредственно. Ведь мы – часть цивилизации, против которой идет война, причем географически пограничная ее часть, призванная веками отстаивать ее рубежи. Нам необходимо и в дальнейшем сохранять максимальную внутреннюю безопасность. Армения должна оставаться стабильной и защищенной территорией, где нет места никаким формам экстремизма или терроризма. Очевидно, что безопасность армянского государства, защищенность наших границ – главные приоритеты. Армянская армия и впредь должна быть объектом первостепенного внимания государства. В критическом состоянии Турция может попытаться не просто разыграть "карабахскую карту" в качестве составляющей политического процесса, но сделать ее пограничным элементом текущего масштабного военного процесса. Необходимы предельная чуткость к любым веяниям и гибкость в подборе и комбинации всех ресурсов и средств защиты своих интересов. У нас богатый печальный опыт пограничной зоны в столкновениях цивилизаций.

Мы не можем оставаться в стороне от региональных проблем, необходимо активно участвовать в политических процессах, укреплять самые тесные отношения с Россией, Ираном, развивать отношения со среднеазиатскими государствами. Надо активизировать свою нишу в евразийском проекте. Нельзя забывать, что у нас ситуация особенная, это два враждебных соседа: собственно Турция и Азербайджанская Республика - цивилизационное продолжение Турции. И эту идею очень важно донести до российского политического поля. "Прозрение" России в отношении Турции должно распространиться и на Азербайджан.

Сознание так называемых азербайджанцев полностью османизировано. Если по своей языковой принадлежности Азербайджан и Турция – части более широкого тюркского континуума, то по остальным параметрам эти две страны сегодня - отдельный единый "турецкий мир", а это совсем иное явление, османское по своей ментальности и сути. В России об Азербайджане – государстве-проекте с короткой историей - всегда существовало множество политических мифов. Самый популярный сегодня – миф о дружественном России светском государстве с шиитским населением, с серьезным русскоязычным сегментом, сохранившим ряд общих ценностей недавней совместной истории, впрочем, другой у Азербайджана и не было.

Очевидно, что так называемый светский шиитский Азербайджан сегодня серьезно заражен салафизмом: по некоторым подсчетам, салафитов – явных и скрытых - там сотни тысяч. Это бомба замедленного действия на Южном Кавказе. "Шиитский" Азербайджан успешно манипулирует этим экстремистским элементом, используя его против традиционного шиизма. Прямо сейчас в Нардаране – татско-талышском поселке близ Баку – на верующих шиитов нападают во время молитвы, убивают, обвиняя в мракобесии, прикрывая настоящих мракобесов-исламистов.  А поверхностное русскоязычие и общие клише ментальности некоторых слоев, по сути, оторванных от основной массы, – зыбкая почва, опираться на которую в Азербайджане России также опрометчиво, как и Ирану - на так называемый азербайджанский шиизм.

- Но ведь Азербайджан этнически неоднороден. И, возможно, проживающие там национальные меньшинства действительно тяготеют к России?

- Да, умеренно шиитское население с элементами общей советской ментальности и с явной тягой к России живет на юге Азербайджана, в историческом Талышистане. Этот богатый нефтью и другими природными ресурсами край населен талышами – полуторамиллионным иранским народом с древней историей и культурой, который активно борется за независимость. Это важный пророссийский анклав в Прикаспии. Этот фактор должны учитывать все серьезные игроки региона, а мы – в первую очередь. Мы – на новом витке истории. Нам нужно иметь видение и проработанные планы стратегий для любых развитий, а вариантов много, и точные прогнозы давать сложно. Только готовность к любому развитию событий поможет нам использовать новые исторические реалии на благо Армении. Какой она будет во второй половине XXI века, во многом зависит от нынешней позиции и принимаемых решений.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ПОИСКАХ ИСКРЫ, или "СДАЧА ВОСКЕПАРА ОЗНАЧАЕТ СДАЧУ АРМЕНИИ"
      2024-03-27 09:54

      Шумиха вокруг несуществующего проекта новой Конституции уступила место дискуссии вокруг переноса всех вузов на территорию Академгородка. После того, как азербайджанские оккупанты своими GPS выселили жителей Шурнуха из 13 домов с хозяйственными пристройками и приусадебными участками, правительство Пашиняна обещало построить для них новые дома. Уже 4 года строят, однако ни одного не достроили!

    • «ПОЛИТИКА – ЭТО ШОУ-БИЗНЕС ДЛЯ НЕКРАСИВЫХ»?
      2023-12-19 09:29

      Мировые лидеры отчитались за уходящий год, кто поставит точку в проекте под названием «Украина»? После отрицательного ответа главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова на предложение Еревана об отводе войск, на фоне попытки навязать Турцию в качестве посредника на переговорах Алиева и Пашиняна, а также потасовки полицейских с родными освобожденных пленных у военного госпиталя все попытки Пашиняна отчитаться за 2023 г. лишились какого-либо смысла! Главарю режима нечего предъявить в качестве подвижек по стезе демократии и безопасности, а потому его участие в партийной работе - от встречи с инициативной группой 14 декабря до последующих мероприятий продиктовано единственной целью: подготовить «ГД» к дальнейшим уступкам. Риторика Алиева в отношении США смягчилась, однако до мира по-прежнему гораздо дальше, чем до войны…

    • ПАШИНЯН – ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ АРМЕНИИ, ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СПУСТЯ…
      2023-12-05 10:46

      «Программа уничтожения Армении уже утверждена!» - заявил из США ближайший соратник Пашиняна на начальном этапе антиконституционного захвата власти Армен Чибухчян. По его словам, если Пашинян согласится на предложение Алиева о переговорах без посредника, то эти переговоры станут частью преступного плана, авторами которого выступают Алиев и Эрдоган. Если программа, о которой говорит Чибухчян, уже запущена, то Пашинян – ее неотъемлемая часть. Между тем последние события уходящего политического года уже вносят коррективы в мировые и региональные процессы.

    • РОКОВОЙ ШАБАТ, «ИНТИМНЫЕ» МОЛИТВЫ И КРОВАВЫЙ «ТРАНСФЕР»
      2023-11-16 10:42

      Ближний Восток и Армения: непридуманные параллели Шабат-суббота сыграла с Израилем злую шутку. Палестинцы наверняка при планировании нападения именно 7 октября имели в виду и то обстоятельство, что евреям по ультраортодоксальным канонам запрещается «осквернять» субботу любой работой. Было время, когда в этой стране приходилось бороться за открытие кинотеатров и других мест досуга по субботам, когда нерелигиозному человеку и пойти-то некуда.