Последние новости

ПИСЬМО ЧЕШСКОГО СТУДЕНТА

В небольшом архиве выдающегося актера армянского театра и экрана Грачья НЕРСИСЯНА (1895–1961), хранящемся в Музее литературы и искусства Армении, находится адресованное актеру письмо, напечатанное на пишущей машинке на русском языке в 1960 г. чешским студентом по имени Петр САДЕЦКИЙ. В то время это имя еще ни о чем не говорило, но спустя 11 лет оно попало в центр скандальных разговоров. 

17-ЛЕТНИЙ ПАРЕНЬ - СТУДЕНТ ПРАЖСКОЙ ШКОЛЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Академии драматических искусств (известный как ФАМУ), некогда интересовавшийся армянским кино, будущий автор нашумевшего бестселлера комиксов "Октобриана и русский андерграунд", который вышел в свет в Западной Германии после его эмиграции как продукт якобы группы русских художников-диссидентов и стал поводом судебных дел со стороны художников…

Все эти скандалы в данном контексте нас не касаются. Фигура этого весьма неоднозначного автора Петра Садецкого (1943–1991) для нас любопытна в первую очередь из-за его интереса к армянскому языку и кинематографии на заре карьеры. Действительно, впечатляет, что чешский юноша был знаком с армянскими кинофильмами 1930-х и 1950-х годов. Наверняка этот интерес был стимулирован знакомством Садецкого с директором Института искусства Академии наук Армении Рубеном Заряном, имя которого дважды упоминается в письме. Однако, по всей вероятности, Садецкий так и не написал статьи о кинематографии Армении.

В письме значится имя его учителя армянского языка – товарища Мардиросяна. Это проживший всю жизнь в Праге востоковед Ншан Мардиросян (1894–1966). По моей просьбе мой пражский друг, художник Тигран Абрамян связался с сыном Ншана Мардиросяна – кинорежиссером Айком Мардиросяном, который сообщил, что они передали Петру Садецкому статьи об армянском кино. Но и ему не известно, написал ли в итоге Садецкий статью.

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ В ТЕКСТЕ ПИСЬМА ИСПРАВЛЕНЫ ОПЕЧАТКИ, но неровности в изложении на русском языке остались нетронутыми.

Прага, 21.12. 60 г.

Уважаемый Грачья Нерсесович!

По поручению тов. Заряна и тов. А. Пароняна я обратился к Вам с просьбой.

В это время работаю над статьей "Кинематография армянского народа". Некоторые материалы получил от тов. дир. Заряна, некоторые фильмы видел, о многих узнал из печати.

Но думаю, что работа может достигнуть требованого уровня только в тесной связи с создателями искусства.

Мог бы от Вас, как от нестора армянской кинематографии получить ответы на несколько вопросов по вашему кино вообще. И прежде всего – мог бы я узнать от Вас о Вашем творчестве в Пепо, Зангезуре, Давид Беке, и о Вашей деятельности после войны до фильмов Из за чести, О чем шумит река и с.?

Можете послать какие нибудь материалы – фото, печать (на мой счет чтобы не теряли). Окопируем и пошлем назад. Будет ли на армянском языке – никакая беда – изучаю его при помощи тов. Мардиросяна – через неделю хорошо читаю и пишу.

Что-нибудь пошлете, все будет ценным вкладом в мою работу. И верьте – она нужна! как мало наших людей знает достижения кинематографий наций СССР, которым – верю – принадлежит будущее в мировом киноискусстве!

Большое спасибо для понятие и сердечное желание новых творческих успехов и личного счастья в Новом году.

Петр Ф. Садецкий

студент драматургии Академии фильма ФАМУ

Чехословацкая соц. республика

ПРАГА Климентская улица но 4

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОНА УЧИЛА ШВЕДОВ ШВЕДСКОМУ
      2016-03-15 11:44
      1862

      Памяти Ирины Михайловны ХАНДАМИРОВОЙ (1917-2015) В частном письме одна русская знакомая из Швеции сообщила о кончине самой пожилой шведки армянского происхождения. В прошлом декабре в городе Лунде в возрасте 98 лет скончалась Ирина Михайловна Хандамирова, учительница, долгое время работавшая в школе, где она преподавала шведский язык его исконными носителям, шведам.

    • ТАНЦОВЩИЦА-РЕВОЛЮЦИОНЕРКА
      2015-02-02 15:54
      1719

      Армянский писатель и американская танцовщица Автор данной статьи – армянский писатель, основатель футуризма в армянской литературе Кара-Дарвиш (Акоп Генджян, 1872-1930). Статья была издана в тифлисской армянской газете "Мартакоч" ("Призыв к бою") в 1923 г. (6 октября) и описывает знакомство армянского писателя с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878-1927). Знакомство состоялось в Тифлисе в 1923 г., в период, когда Айседора Дункан жила в Советском Союзе, будучи замужем за Сергеем Есениным.

    • СТРАСТИ ВОКРУГ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАМАРЫ ТУМАНОВОЙ
      2014-09-17 15:24
      2524

      Не новость, что интернет стал поприщем, где любой может писать о чем угодно и сколько угодно, повторять ложь, и при таком большом объеме и частоте она будет восприниматься уже как истина.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В Риме скончался режиссер фильма "Гнездо жаворонка" Витторио Тавиани
      2018-04-16 17:04
      341

      В Риме после продолжительной болезни на 89-м году жизни скончался итальянский режиссер и сценарист Витторио Тавиани, работавший вместе со своим младшим братом Паоло, пишет euronews.com.

    • КОНТАКТ ВГИК - ЕрГИТиК: ЕСТЬ ПЕРЕЗАГРУЗКА
      2018-04-09 15:53
      1101

      Прошедшая рабочая неделя в Ереванском государственном институте театра и кино проходила в необычайном воодушевлении от встреч старых знакомых и завязывающихся контактов, интереснейшего общения и творческих связей, открывающих перспективы дальнейшего сотрудничества и возрождения традиций. Ведь именно ЕрГИТиК стал эпицентром Дней ВГИКа в Армении.

    • ПО ТУ СТОРОНУ УДОВОЛЬСТВИЙ
      2018-04-04 15:45
      4183

      Мастера кисти и коридоры власти Все-таки загадка, почему все громоздкое и сложноорганизуемое имеет для руководящих органов такую безусловную привлекательность? Почему громадные средства могут быть вложены в многолюдное пышное празднование, но при этом многие конкретные и явно необходимые начинания гибнут от отсутствия даже мизерных средств? Способствуют ли эти громоздкие празднества решению такого рода проблем? Напротив, кажется, что затушевывают, маскируют ложным флером и пафосом настоящую проблематику нашей культурной жизни.         А проблем в нашей культуре действительно немало. Ни для кого не секрет, что в последнюю четверть века заметно упал престиж творческих союзов. Противоречия, трещины, конфликты внутри творческих сообществ есть и сегодня. Поводов для недовольства более чем достаточно: слабая государственная поддержка, отсутствие средств, правовой нигилизм, невозможность проявить себя таланту и плюс масса специфических для каждой организации нерешенных творческих вопросов.

    • ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ
      2018-04-04 15:25
      1533

      Прошло шесть месяцев с тех пор, как Давид АРУТЮНЯН был назначен художественным руководителем Ереванского театра юного зрителя, и у театра для юных теперь самый молодой худрук в стране из ныне действующих. Как он действует, какие задачи перед собой ставит, какими ему видятся перспективы театра, нам предстоит узнать.