Последние новости

МАГИЯ ЧИСТОГО ГОЛОСА

Двойной юбилей - 65-летие со дня рождения и 45-летие творческой деятельности народного артиста Армении Гегама Григоряна - подкрался как-то незаметно. Но он принадлежит к тем редким артистам, о которых можно писать не только в дни юбилеев. Человек уникальной творческой одаренности, он надолго опередил тот качественный уровень, к которому стремится любой исполнитель. С момента своего первого выступления на сцене (1971 г.) он покоряет своим искусством многочисленных почитателей вокального искусства. 

ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО ИМЯ ГЕГАМА ГРИГОРЯНА УКРАШАЛО АФИШИ САМЫХ знаменитых оперных театров - миланского Ла-Скала, парижского "Гранд-Опера", Штатс-опера в Вене, театра "Колон" в Буэнос-Айресе, лондонского "Ковент-Гарден", Большого театра в Москве, Римского оперного театра, Королевского театра в Амстердаме... Блестящий премьер оперных театров Вильнюса, Еревана, Мариинского театра Санкт-Петербурга, Г.Григорян несколько лет (2000-2007 гг.) возглавлял наш Оперный театр. В начале нового театрального сезона он вновь назначен художественным руководителем.

Но сегодня речь пойдет о Гегаме-певце, поскольку его артистическая природа поистине уникальна. Она ярко и экспрессивно проявляется в том, как он поет на сцене, как глубоко и тщательно готовит каждую минуту сценической жизни образа, как все, что его персонаж совершает, проходит через сердце артиста.

Его искусство - это всегда неповторимость открытия. Если Гегам выступает в спектакле, по-иному воспринимаешь остальных участников: слишком сильна магия личности певца, слишком мощный заряд несет в себе каждый  взятый им звук, чтобы находящийся рядом исполнитель не поддался его гипнотической силе. Да и как может быть иначе, если сила эта властно владеет всем залом! Словно настраивая слушателей по собственному камертону, артист заставляет звучать новые, еще неведомые дотоле струны.

Благодаря своим многочисленным выступлениям и записям, Гегам обрел в своей артистической деятельности самую большую аудиторию - весь земной шар. Однако по-прежнему ни с чем не сравнима роль живого исполнения, непосредственного контакта с аудиторией в концертном зале, когда каждый слушатель чувствует себя как бы участником музыкального празднества. И сколько же мест на земле, куда принес Гегам такой праздник! Сколько людей слышали, как он создает образ, не боясь выдать напряжение сжигающей его страсти...

Мне посчастливилось быть свидетельницей рождения многих оперных спектаклей, где партию тенора исполнял Гегам. Сидела в пустом зрительном зале во время репетиций, когда постановщик спектакля лишь начинал многотрудный процесс поисков. Потом я видела спектакль много раз. И каждый раз его исполнение отличалось от предыдущего: он вносил в свою роль новые краски, нюансы, отчего образ героя становился еще ярче и полнее.

- ПРОФЕССИЯ МОЯ ОПРЕДЕЛИЛАСЬ НЕ СРАЗУ, ХОТЯ С САМОГО ДЕТСТВА МЕЧТАЛ СТАТЬ ПЕВЦОМ, - говорит Г.Григорян. - Родители мои не были музыкантами, но музыка, пение в доме звучали всегда, воспринимались естественно, как часть жизни. Это не могло не повлиять на выбор профессии.

Гегам считает, что ему повезло с учителями. Они оказались людьми чуткими. Они прежде всего ставили "душу", а потом уже голос. Вот это высокое правило педагогики - ставить душу - вряд ли может когда-нибудь устареть. Было бы что вкладывать.

Как артист, он набирал силу стремительно, основательно: в 1972 поступил в Ереванскую консерваторию, в класс С.Даниеляна, и в тот же год стал лауреатом Закавказского конкурса. Уже на первом курсе принял участие в концерте в Западном Берлине, посвященном 50-летию образования СССР. Через 3 года стал лауреатом Всесоюзного конкурса им. Глинки, выступал с концертами в Москве.

К концу учебы в консерватории у него был уже большой репертуар - 400 произведений камерной музыки и 8 готовых партий. Спустя год Гегам участвовал в отборе оперных певцов в Большом театре СССР для стажировки в Милане. Блестящие данные певца позволили ему в числе наиболее одаренных исполнителей совершенствовать свое мастерство в одном из прославленных театров мира. А общение с выдающимися дирижерами современности, такими, как Мюллер, Клаудио Аббадо, Монтовани, всемирно известными певцами - Аурелли Пертелл, Ренато Капекки, Антуанетта Стелла, Джузеппе Кампора - обогащает неимоверно. С Мюллером Гегам подготовил две партии - Герцога в "Риголетто" Верди и Каварадосси в "Тоске" Пуччини. Во время репетиции "Тоски" пять уроков он получил у Клаудио Аббадо. С ним же подготовил оперу Мусоргского "Борис Годунов". Не забыть и уроков знаменитого маэстро Монтовани, который был ассистентом Тосканини.

Если говорить о жизненных впечатлениях, то самое глубокое оставил проходящий в Москве Международный конкурс им. Чайковского, где он стал серебряным призером. Это позволило ему принять участие в работе над записью маленькой "Торжественной мессы" Дж. Россини вместе с народной артисткой СССР, лауреатом Ленинской премии Еленой Образцовой, народным артистом СССР Евгением Нестеренко, лауреатом премии вокалистов им. Глинки Наталией Герасимовой, а также Московским камерным хором под управлением Вл. Минина.

Самым памятным для артиста остался благотворительный концерт в Канаде после землетрясения в Армении, в котором участвовали крупнейшие артистические силы мира. Гегам был принят с особым восторгом - публика в переполненном зале (а билет стоил $500) аплодировала стоя.

ПОИСТИНЕ УНИВЕРСАЛЕН РЕПЕРТУАР ПЕВЦА, ОХВАТЫВАЮЩИЙ ВСЕ ПАРТИИ ДЛЯ ТЕНОРА армянской, русской и зарубежной классики, современных композиторов, которых он охотно пропагандирует. Ленский, Пинкертон, Каварадосси, Рудольф, Фауст, князь Безухов, Саро, Саят-Нова - это лишь часть партий, которые он исполнял. Партнерами Гегама были выдающиеся певцы - Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Мария Биешу, Катя Ричарелли, Лючия Валентини и многие другие.

Огромный резонанс в прессе вызвало выступление Гегама с двумя блистательными оперными певцами - Дмитрием Хворостовским и Барсегом Туманяном. Это была настоящая сенсация. "Советская культура" от 04.01.92 г. писала о Г.Григоряне: "Голос, по характеру близкий к голосу Паваротти, трогал тоже по-павароттиевски: этот голос прямо воздействовал на то, что в старину называлось фибрами души. Любовь являлась здесь как поэтическая форма существования, когда пение становится не целью, а средством постичь мир. В вердиевских ариях художника Каварадосси, рассуждающего о гармонии, и комедианта Канио, ненавидящего свою личину Паяца, Григорян подчеркивал нежно романтические краски, снимал привычные утрировки, уходил внутрь хрупкого, ранимого душевного мира. Искренность высказывания, когда кажется, что душа человека полностью высвечивается, не оставляя скрытым ни одного уголка, не могла не вызвать слез. Тенор представал голосом чистой души, готовый открыть себя людям без остатка".

Есть в биографии Гегама период, который он не любит вспоминать. Была спровоцирована ситуация, в результате которой артист лишился зарубежных гастролей. Это длилось 8 лет. Годы эти отразились и на здоровье певца: ему пришлось удалить опухоль в горле. Оперировал известнейший хирург, брат великого артиста Аркадия Райкина - Ральф Райкин. Но судьбу Гегама решило яркое выступление на одном из правительственных концертов, который открыл ему железный занавес. Начался новый этап карьеры выдающегося певца. Гастроли, выступления на самых престижных оперных сценах, контракты, приглашения. И всюду успех, переполненные залы. Его близкий друг Рафаэл Акопянц вспоминал совместные гастроли в Америке, где Гегам в течение 11 дней имел 7 выступлений в главных партиях, но это, как высказался сам певец, был не рекорд. С Мариинским театром в той же Америке ему пришлось участвовать в девяти спектаклях в течение двух недель.

Во Франции он выступал почти во всех крупных городах. С Францией его связывала и личная дружба с президентом фонда "София Антиполис" Пьером ля Фид, который организовывал концерты по всему миру. На организованных фондом концертах присутствовал весь цвет ученых всего мира (президент фонда - сам крупный ученый, математик). Надо ли говорить о том, что всюду, где бы ни выступал артист, растет интерес к стране, которую он представляет.

Да, ему много дано от природы: тонкий музыкальный слух, неповторимый божественный голос, строгий художественный вкус. Но как бы много ни дала природа, все, что он сделал, - это прежде всего результаты напряженных поисков. К этому он стремился всегда...

P.S. Редакция "ГА" поздравляет прославленного маэстро с юбилеем и искренне желает ему скорого выздоровления и творческих успехов.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      10879

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • ВЫСОКАЯ НОТА ИЮЛЯ
      2017-07-21 15:30
      6455

      Июль был заполнен концертами, яркими музыкальными событиями, фестивалями. Среди множества афиш одна была особенно привлекательной. Это первые в Армении гастроли одного из самых знаменитых современных пианистов - Аркадия Володося. Его сольный концерт прошел в Большом зале Армфилармонии им. Арама Хачатуряна в рамках Международного фестиваля "Ереванские перспективы", имеющего широкий диапазон вызываемых им эмоций. Как и всегда, концерт прошел под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна.

    • МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЭДУАРДА ТАДЕВОСЯНА
      2017-07-12 15:36
      9476

      Ошеломляющая артистическая популярность, да еще длящаяся десятилетиями, порой действует отрицательно. Уходят искренность, душевная щедрость, все чаще человек начинает оглядываться на имя, положение. Но это не значит, конечно, что успех сам по себе противопоказан людям. Просто надо быть очень большой, внутренне богатой индивидуальностью, чтобы сквозь все испытания славой пронести ясную душу, человечность, сохранить чувство юмора, обаяние непосредственности. Именно это и удалось народному артисту республики, художественному руководителю Государственного квартета им. Комитаса Эдуарду Тадевосяну.

    • СВЕТ ЗВЕЗДЫ
      2017-07-10 15:36
      5839

      "Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..." Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго. Жестокий XX век подарил нам блестящую плеяду деятелей искусства - художников, композиторов, поэтов, великолепных исполнителей, среди которых особенно ярко горит звезда Лусинэ Закарян, которой в этом году исполнилось бы 80 лет. Больше двадцати лет ее нет с нами, но жива память о выдающейся певице. Таинственным, непостижимым образом Лусинэ живет даже на своих фотографиях. Кажется, что перед тобой друг, с которым ты всегда можешь поговорить по душам.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      10891

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
      2017-07-28 14:43
      8874

      29 июля – день рождения пианиста, композитора и дирижера, руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константина Орбеляна. Ему исполнилось бы 89 лет. 

    • АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
      2017-07-28 14:28
      11273

      В этом году исполняется 115 лет со дня прибытия в Эривань первого поезда. Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван Семенов. Отрывок из его книги, любезно предоставленный "Россотрудничеством", предлагаем вниманию читателей "ГА". 

    • МОЯ СУНДУКЯНОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
      2017-07-28 13:58
      7233

      Каждый раз, когда я мысленно приезжаю в Ереван, первым долгом иду в парк 26 Комиссаров, где больше века находится настоящий храм искусства - Академический драматический театр имени Габриела Сундукяна. Стою у входа и тихо, почти шепотом, говорю: "Остались ли мои ровесники, которые вместе со мной могли бы разделить то чувство, которое мы испытывали, с трепетом ожидая открытия занавеса?"