Последние новости

АРТ-ЕРЕВАН, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К МИРУ

Известно, что первой фразой, написанной на армянском языке, были строки "Притчей Соломоновых": "Познать мудрость и наставления, понять изречения разума…" Не знаю, что заставило Месропа Маштоца начать перевод Библии с этой книги Ветхого Завета, но именно эти строки возвестили о создании им армянского алфавита, которым мы пользуемся более 16 веков. Совсем скоро отечественная публика увидит эту фразу и на масштабном художественном полотне, созданном в рамках проекта Cities of Peace ("Города Мира"). Повторяется она 42 раза, и это не единственный символ нашей истории, использованный автором проекта Эллен Франк.

 Эллен Франк"ЕРЕВАН. ПОЗНАТЬ МУДРОСТЬ" - ТАК НАЗВАНО ПОЛОТНО, СТАВШЕЕ 10-Й РАБОТОЙ В ЦИКЛЕ CITIES OF PEACE, инициированном несколько лет назад американской художницей, писательницей и арт-исследовательницей Эллен Франк. Посвящено оно 100-летию Геноцида армян и, как и остальные картины цикла, преследует глобальную цель – призыв к миру без войн, зла и жестокости. Это трансформация  боли, которую пережили те или иные народы, города и страны, в миротворческое искусство. Не случайно говорят: "Искусство спасет мир", и Эллен Франк доказывает это на деле. К работе над проектом она привлекает молодежь тех городов, которые становятся объектом ее миролюбивого творчества. Взяв в руки кисть, краски и иные материалы, юноши и девушки проходят своеобразный курс арт-терапии, преобразуя  трагичные события истории в исцеляющее искусство.

В армянском этапе проекта Cities of Peace приняли участие молодые волонтеры – студенты Российско-Армянского (Славянского) университета. Надо заметить, что осуществлен он совместными усилиями возглавляемой доктором Эллен Франк благотворительной организации Ellen Frank Illumination Arts Foundation, фонда Dalia Lane Foundation и ректора РАУ Армена Дарбиняна. Для работы над проектом была создана специальная мастерская в одной из университетских комнат, где после уроков под руководством Эллен Франк собирались студенты и педагоги РАУ. Но, прежде чем приступить к творчеству, каждый прошел определенный путь.

Для Эллен Франк это был период познания Армении. Она ездила по стране, всматривалась в  древние храмы,  познавала неповторимость хачкаров, изучала армянское искусство – от средневековой миниатюры и особенностей каллиграфии до орнаменталистики, знакомилась с многовековой историей нашей страны и ее значимыми событиями. Участникам  проекта она представила первые 9 "сладких жемчужин", как она называет печатные копии своих полотен. Среди них арт-посвящения таким городам, как Иерусалим, Хиросима, Багдад, Кабул, Сараево, Пекин, Лхаса, Нью-Йорк, Монровия. Каждый пережил потрясения на своем историческом пути, некоторые до сих пор залечивают раны. Но каждый – это кладезь достижений культуры, ценностей и особенностей самобытного искусства и истории, дань уважения которым и старалась воздать в своих полотнах Эллен Франк. Ведь она активный участник международных конференций в поддержку мира, организатор совместных проектов с ЮНЕСКО, ООН, ведущими университетами разных стран, удостоившаяся многочисленных наград за заслуги в миротворчестве.

 АРТ-ЕРЕВАН, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К МИРУ"ПЕРВЫМ ПОЛОТНОМ ЦИКЛА БЫЛ ИЕРУСАЛИМ. ХОТЯ ТОГДА ЭТО БЫЛО сепаратной работой – о проекте не было речи, - рассказывает доктор Франк. – Прибыв в этот священный город, я думала полюбить его. Но этого не произошло, и уже дома, в США, я поняла: причина была в войне, которая не прекращается в этом регионе. Три года ощущения жили в моей душе и однажды выплеснулись в масштабное панно. Мне захотелось призвать к миру, показав красоту, достижения и историко-культурные ценности Иерусалима. Лишь после выставки и реакции публики я поняла: эта работа должна стать миротворческим проектом".

Каждое полотно цикла наполнено энергией надежды, которую автор пытается вселить в души людей. Ведь в ее арт-городах отражены разнообразные и богатые художественные традиции разных народов, сохранившиеся в манускриптах, иконах, гобеленах, вышивке, архитектуре, мозаике, резьбе по дереву, металлу  и т.д.  Используя достижения этих видов искусства, а также разные материалы, специфичные для каждого полотна, Эллен Франк создает многослойные образы, позволяющие полноценно рассказать о народах и произвести впечатление на зрителя. Все эти образы и технологии подчинены единой цели – показать красоту городов и народов, их уникальные достижения, которые необходимо уберечь от уничтожения, и тем самым призвать к миру.

"Мир начинается в душе каждого человека, внутри семьи, небольшого общества, района, города, страны и лишь потом распространяется на все человечество, - уверена Эллен Франк. – То же относится к боли и страданию. И лишь осознавая эту цепочку последовательности, принимая ее, мы можем изменить мир, повернуть его от  страданий и войн к красоте, искусству и миру".

Интересна история обращения доктора Франк к Еревану как "герою" очередного полотна цикла Cities of Peace. Во время миротворческой конференции в Стамбуле она познакомилась с армянином из Еревана, с которым позже завязалась дружба. В ходе переписки Эллен Франк получила много ранее не известной ей информации о нашей стране. "И вот спустя чуть больше полугода я здесь", - говорит она. Работа над полотном "Ереван. Познать мудрость" продлилась около трех месяцев. С технической точки зрения использованы разнообразные и порой необычные материалы, подходы, решения. Здесь следы пальцев самих участников, нежная ткань из Бельгии, специальные краски из Нью-Йорка, темпера и глина, порошок из армянского туфа, из которого  удалось получить особую минеральную краску и написать первую маштоцевскую фразу на армянском языке. И, конечно, золотая краска, без которой не обходится ни одно полотно цикла.

 АРТ-ЕРЕВАН, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К МИРУКСТАТИ,  В "ЖИВОПИСНОМ ЕРЕВАНЕ" ЭЛЛЕН ФРАНК ЗОЛОТА ИСПОЛЬЗОВАНО намного больше, чем в других картинах. Автор объясняет  это тем, что Армения, пережившая Геноцид и уже 100 лет  хранящая память о его жертвах,  и сегодня переживает потрясения: конфликты на армяно-азербайджанской границе, ситуация в Сирии, вынудившая армянское население этой страны покинуть свои дома. Все это требует использовать больше красок из благородного металла, чтобы показать блеск народа, его культуры и традиций, заставив человечество восхищаться достижениями. Картина, как и остальные полотна цикла, выполнена в авторской технике иллюминированной живописи с элементами коллажа.

Полотно насыщено всевозможной армянской символикой: это армянский алфавит, написанный золотом и другими материалами;  авторские буквы, созданные в виде заглавных букв древних рукописей с использованием рисунков-символов традиционных армянских миниатюр;  орнаменты 12 исторических столиц Армении, каждый из которых содержит историю, обычаи и традиции той или иной эпохи. Например, орнамент Тигранакерта, представляющий собой сплетение линий и олицетворяющий переплетение культур и традиций народов, населяющих Великую Армению с центром в Тигранакерте, или орнамент Багарана, символизирующий солнце и вечность. Свое место в картине нашла и незабудка – символ 100-летия Геноцида армян. В основе полотна – карта Еревана, который, по словам Эллен Франк, насыщен атмосферой миролюбия.

Закрытая презентация полотна "Ереван. Познать мудрость" состоялась 18 декабря в Национальной галерее Армении, а уже на следующий день 10-ю картину цикла Cities of Peace смогут увидеть все желающие. В апреле будущего года Эллен Франк намерена экспонировать в Армении все 10 полотен своего глобального проекта, а затем продолжить начатое в его рамках турне по городам не только США, но и других стран. Чтобы человечество научилось "познать мудрость и наставления, понять изречения разума…"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОЙ ВЫШИВКИ
      2022-04-29 10:08

      Музей Ованнеса Туманяна в Ереване можно по праву назвать очагом армянской культуры, где не только хранятся экспонаты, архивы и творческое наследие великого писателя, но и реализуется масса проектов по разным видам национального искусства. Одним из важных направлений, привлекших внимание музея, с недавних пор стала армянская вышивка, обретшая здесь своеобразное покровительство.

    • РУЧНОЕ ИСКУССТВО НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
      2021-10-08 09:53

      Ставший уже традиционным фестиваль "My Handmade Armenia", прошедший в последних числах сентября у подножия Каскада, собрал на площадке культурного центра "Гафесчян" свыше 45 мастеров со всех регионов Армении. Однако в этом году программа, в рамках которой последние годы у нас организовывались столь красочные и зрелищные мероприятия, завершается. Возможно, усилиями других культурных центров будет и далее оказываться поддержка искусству ручной работы, но проблема в том, что на государственном уровне не предпринимаются какие-либо шаги для того, чтобы хоть как-то продвигать это направление, особенно за рубежом.   

    • "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" ДЛИНОЙ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
      2021-07-21 10:01

      Тамара АТАНАСЯН - желанный гость в Музее народного искусства им. Ов. Шарамбеяна. Народный мастер Армении, она нередко демонстрирует результаты очередного, пройденного ею "шелкового пути" именно в этом столичном очаге культуры. Недавно в музее открылась очередная персональная выставка ее работ, представляющих собой уникальные произведения искусства вышивания шелком и давших толчок к возрождению традиционной армянской миниатюры в новом виде.

    • ВЫСТАВКА РАБОТ АРЦАХСКИХ ДЕТЕЙ ОТКРЫЛАСЬ 20 ФЕВРАЛЯ
      2021-03-02 10:18

      В Ереване открылась выставка работ воспитанников Гадрутского детского дома творчества, широте и богатству экспонатов которой может позавидовать любой, даже зарубежный очаг культуры. Среди образцов - изделия самых разных видов искусства. Традиционное армянское ковроткачество, гобелен,  батик, вышивка, резьба по дереву, бисероплетение, бижутерия, рисование - это лишь небольшой перечень того, чем уже больше 25 лет занимаются в центре арцахские подростки.