Последние новости

ПРОБЛЕМА ДИКТУЕТ ПРОЕКТ

С Арутюном ЗУЛУМЯНОМ мы встретились в Музее-институте Комитаса, где проходила выставка "От модерна к постмодерну", на которой была представлена его работа "Невыученные уроки". Многие годы проживший в Москве художник, куратор выставок, в том числе и скандально известных, исследователь искусства, Арутюн Зулумян - человек бунтующий в том, камюевском смысле этой дефиниции.

- В разных изданиях вас представляют по-разному: художник, искусствовед, куратор, киновед, журналист, преподаватель... Как вы сами себя позиционируете?

- Говоря откровенно, я не большой сторонник сегментации мышления. Ведь в целом     человек - это прежде всего совокупность всех его проявлений, предпочтений и форм деятельности… Каждая форма помогает мне в осуществлении других видов деятельности, формируя ее, делая ее настолько обособленной, что это стало моим стилем.

- Сегодня, говоря "современное искусство", зачастую имеют в виду искусство концептуальное. Каково кредо вашего творчества?

- Мое кредо - проблемы, окружающие человека, как персонально, так и в социуме. Любая существующая или возникающая проблема может подтолкнуть меня к новому проекту. Есть проблема, есть и проект.

- Выставки и арт-проекты, в которых вы принимаете участие, зачастую носят философско-обобщенные названия: видеоарт So God Created Mankind, экспозиция "Осторожно, религия!", "От модерна к постмодерну"… Насколько вы сами тяготеете к обобщению в своем творчестве?

- Вы перечислили произведения и проекты совершенно разные. Что касается видеоарта So God Created Mankind, то он был представлен в Тбилиси в рамках Международного тбилисского фестиваля Artisterium, где я являлся как куратором армянского павильона, так и участником выставки. So God Created Mankind рассказывает о сотворении мира и его уничтожении, отмечая также, что все в руках человечества. Широко известная всей художественной общественности выставка "Осторожно, религия!" имела другие обоснования и причины для ее организации. И проводилась она в Москве в Сахаровском центре тоже не случайно. Теперь она является яркой иллюстрацией к конфликту между законом, культурой и религией и упоминается во всех подобных экстремальных ситуациях.

Что касается работы, представленной на выставке "От модерна к постмодерну", то там была показана новая, уже шестая версия выставки "Уроки армянского", которая экспонируется в самых различных интерпретациях в Москве, Тбилиси, Париже и в Ереване. Работа эта является достоянием Музея современного искусства имени Генриха Игитяна. "Уроки армянского" - это сотворенный нами симулякр, рассказывающий о том, как будет выглядеть Армения после восстановления разрушенной страны. Мы демонстрируем новую созданную нами азбуку, монеты, новые ценности. Работаем  с пространством. "Территория" пространства превращается нами в единую работу, в которой могут быть использованы разные техники: живопись, скульптура, инсталляция, видеоарт. Каждая новая версия выставки "Уроки армянского" все более обогащается.

- Скандал с выставкой "Осторожно, религия!" знаменит почти так же, как  разгром авангардистов-шестидесятников в Манеже. Не так давно нападению "оскорбленных верующих" подверглись и другие выставки. Современное искусство может быть оскорбительным?

- Искусство всегда отражало свое видение духовного мира. Почему сегодня ему препятствуют выражать свои взгляды в области духовного? Выставка "Осторожно, религия!" первоначально была религиозной выставкой. Если бы религиозные художники участвовали в ней активнее, а не опасались выражать свои взгляды, выставка могла бы получить совершенно иную выразительность. "Осторожно, религия!" была точно в той же степени миролюбивой, а вовсе не богохульной, как и произведения известного московского авангардиста Вадима Сидура, работы которого недавно подверглись нападению со стороны верующих. Кстати, совсем недавно выставку "Осторожно, религия!" упомянули также в связи с неправомерно названным "кощунством" замечательным фильмом "Левиафан" прекрасного российского режиссера Андрея Звягинцева.

- Насколько мне известно, вы принимаете участие в преображении дилижанского культурного пространства. Какие именно проекты и преобразования там планируются?

- Я представил проект по преобразованию Дилижана, предлагая восстановить активность когда-то действующих территорий города и превратить Дилижан в культурный город Армении №1, но, несмотря на то, что администрацией международной школы дважды назначалось рандеву, встреча по обсуждению осуществления этой программы, к сожалению, так и не состоялась.

- Вы преподаете историю современного армянского искусства. Как вы думаете, какие имена, направления, тенденции новейшего армянского искусства "войдут в учебники" лет через 20-30?

- Я собираюсь составить книгу "История современного искусства Армении", поскольку считаю, что сейчас очень актуально заниматься осуществлением этого исследования и составлением такой книги, пока участники и очевидцы этих процессов живы и здоровы. Однако этот проект пока не удостоился нужного внимания, и я по-прежнему ищу средства на его реализацию.

- Говорят, в Армении талантливых художников гораздо больше, чем тех, кто способен их оценить. Вы согласны с этим утверждением? 

- В одной из газет я начал вести рубрику, в рамках которой искал талантливых молодых людей различных творческих профессий, о которых почти никто не знает, и обнаружил их в огромном количестве. Однако, к сожалению, им предоставляется слишком мало средств и возможностей не только развивать свой талант, но и сохранить то, что уже обретено. Ведь только посредством регулярного изнурительного труда талантливому человеку можно сохранить свою индивидуальность. Такие программы реальны только при активном участии государства. В течение всей истории, на всех этапах развитие культуры непосредственно зависело от заинтересованности государства.

- Вы часто выступаете как арт-критик и обозреватель культуры. О чем бы вы спросили сами себя?

- Меня очень интересует, каким образом добиться организации реально действующего культурного пространства. Моя заинтересованность журналистикой после приезда из Москвы, где я прожил более пятнадцати лет, заключалась именно в том, чтобы изучить культурное пространство и культурные слои в стране. К великому своему сожалению, я обнаружил, что едино действующего культурного, художественного пространства в Армении не существует. И это, несмотря на то, что ежедневно осуществляются многочисленные культурные мероприятия.

Беседовал Георгий БАГИРЯН

Основная тема:
Теги:
  • Narine Zolyan 12-Дек-2015
    Замечательнo.Толькo с позиции профессиональной этики хочу добавить,что работа ''Неосвоенные Уроки"представленная в музее Комитаса на выставке" От Модернизма к Постмодернизму''это совместный многолетний художественно-культурно-исторический Проект группы ZxZ (Narine Zolyan&Harutyun Zulumyan), в котором все части взаимосопричастны и подчинены общей идее( об этом уже говорил в интервью Арутюн) Впервые проект под названием "Уроки армянскогоэ'' был представлен в Москве в 1996 году в галлерее Spider&Mouse у Марины Перчихиной и Игоря Иогансона. В Армении под названием'' Неосвоенные Уроки'' проект был представлен в 2008 году в Музее Современного искусства , еще при жизни Генриха Игитяна, куратором была Лилит Саркисян.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • НАШИ СОЛДАТЫ, ОФИЦЕРЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ НА АФГАНСКОЙ ВОЙНЕ
    2019-02-15 16:28
    2095

    15 февраля 2019 года исполнилось 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. В Афганской войне приняли участие в том числе и армянские военные в количестве 3700 солдат и свыше 400 офицеров, а также гражданские специалисты. 86 из них не вернулись на родину, более 300 были ранены.

  • КОМПАНИЯ GEOPROMINING - ДЛЯ ДЕТЕЙ АРАРАТА
    2019-02-15 15:42
    1850

    Компания GeoProMining приступила к финансированию капитального ремонта и обустройства детского сада в г. Арарате.

  • НА УЛИЦАХ ПРИГРАНИЧНЫХ СЕЛ
    2019-02-15 15:02
    1814

    Фонд защиты дикой природы (FPWC) и ВиваСелл-МТС уже 4 года осуществляют эффективную деятельность в рамках программы "Альтернативная энергия".

  • ОГУРЕЦ НА ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА
    2019-02-15 10:09
    2123

    У правительства Армении есть шанс одним выстрелом убить двух зайцев: покончить с протестами торговцев у своих дверей и сделать так, чтобы хорошо стало не только продавцам, но и покупателям. Как?






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ДЕТИ РИСУЮТ МИНАСА
    2019-02-13 10:38
    1471

    В Национальной картинной галерее Армении открылась необычная выставка, занявшая два экспозала. Все более 60 работ посвящены одной картине: знаменитому полотну "Джаджур" Минаса Аветисяна и представляют собой репродукции, сделанные в смешанной технике живописи и коллажа.

  • СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ ВНОВЬ ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ
    2019-02-08 15:45
    2443

    В Союзе художников Армении произошла смена руководства: в должность председателя СХ с 17 января этого года вступил художник Сурен САФАРЯН, знаменитый дед-тезка которого в советскую эпоху 16 лет возглавлял это творческое объединение и сыграл немалую роль в его развитии.

  • БРЕНДЫ ХУДОЖНИКА ЛЕНОСА
    2019-02-01 12:14
    2436

    Талантливый художник, дизайнер Левон Налбандян, стоявший  у истоков армянского дизайнерского искусства, создал десятки брендовых этикеток к нашим винам, коньякам, джемам, вареньям, брендовым армянским сигаретам и другой продукции советской эпохи, каждую из которых отличали национальная тематика и авторский стиль. На днях ценители изобразительного искусства получили возможность познакомиться и с другими гранями многоликого творчества Левона Налбандяна - графикой, живописью, сценографией, образцы которых были представлены в Союзе художников Армении.

  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ
    2019-01-14 11:47
    785

    18 декабря в Доме-музее Мартироса Сарьяна состоялось открытие выставки художника Генриха Сиравяна. Выставка приурочена к его 90-летнему юбилею. Юбилеи обычно отмечаются и при жизни людей, и после их ухода из жизни. И есть между этими юбилеями существенная разница. При жизни зачастую сам юбиляр - главный участник и организатор мероприятий. Подобные чествования, доставляющие немало хлопот, Сиравяна не интересовали: ведь они отрывали от творчества...