Последние новости

ДОРОГОЙ, БЕСЦЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

Памяти Карине Эммануиловны Худабашян

Армянское музыковедение, музыкальная общественность Армении понесли тяжелую утрату. Ушла из жизни Карине Эммануиловна Худабашян - музыковед-теоретик, известный в Армении и за ее пределами ученый, яркий публицист, музыкальный критик, многолетний научный сотрудник Института искусств НАН РА, свыше 20 лет (1984-2005) руководившая отделом народной музыки того же института, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РА, член Союза композиторов и музыковедов Армении, Международного совета традиционной музыки при ЮНЕСКО.

КАРИНЕ ЭММАНУИЛОВНА ПРОИСХОДИТ ИЗ СТАРИННЫХ ДВОРЯНСКИХ РОДОВ Еревана, Лори - Худабашевых, Ханаговых и нахиджеванских интеллигентов Едигаровых. Окончила Ереванскую консерваторию им. Комитаса, аспирантуру Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Ученица и последователь крупнейших музыкантов, классиков современного музыкознания Г.Г. Тигранова, Х.С. Кушнарева, Ю.Н. Тюлина. В формировании ее творческой личности важную роль сыграли выдающиеся музыковеды-фольклористы А.К. Кочарян, В.К. Гошовский, супруг Карине Эммануиловны, известный историк-востоковед Г.Х. Саркисян.

Основной областью деятельности Худабашян являлась армянская музыка - традиционная (народная, ашугская), композиторская - (классическая, современная). Круг ее научных интересов был широк и многообразен. Однако приоритетным для нее являлось теоретическое музыкознание. Перу музыковеда принадлежит фундаментальный монографический труд "Армянская музыка на пути от монодии к многоголосию" (Ереван, 1977). Это первое монографическое исследование, посвященное раннему, одному из наиболее значимых в процессе формирования армянской композиторской школы докомитасовскому периоду (Х. Кара-Мурза, Н. Тигранян, М. Екмалян). В свое время монография была оценена как значительный вклад в советское музыкознание.

Долгие годы Худабашян исследовала проблемы лада - одной из основополагающих категорий музыки. Ее работы в этой области могли бы быть изданы отдельной книгой. Важное место в исследованиях Худабашян занимал слогоритмический анализ музыкально-поэтических текстов армянских народных песен, вскрывающий наиболее глубинные, устойчивые, архетипические структуры музыкального фольклора.

В сферу научных интересов К. Худабашян входила также профессиональная музыка устной традиции Востока. С докладами о мугамах, бытующих в Армении, она выступала на научных конференциях в Ташкенте, Самарканде. Ею были рассмотрены ладовое строение, особенности формообразования данных мугамов. Были выявлены их лаконизм, строгость, стройность формы, в чем автор усматривает специфику интерпретации этого жанра в армянской культуре.

ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ТРУДОВ ХУДАБАШЯН ЯВЛЯЕТСЯ многоохватный, комплексный подход к изучению предмета в контексте его исторических, религиозных, художественных и иных связей, предопределивших исключительную раскованность, свободу, оригинальность мысли в научных работах. Именно так исследованы сказания о Св. Алексии ("Жанр духовного стиха в эпической песенной поэзии Армении"), старинная эпическая песня "Карос Хач" ("Религиозно-мифологические корни эпической песни "Крест Кароса") и т.д. Отмечен и ряд других исследований, в том числе "Армяно-фригийские и армяно-хеттские связи в контексте музыкознания", "Музыкальные фрагменты эпоса "Давид Сасунский" как возможный источник выявления некоторых процессов ладообразования", "Жанровое определение оперы Тиграна Чухаджяна "Аршак II" и т.д., в прошлом опубликованные в различных научных изданиях, они были сосредоточены в пяти развернутых главах объемистой книги Худабашян "Армянская музыка в аспекте сравнительного музыкознания" (Ереван, 2011), которую автор посвятила светлой памяти своих учителей. Книга стала заметным явлением армянского музыкознания последних лет. В конце жизни Худабашян подготовила к изданию еще один объемистый труд - "О музыке и музыкантах", который ждет своего издателя.

К музыкальной публицистике К. Худабашян обращалась в самом начале своей творческой деятельности. В этой области ей принадлежит множество публикаций различного характера: рецензии на концерты, оперные и балетные спектакли, ряд портретов выдающихся музыкантов-инструменталистов, певцов, композиторов, музыковедов (С. Оганезашвили, А. Даниелян, З. Долуханова, Г. Чеботарян, А. Кочарян, Г. Тигранов), критические статьи. Следует отметить, что именно К. Худабашян является автором первой аналитической статьи о музыке А.Р. Тертеряна (об опере "Огненное кольцо", 1967).

Ее работы печатались не только в Армении. Худабашян была одним из любимых и востребованных авторов журнала "Советская музыка" -  престижнейшего музыкального органа бывшего СССР (ныне "Музыкальная академия"). Профессионализм, актуальность, содержательность, полемичность, объективность, живой слог - особенности публицистики К. Худабашян.

НА ДОЛЖНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ОТДЕЛОМ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ НАН РА в К. Худабашян в полной мере проявилась еще одна ее грань - организаторский талант, умение направить в нужное русло, наладить полнокровную, целенаправленную, плодотворную деятельность научного коллектива. Состоялось около 50 экспедиций по сбору народной музыки в разных районах Армении и за ее пределами. Было записано более 2 тысяч песенных и инструментальных образцов. Произведена систематизация (анкетирование, картографирование, паспортизация) главного "хозяйства" отдела - фонотеки им. А. Кочаряна, содержащей свыше 20 тысяч фольклорных единиц. Сотрудники отдела - "подопечные" Худабашян опытные собиратели фольклора, талантливые нотировщики, исследователи - выступают с докладами о проблемах народной, ашугской музыки на республиканских, международных научных конференциях, публикуют статьи, монографии, сборники песен. Была опубликована долгожданная монография А.К. Кочаряна "Ударные и духовые музыкальные инструменты в Армении" (Ереван, 2008) - первое в Армении фундаментальное исследование в области органологии, науки о народных инструментах.

Важным событием тех лет стал выход в свет многотомной серии "Армянская традиционная музыка", основателем и главным редактором которой стала К. Худабашян (1986). В серии задействованы материалы фонотеки им. А. Кочаряна, охватывающей все области армянской традиционной музыки, - крестьянские, городские, ашугские песни, народные варианты церковных песнопений, сольные и ансамблевые инструментальные наигрыши. На сегодня опубликованы первые двенадцать томов серии, в том числе "Трудовые песни армянских землепашцев" (2009), "Армянская инструментальная музыка, плясовые и инструментальные наигрыши" (2010) и др. Скоро выйдет в свет очередной, 13-й том серии, который сотрудники отдела посвятили памяти своего незабвенного руководителя.

Худабашян не занималась педагогикой. Однако ее жизненная позиция интеллигента, гражданина, профессионала, слово которого имело особый вес, возбуждало мысль, рождало последователей, воспитывало многих.

В их числе и автор настоящих строк, для которой счастливая возможность общения с дорогим бесценным Учителем была Божьим провидением, ниспосланным свыше.

Говорят, что незаменимых людей не бывает. Но это несправедливо по отношению к некоторым. Среди них Карине Эммануиловна Худабашян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФОЛЬКЛОР И НАУКА О НЕМ
      2016-08-05 15:08
      2355

      Музыкальная фольклористика в преддверии 25-летнего юбилея РА Музыкальный фольклор, как известно, - древнейшее, необычайно разнообразное, многоликое явление с "тысячью лиц" и, наконец, достояние общечеловеческой культуры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЛИСТЬЯ САРЬЯНА И ДРУГИЕ ИСТОРИИ ЮРИЯ РОСТА
      2018-10-31 15:43
      2412

      16 октября в Доме Москвы открылась выставка фоторабот замечательного фотографа и журналиста, писателя, актера и телеведущего Юрия Роста - признанного, легендарного, неповторимого...

    • CОЛНЦЕ В КВАДРАТЕ ВАЛЕРИИ ОЛЮНИНОЙ
      2018-10-31 15:38
      2379

      Сборник "Армения - солнце в квадрате" обобщает опыт исследований публициста по многим направлениям: здесь размышления о Геноциде армян в Османской империи , об армянском искусстве, о "диалогах культур" на пересечении духовного пространства Армении и Арцаха с Украиной, Абхазией, Грузией, Турцией, Россией и даже Швецией.

    • ОТ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ
      2018-10-31 15:34
      2286

      III-II тыс. до н. э. на Армянском нагорье - эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2337

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?