Последние новости

"ЗАНИМАЮСЬ ТОЛЬКО МУЗЫКОЙ И БОЛЬШЕ НИЧЕМ"

Ваану АРЦРУНИ - 50! Нет, что-то все-таки не укладывается в привычные рамки, и не только возраст... "Цикл юбилейных концертов" - звучит пафосно и с юбиляром плохо вяжется. С другой стороны, по нашим временам юбилеи истинных интеллигентов, да еще с происхождением следовало бы торжественно отмечать, предварительно поместив юбиляра в заповедник, даже если они не являются деятелями культуры, композиторами, певцами, музыкантами с широчайшим кругом творческих интересов. А Ваан Арцруни является.

Пытаюсь вспомнить случаи, когда за уже порядочные годы общения мы встречались "по поводу"... По поводу фестиваля Gaudeamus... По поводу выпуска альбома с обработками и сборника стихов Комитаса... По поводу цикла ассирийской музыки... По поводу выхода диска с шараканами Месропа Маштоца в обработках Ваана Арцруни... По поводу совместного вечера с Размиком Давояном, на стихи которого написано столько замечательных песен... И еще десятки концертов, венцом которых на данном этапе станет заключительный в "юбилейном цикле", который состоится 25 декабря в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

- Цикл юбилейных концертов под патронатом первой леди... И ты не избежал канонизации?

- До этого мне далеко. А первая леди дважды слушала меня вживую. Сначала это был один из "концертов в фойе", которые организовал Карен Дургарян. Через год Рита Александровна присутствовала на концерте, посвященном 145-летию Комитаса. Соответственно она знала, чем я занимаюсь. Наш разговор длился пятнадцать минут. Я объяснил концепцию пяти концертов, каждый из которых посвящен конкретному жанру, и мне был задан очень конкретный вопрос - какой бюджет. Через два дня я смог на этот вопрос ответить, и проект получил финансовую поддержку. Осталось договориться с залами, с музыкантами и осуществить свою давнишнюю мечту - представить то, что я делал на протяжении последних тридцати лет и что мне наиболее интересно на сцене. От жанра камерной музыки до симфо-рока. Каждый концерт представлял определенный жанр, репертуар каждого ни в чем не повторял предыдущий. Так что теперь я тешу себя формулировкой - фестиваль моей музыки. В свое время мне как-то запали в душу подобные концерты Пендерецкого, Гии Канчели... Когда музыка начинается и долго не кончается - в этом что-то есть. Вот я себе и придумал - пять концертов на самых разных площадках - от Малого зала филармонии до Большого зала А.Хачатуряна.

- При всей своей "многофункциональности" ты начинал с рок-музыки, которая, и это уже очевидно, у нас не сильно привилась. 50 лет для рок-музыканта в Армении - это много или мало?

- Вообще-то сам жанр именно пятьдесят лет и насчитывает. Так что в этом смысле я себя ощущаю идущим параллельно. Конечно, все начиналось с рок-музыки, да в общем-то и продолжается. И в череде этих концертов два были чисто роковые. Один - прогрессивной музыки, инструментальный, а второй - наиболее часто играемый и, наверное, наиболее любимый - это акустический рок. Плюс к этому я представил сразу два своих цикла - на стихи Размика Давояна и Комитаса. Эти несколько месяцев я нахожусь в таком творческом, совершенно эйфорическом состоянии - какие пятьдесят лет! Это большое счастье - оказаться в таком ритме и темпе сценической жизни. Колоссальное счастье - общаться с таким количеством талантливых музыкантов, которые еще, слава богу, есть. Это опыт общения с большими коллективами. В этом цикле я играл с Национальным камерным оркестром, участвовал хор "Шогакат", с которым я сотрудничаю с 2000 года, рок-музыканты, с которыми я опять же играю уже пятнадцать лет. И вот финальный концерт, который состоится при участи Национального филармонического оркестра под руководством Эдуарда Топчяна.

- А у этой эйфории нет послевкусия - в смысле мучительно больно за не столь интенсивно-масштабно прожитые годы?

- Устроить такой марафон с налету невозможно. К этому надо прийти, для этого надо созреть. А в отношении концертной деятельности, по-моему, интенсивнее меня никто не живет. Все предыдущие годы у меня практически раз в две недели был концерт, но на клубном уровне. А на этот раз я выхожу на разные сценические площадки, и схема была выстроена так, чтобы полностью им соответствовать. То есть если камерный концерт - это Дом камерной музыки. Если это песни на серьезные стихи - он был в Малом зале. Чтобы все было адекватно. Здесь очень важно соответствие формы и содержания. Вообще то, что содержание не облекается в соответствующую форму, - это наша самая большая проблема. Именно поэтому я не могу найти музыкального менеджера, который будет заниматься всем тем, чем на данном этапе занимаюсь я. Потому что, если говорить о нынешнем цикле, все - начиная с полиграфии и ролика для телевидения и заканчивая изготовлением партитур - пришлось делать самому.

- Ну это твой характер перфекциониста, ты же не хочешь сказать, что нет таких людей - при наличии денег?! Наверное, просто не ставил задачу обзавестись продюсером...

- Я давно понял, что мне легче сделать самому, чем сидеть и объяснять кому-то чего я хочу. И потом, если бы пришлось грузить всем этим чужие плечи, надо было собирать команду, офис... Тогда бюджет был бы астрономический. Я не только ставил задачу - я пытался нечто подобное проделать. Помнишь фестивали Gaudeamus - я выступал как арендатор, как артистический директор... В стране, где нет четко сформированных сфер взаимодействия - ведь тут даже грузчики должны быть специальные, которые знают, как надо перевозить музыкальную аппаратуру, - всех этих людей надо создавать. Если ты это делаешь исключительно для себя - это беспредметно. Значит, надо создавать какую-то индустриальную модель, которая работает не только на тебя, но и на кого-то. Но в этом случае мне бы пришлось тратить на это дело восемьдесят процентов своего времени, чего я себе позволить не могу. В моей жизни были уроки, которые научили меня, что значит бесплодно потраченное время. Поэтому без колебаний и сомнений с 1997 года я занимаюсь только музыкой и больше ничем. Какие бы предложения и возможности ни открывались, понимаю, что время дороже.

- Вот сейчас на твоем концерте акустической музыки был аншлаг. Но аудитория какая-то нецелевая. Реагирующее меньшинство и растерянное большинство...

- Это положение, связанное не только с роком. Такое же положение и в сфере песенной, и в инструментальной музыки и даже академической. А самое главное - формы, которые находятся на пересечении жанров. Говорить о каком-то глобальном процессе не приходится. Во всяком случае на протяжении последних двадцати лет были ребята, которые входили в эти воды - и выходили. Рок ушел в андеграунд, но если походить по клубам, еще можно что-то услышать. Вот приведу свежий пример. Тридцатилетие "Сепультуры", в рамках тура они приезжают в Ереван. Ползала! "Сепультура" - это совершенно знаковое явление. И если оно не собирает в столичном городе один зал на шестьсот мест, это уже серьезная симптоматика. Конечно, говорить, что у жанра есть армия почитателей, не приходится. Есть какие-то сегменты меломанов, которые имеют какие-то свои локальные пристрастия. Но говорить о глобальном движении армии почитателей рока, или академической музыки, или поэтической песни, песни на хорошие стихи, а уже тем более симфо-рока, просто невозможно. Но это не значит, что ты не должен этим заниматься.

- Ты вообще много чем занимаешься, чем заниматься здесь и сейчас, кажется - безумство храбрых...

- Стараюсь держать все это в определенном балансе, мотивация работает так, чтобы все представлять равноценно. Даже когда работал по клубам, старался держать этот баланс. Естественно, за исключением камерного жанра или смифо-рока, которые там просто не помещаются. Но одно дело в клубах - там зрительские места строго ограниченны. И восемьдесят процентов групп, заходя в клуб, уже никогда оттуда не выходят. На этап концертных площадок пробиваются буквально единицы. В "белом" мире ты работаешь на клубном уровне, тебя замечают и вытаскивают на большую сцену. У нас все наоборот. Я начал выступать на сцене, потом последние пять-десять лет у нас возникла клубная культура, а у меня, как и у любого музыканта, занимающегося рок-музыкой, ностальгия была гигантская - клуб это очень сладко... Мы отыграли там на все сто процентов. Клуб - это в хорошем смысле слова интим, реальная близость зрителя, реально все по-честному должно быть, потому что они слышат каждый нюанс, слышат твое дыхание, смотрят на твои пальцы с расстояния двух-трех метров. Но это тоже кончается. Я это сделал, исчерпал свой интерес и успокоился. И тогда пришла идея привести все к определенному номиналу, самому перед собой отчитаться.

- Если правда, что реализация всех идей и стремления попробовать себя во всех жанрах - секрет творческого долголетия и вечного драйва - это про тебя. Но вот ты говоришь - "самому перед собой отчитаться". То есть на оценку со стороны не рассчитываешь?

- Разделение на жанры - оно настолько условно... Мы вгоняем в жанровые рамки то, что делаем, для того, чтобы быть легко классифицируемыми, опознаваемыми. Ведь неподготовленный зритель - он и так не очень хорошо разбирается, особенно когда что-то представляешь в новой форме, он не может себя правильно соотнести с тем, что слышит. Он начинает искать параллели. Если ему не подсказать... Поэтому я как бы сознательно прибегаю к этим условным делениям. Это последнее дело - сегодня разделять что-то на жанры. Современная музыка - колоссальный ресурс, в котором есть все, начиная от древнейших фольклорных веяний и кончая последними инновационными технологиями. Когда ты весь этот масштаб имеешь в поле своего зрения и относишься к нему как к возможности эстетического воспитания... Но это вопрос в первую очередь семейного воспитания. Если ребенок дома слышит рабис, как ему перейти к классике или року - это какую же колоссальную работу над собой надо проделать! На это способны очень немногие. У нас бескультурье понемногу становится нормой жизни, поэтому имеем то, что имеем. Я даже билеты на эти концерты распределяю - половину отдаю на кассу, а половину зала приглашаю, чтобы были какие-то свои. И даже по ходу дела объясняю какие-то вещи из музыкантской кухни. Такое параллельное культуртрегерство. Кстати, на концерте, который прошел в Малом зале, было много школьников, и это было замечательное общение. На это поколение вся надежда. А быть в наше время и в наших реалиях свободным художником в любом случае достаточно сложно. Был период, когда я очень активно выступал по поводу статуса свободного художника в прессе. Мне казалось, что можно решить вопрос директивно - принять соответствующий закон. Но оказалось, что кроме меня никого этот вопрос не волнует, и стало понятно, что лбом стены не прошибешь.

- Это разговор долгий и бесплодный. Лучше ответь, ты как-то систематизируешь свои творческие порывы? Как происходит переход от Маштоца к року или от музыки кино к игре в клубах?

- Это зависит от времени года. Ты смеешься, но это факт. В холодное время года я запираюсь в студии, и это в основном работа, связанная с кино. Вот сейчас у меня два анимационных проекта - один Нары Мурадян, второй молодого режиссера из Санкт-Петербурга Бориса Атаянца. И все свои альбомы я писал зимой. Зимой это можно делать неторопливо - никто на концерты не стремится. А потом начинается весна, все пробуждается, пробуждается твоя тоска по публике. Будучи медиком по образованию, я когда-то вывел для себя эту сентенцию - концертная деятельность в нашей стране, как грипп, носит сезонный характер. Шутка! А вообще последние двадцать лет я живу в этом режиме.

- Вот сейчас отыграешь последний, юбилейный концерт, а потом наступит "после бала". Не страшно?

- С чего бы? Сейчас готовлю альбом - каждый год стараюсь выпустить новый диск. И уже сейчас во мне варится следующая концепция - концерт, в котором будут представлены альфа и омега армянской музыки, по крайней мере в моем видении. Ночной концерт в Звартноце. В первом отделении - шараканы Маштоца в моей обработке, во втором - Комитас, "Десять откровений". Даст бог, концерт в Большом зале пройдет успешно. И уже есть над чем думать и чем заниматься.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХУНВЕЙБИН ПО-АРМЯНСКИ
      2019-01-22 11:58
      233

      Вместо статуй будут урны "революции культурной"? "Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины. И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины. И не то чтобы хунвейбины любят статуи, картины - вместо статуй будут урны "революции культурной" - сатира Высоцкого посвящена приснопамятному периоду в истории Китая, когда школьники-подростки громили очаги культуры и избивали интеллигентов и студентов. Мы, конечно, пойдем другим путем. Но с аналогичным результатом.

    • КАЗНАЧЕЙСТВО ДЕНЬГИ СОБИРАЕТ, КАЗНАЧЕЙСТВО ИХ НЕ ВЫДАЕТ
      2019-01-15 10:11
      1716

      "Мы пойдем другим путем, и впереди нас ждет не что-нибудь, а счастье!" - провозглашало новое правительство. Тем не менее с редкостным упорством оно вцепилось в концепцию, выработанную правительством старым. Ладно концепция - все упирается в реализацию. С реализацией тоже вышла жесть. В результате отечественную культуру окончательно стремятся загнать в угол.

    • ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ ЛИЛИТ МАКУНЦ
      2019-01-14 13:13
      1017

      Последним приказом в должности и.о. министра культуры Лилит Макунц не продлила договор директора Государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженного артиста РА Фреда Давтяна и назначила временно исполняющим обязанности директора актера Юрия Игитханяна.

    • РАДИ ВЕЛИКОГО "ПОТОМ"!
      2018-12-24 17:20
      4605

      Протестное движение, в последние месяцы накрывшее субъекты, находящиеся в ведении Минкульта, добралось до самого Министерства культуры. С одной маленькой разницей. Если предыдущие забастовки были направлены против "ставленников бывшей власти" и принимались властью новой на ура, теперь протест направлен на новую власть. Со дня ее победы на выборах прошло ровно 10 дней. И ровно через 10 дней вдруг изменились риторика, пафос любви и христосования. Хотели как лучше. Вышло как всегда.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      197

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • Родиону Нахапетову – 75
      2019-01-21 10:18
      94

      Родион Нахапетов появился на экране в 60-е годы прошлого века. В фильме Василия Шукшина "Живет такой парень" он сыграл инженера Гену – того самого, который приревновал библиотекаршу к главному герою, Пашке Пирамидону (которого играл Леонид Куравлев), передает armeniasputnik.am.

    • ВСТРЕЧИ С СИЛЬВОЙ КАПУТИКЯН
      2019-01-16 12:02
      1546

      К 100-летию со дня рождения Это воспоминания о дорогом мне человеке, о Сильве Капутикян, с которой я часто встречалась и общалась. Несмотря на разницу в пятнадцать лет, у нас было много общего, часто виделись, что-то обсуждали, да и круг наших знакомых в общем-то был один.

    • ОДИН ИЗ ПИОНЕРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
      2019-01-15 11:32
      786

      К 85-летию В.Е. АРУСТАМЯНА Заслуги людей желательно оценивать при их жизни. Потом это уже им самим в общем-то не нужно. Тем не менее круглые даты со дня рождения являются удобным поводом, чтобы рассказать о человеке и его вкладе в ту или иную сферу жизни. К 85-летию своего старшего коллеги Владимира Ервандовича АРУСТАМЯНА подготовили статью завкафедрой средств связи НПУА (бывший ЕрПИ) доктор технических наук С.ХУДАВЕРДЯН и кандидат технических наук М.АЙВАЗЯН.