Последние новости

КОГДА БУДУЩЕЕ ВИДИТСЯ УСПЕШНЫМ

Под Новый год в армянском музыкальном мире произошло примечательное событие. 27 декабря в зале Дома камерной музыки им.Комитаса состоялся концерт молодых композиторов - студентов класса профессора Ереванской консерватории Вардана Аджемяна. Событийность этого концерта состояла в том, что уже давно молодые композиторы не показывали свои творения на таком высоком уровне, да еще в контексте одного композиторского класса, одной композиторской школы. 

ВАРДАН АДЖЕМЯН - УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК! ВНЕШНЕ СКРОМНЫЙ И ДЕЛИКАТНЫЙ, эмоционально очень ранимый, он обладает при этом той мягкой силой, которая способна влиять и организовывать его пространство. А его пространство - это ученики. Педагогикой он занимается с юности, можно сказать, она стала его второй натурой. Он преподавал и в образовательной школе, обучая детей азам музыкальной грамоты, организуя в школах хоры, и в специальных музыкальных семилетках, где вел уроки композиции, а потом уже в консерватории, где поднялся на ступень не просто преподавателя факультета композиции, но и заведующего этой кафедрой.

Его творческие успехи в последние годы особенно заметны, исполнители оценили его сочинения, его музыка часто звучит в разных концертах. В прошлом году с большим успехом прошел его авторский концерт под управлением дирижера Сергея Смбатяна, в котором в соцветии многожанровых произведений он выявил себя как композитор, нацеленный на поиски новаторских решений и ярких, объемных, театрально-одушевленных идей. Многожанровая природа его творчества, которое находится в состоянии явного подъема, сделала его незаменимым учителем для своих учеников, всегда очень разных. Есть еще одна очень ощутимая в его творческой деятельности тенденция: любовь и уважение к своим Учителям. И хотя это больше свойство души, чем профессии, Вардан Аджемян с романтической приподнятостью внушает эти чувства и эти принципы своим питомцам.

Итак, они предстали перед нами. Их было шестеро. Акоп Мазлумян (Египет), Ваагн Варданян, Элен Елчян, Араш Азади (Иран), Арегназ Мартиросян, Барди Минасян (Сирия-Армения). Шесть удивительных личностей, шесть талантов, пустившихся в рискованное плавание музыкального творчества. В рискованное, но какое увлекательное! Импульсы творчества необъяснимы. Профессионалы не отрываются от проторенных дорог, творят в русле традиций, однако, подчиняясь своей интуиции, отваживаются на оригинальные решения, на поиск радикально нового языка. И всегда рядом с ними учитель, который должен поддержать их поиск и разгадать в них то, о чем они и сами часто не догадываются.

 Новый 2016 год, он вспоминается как радостное предзнаменование возрождения престижа композиторской профессииСЛУШАТЕЛИ - Я СМЕЛО ГОВОРЮ ОТ ИХ ИМЕНИ - ПОРАЗИЛИСЬ ЯРКОЙ характерности каждого из представших композиторов, но также и той прекрасной профессиональной оснащенности, которую обеспечили композиторам замечательные исполнители. Это были оркестранты Государственного молодежного оркестра Армении ( худ. рук. и гл. дирижер Сергей Смбатян), а также такие известные музыканты, как кларнетист Арсен Григорян, виолончелист Айк Бабаян и пианист Артур Аванесов.

Прозвучало первое сочинение - Квартет для струнных Акопа Мазлумяна, который исполнили Эрик Манукян (скрипка), Ани Адикян (скрипка), Елена Айрапетян (альт), Эля Баласанян (виолончель). В этом есть высокий смысл - когда звучит явно современная музыка в канонах классицизма. Здесь говорит сила традиций. Армянская композиторская школа взошла на синтезе своих национальных и европейских основ. В то же время она издавна отражала живые контакты с музыкальными традициями Востока, особенно явные в инструментальной сфере. И когда студент из Египта, армянин по своей родословной, включается в это русло синтезирования традиций Европы, Армении и Египта, это, конечно же, интересно; оно обусловлено всем ходом нашей истории.

Итак, с квартета начиная, все произведения прежде всего отличались вкусом, благородством, искренностью чувств. Ваагн Варданян блистательно исполнил свою виртуозную Токкату. Ну как же без хачатуряновской идеи, ведь она яркой нитью проходит сквозь всю нашу фортепианную музыку! Далее, как взлет на космическую высоту, прозвучало одухотворенное произведение Элен Елчян под названием "Арег" на слова Григора Нарекаци. Исполняла Анна Авдалян, прекрасное сопрано, под аккомпанемент ансамбля, в котором были два кларнета –Арсен Григорян и Арсен Закарян, маримба - Арут Мкртчян, флексатон - Асмик Акопян и фортепиано - Лусине Хачикян.

Студент из Ирана Араш Азади показал типично восточное, неповторимо ароматное сочинение под названием "Y-поколение", написанное на слова Арама Аветиса. В произведении слышался поиск идеи. Автор точно ее найдет, этот изыск в шепоте слов, вздохах альт-саксофона, ирреального звукового фона электромузыки, записанной на пленку, и выразительной пантомимы, поднимающей мистическую тему человека и его проводника, его же тени, которую разыграла Анаит Тер-Саргсян, приоткрывая глубокий духовный контекст сочинения, наполненного сакраментальной поэтизацией жизни. Было интересно слушать и наблюдать эту маленькую театральную мистерию.

А вот снова классический жанр, инструментальное трио, ну как не вспомнить и наших сазандаров! Почти все классические жанры получили в армянской музыке самобытное осмысление, дав новый качественный результат. Трио Арегназ Мартиросян написано для кларнета, виолончели и фортепиано. Красочная, полная юной энергии музыка захватила слушателей. Исполнители - Арсен Григорян (кларнет), Айк Бабаян (виолончель) и Артур Аванесов (фортепиано) - с увлечением интерпретировали эту яркую композиционную идею.

КОНЦЕРТ ЗАВЕРШИЛСЯ ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ СОЧИНЕНИЕМ БАРДИ МИНАСЯН. Оно уже было исполнено в ноябре в зале СК Армении и вызвало горячий отклик у слушателей. И тогда, и в этот раз в зале находился наш замечательный поэт Генрих Эдоян, стихи которого вдохновили Барди. Но как здорово она распорядилась этим вдохновением, выстроив поистине актуальнейшую картину смятения, созвучного душевному состоянию, переживаемому людьми всех континентов в настоящее время. Стихи Эдояна божественно-отстраненно выпевала Анна Авдоян, а Барди Минасян исполняла роль чтицы, перебивая пение резкими выкриками фразы "Ինչ որ մեկը!" (“Какой-то, там !”), вырванной из поэтического контекста. Удивительно, как пришла такая композиционная идея в эту юную голову, как в этом изящном создании созрел такой отчаянный протест, направленный против ужасных реалий сегодняшнего дня, отменяющих романтику жизни. Крик рвал музыкальную ткань сочинения, состоящую из ангельского сопрано, лирического альта и романтического фортепиано. Кто победит? - этот вопрос мужественная Барди бросала слушателю, и слушатель был благодарен ей за это откровение.

Этот концерт был устремлен в будущее. И сегодня, когда время шагнуло в новый 2016 год, он вспоминается как радостное предзнаменование возрождения престижа композиторской профессии. Для Армении, в своей основе стране художественного, творческого менталитета, это особенно важно. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПИАНИСТ И ТВОРЕЦ АЙК МЕЛИКЯН
      2018-10-31 15:26
      2270

      Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.

    • ИДЕИ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ЖИЗНЬ
      2018-10-05 15:34
      4145

      Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.

    • ГОЛОС В ЗАЩИТУ АМУЛСАРА
      2018-07-06 15:30
      2780

      Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      1823

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Шесть человек погибли, еще 120 пострадали из-за давки на рэп-концерте в Италии
      2018-12-08 10:11
      92

      Шесть человек погибли и около 120 пострадали в результате давки на рэп-концерте в итальянском клубе. Отмечается, что причиной происшествия стало распыление неизвестного вещества в помещении, что в итоге спровоцировало панику, передает RT со ссылкой на Repubblica.

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      775

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕКАБРЬСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
      2018-12-03 14:48
      2203

      Всего четыре дня отделяют нас от 7 декабря 2018 года, когда Армения будет отмечать печальную дату - 30-летие годовщины трагического Спитакского землетрясения, потрясшего мир, унесшего сотни человеческих жизней. Многие программы наших музыкальных коллективов в эти дни посвящены памяти жертв этой трагедии. Отметим лишь самые основные.

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      1779

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.