Последние новости

ВЫСОКАЯ НОТА ИЗ ОШАКАНА

Лет пять назад мы уже встречались с этим талантливым, милым и ужасно скромным человеком – хормейстером Art Vocal Ensemble – Armenia Арно БАРХУДАРЯНОМ. Встретиться с ним вновь заставило больше количество новой позитивной информации, которая распространялась в интернете. Захотелось узнать поподробнее из первых рук о новых творческих успехах этого замечательного коллектива.

ХОР ЦЕРКВИ СВ. МЕСРОПА МАШТОЦА В ОШАКАНЕ БЫЛ СОЗДАН В 2005г. по инициативе хормейстера и при поддержке епархии Арагацотна. Он состоит из 12 молодых профессиональных певиц. В репертуаре коллектива - армянские духовные, русские, армянские народные песни, классические и даже джазовые произведения. Для облегчения организации выступлений и создания возможности выступать на разных площадках в 2010 году хор был реорганизован в концертный. Затем последовала большая и сложная работа хора над записью альбома с  произведениями Комитаса, написанными для женского состава, которые исполнялись лишь изредка. Записывали в монастырском комплексе Сагмосаванк.

За прошедшие годы хор несколько раз выступал в Грузии по приглашению руководителя епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Пели в Тбилиси и армянонаселенных районах Грузии. По приглашению Министерства обороны выступали в Степанакерте и в воинских частях Армии обороны Арцаха. Условия тогда были, конечно, не те, но девушки с пониманием подошли к ситуации и не роптали, понимая, как это нужно их братьям, несущим службу на границе. Им повезло – в Арцахе тогда работала съемочная группа телеканала National Geographic и по ее просьбе хор спел один номер, который и вошел затем в фильм об этом крае.

Так как коллектив уже вышел далеко за рамки церковной музыки, по просьбе Министерства культуры он дали много концертов и в разных районах Армении, представляя как духовную музыку, так и мировую классику - Бах, Шуберт и немного джаза.

На счету у девушек и первая премия на международном конкурсе в Гюмри. Тогда на этот конкурс приехало около тридцати хоров. И международное жюри решило, что лучший - наш хор. Там Арно познакомился с именитым современным российским композитором Марал Якшиевой, по рекомендации и содействии которой хор был приглашен выступить в Москве. Девушки под руководством Арно пели в Кремле, затем в Царицыне, музее-усадьбе "Архангельское", а еще они удостоились чести петь в Рахманиновском зале Московской консерватории. Правда, вначале были опасения, что московский слушатель не  поймет услышанное. Но опасения оказались напрасными – их ждал большой успех! Тогда же Арно познакомился с выдающимся хормейстером и дирижером Владимиром Контаревым, художественным руководителем хоровой капеллы Ярославля, и с того момента началась их дружба, переросшая в деловое сотрудничество.

ОКРЫЛЕННЫЙ  УСПЕХОМ, БАРХУДАРЯН РЕШАЕТСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ в международном конкурсе-фестивале "Хоровые ассамблеи в Кафедральном" в Москве. Конкурс проходил в лютеранской церкви Петра и Павла, построенной еще при Петре Первом. Армянский хор вновь выступил великолепно и занял первое место, а еще получил приз зрительских симпатий "За высокий исполнительский уровень". С тех пор стали некой традицией выступления в Историческом музее Кремля, великолепная акустика которого как бы предназначена именно хоровым коллективам. Затем последовало участие в таких именитых международных хоровых фестивалях, как  "Вселенная звука" и "Собираем друзей" по приглашению руководителя фестиваля, доцента Московской консерватории М.Каратыгиной.

А еще пару раз по личному приглашению Ю.Соколова, ректора Московской консерватории, хор дважды приезжал в Москву с концертами, посвященными знаковым датам. В первый раз в Большом зале консерватории это было посвящение Комитасу, в котором сопоставлялись произведения, написанные Каро Чаликяном, продолжателем идей Комитаса, с музыкой его Учителя, а во второй, в прошлом году, – в рамках программы памяти жертв Геноцида в Рахманиновском зале.

Следует также упомянуть выступление, посвященное одному из столпов дирижерского искусства СССР Александру Свешникову на II международном хоровом конгрессе. Рецензии в прессе были просто восторженными! О хоре рассказала и передача московского радио. А в 2015 году по приглашению Патриарха всея Руси Кирилла хор выступал в Нижнем Новгороде на фестивале христианских стран. Завершило поездку в Россию выступление в Колонном зале Дома союзов, посвященное 100-летию Геноцида.

Коллектив Арно Бархударяна уже знают не только в СНГ. По приглашению австрийского композитора Вига Зартмана вместе с Молодежным симфоническим оркестром п/у С.Смбатяна хор показал программу на Брукнеровском фестивале в Линце и Вене . Изначально существовавшая проблема правильного баланса между оркестром и хором благодаря мастерству руководителя успешно разрешилась, выступление было записано австрийским телевидением и выпущен аудиоальбом.

ПРЕДМЕТ ОСОБОЙ ГОРДОСТИ ХОРА - КОНЦЕРТЫ В ХАБАРОВСКЕ. Митрополит региона Игнатий, узнав, что хор находится в России, а в то время продолжались мероприятия, посвященные тысячелетию принятия христианства на Руси, попросил руководителя армянской общины, чтобы тот содействовал участию ансамбля в рамках этой программы. А теперь в планах хора выступление в концертном зале Мариинского театра, продюсеры которого занимаются данным проектом.

- Вы выступаете на разных площадках с весьма, надо признать, специфической музыкой – армянскими церковными хорами. Как к ней относится слушатель той же России? Мало кто сейчас разбирается в такой музыке, а ты утверждаешь, что залы были полными...

- Наша музыка действительно великолепна и доходит до самого простого и неподготовленного человека. Конечно, роль играет и качество исполнения. Девочки мои и сам я каждое выступление воспринимаем как выход на последний решающий бой, и это не может остаться незамеченным слушателями. А кроме того, большую роль играет и подготовка концертов. Все поездки и выступления, о которых мы сейчас говорили, организованы и проведены по инициативе приглашающей стороны. Т.е. организаторы знали, кого приглашают. После одного выступления тут же следовало приглашение на другое. Я уж не говорю о том, что, например, в Москве по приказу мэра столицы, как мне сказали организаторы, на всех тумбах и даже в метро были расклеены наши афиши. На концертах присутствовали такие выдающиеся мастера классической музыки, как дирижер Феликс Коробов, Владимир Контарев, Рафаэл Багдасарян и многие другие. И когда в какой-то момент нашего выступления по щекам завкафедрой Московской консерватории Станислава Калинина потекли слезы, я понял, что музыка Комитаса понятна и прочувствована всеми, вне зависимости от географии. И кстати, основной нашей аудиторией за пределами Армении были не представители нашей диаспоры.

- За пределами республики у вас полные залы. А как в самой республике?

- Тут сложнее. Концерт требуют организации. Нужны продюсеры, реклама, нужно правильно представить артистов. Именно так и происходит, когда мы выступаем в Центре искусств Гафесчяна. В других местах это бывает не так продумано. Отсюда и соответствующая реакция потенциальных слушателей.

- А что можно сделать с целью повысить интерес нашей публики к хоровой музыке? Вот на Западе церковные хоры поют поп-музыку, записывают альбомы с молодежными хитами...

- Интерес надо вызывать качеством исполнения. Если музыкант хорошо поет или играет, он обязательно найдет своего слушателя. И жанр произведения не имеет значения. Это главный принцип. Ну а если конкретно отвечать на вопрос, то скажу, что у нас в программе есть произведения разных стилей, направлений и жанров. От церковной музыки до джаза. Что касается других жанров, то тут очень важна правильная и аккуратная гармонизация манеры, стилистики. Нужно делать правильный микс разных жанров, и тогда может получиться новое, красивое произведение. Прибавь сюда хорошее исполнение, и зритель будет счастлив.

- Ну и "человеческий" вопрос. Ты работаешь с молодыми красивыми девушками. Какие у вас отношения? Заключаете ли какой-нибудь договор - скажем, "во время работы в хоре никаких мужчин"?

- Пользуясь случаем, хочу через газету выразить благодарность своему девичьему коллективу за то, что они всегда меня понимают и поддерживают. Они никогда не жалуются на дополнительные репетиции, которые могут продлиться допоздна. Они всегда четко выполняют все мои рекомендации, если даже не всегда согласны с ними. А что касается, так сказать, семейных отношений, то тут нет никаких запретов. За время существования хора многие вышли замуж. Мужья уважительно относятся к деятельности своих половин и  никогда не ропщут на наши репетиции и поездки. Ведь мы делаем большое, полезное и благородное дело.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КУКЛЫ ГАЛЕРЕИ ЖДУТ ВСТРЕЧИ С ВАМИ
      2018-12-12 15:10
      360

      В чем прелесть прогулок с внуками? В том, что благодаря им взрослые обращают внимание на такие вещи, которые сами бы ни за что не заметили. Наглядным доказательством тому служит мой недавний поход в торговый центр "Ереван-Молл", который приходится посещать чуть ли не каждый день.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      396

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      942

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      917

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      450

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • Шесть человек погибли, еще 120 пострадали из-за давки на рэп-концерте в Италии
      2018-12-08 10:11
      103

      Шесть человек погибли и около 120 пострадали в результате давки на рэп-концерте в итальянском клубе. Отмечается, что причиной происшествия стало распыление неизвестного вещества в помещении, что в итоге спровоцировало панику, передает RT со ссылкой на Repubblica.

    • ГЕОЛОГИ ОБУЧАЮТ ГЕОГРАФОВ
      2018-12-07 16:47
      1982

      В Геологическом музее имени О. Карапетяна (Институт геологических наук НАН РА) всегда рады гостям, но сегодня по-особенному тихо и тревожно. В преддверии 30-летия Спитакского землетрясения работники музея с большой ответственностью подготовились к проведению семинара для школьных учителей географии.

    • ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕКАБРЬСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
      2018-12-03 14:48
      2367

      Всего четыре дня отделяют нас от 7 декабря 2018 года, когда Армения будет отмечать печальную дату - 30-летие годовщины трагического Спитакского землетрясения, потрясшего мир, унесшего сотни человеческих жизней. Многие программы наших музыкальных коллективов в эти дни посвящены памяти жертв этой трагедии. Отметим лишь самые основные.