Последние новости

ХХ-XXI ВВ. В ОДНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ

Наш молодой соотечественник из России Вазген Захарян недавно прибыл в Армению, где пробудет несколько месяцев. Цель долгосрочного визита – продолжение работы над издательским проектом, начатым в Москве. Это серьезный энциклопедический труд по изобразительному искусству. Точнее, по двум его направлениям – армянской живописи и графике ХХ –ХХI вв. 

НЕСМОТРЯ НА ЮНЫЙ ВОЗРАСТ ВАЗГЕНА ЗАХАРЯНА (А ЕМУ ВСЕГО 18 ЛЕТ), он уже имеет немалый опыт в сфере галерейного дела, который намерен применить в работе над книгой-альбомом с предварительным названием "История изобразительного искусства армянского народа ХХ -ХХI вв."

Внук художника Давида Абрамяна, Вазген с детства проявил  интерес к искусствоведению и, будучи еще подростком, прослыл знатоком творчества художников разных эпох. Работая в одной из крупных московских галерей, он познакомился с навыками интерьерного искусства, реставрационной деятельности работы, дилерства, организации выставок. По ходу этой работы он не раз сталкивался с творчеством талантливых армянских художников, но находить о них информацию оказалось достаточно сложно.  "Искусствоведы,  активно  действовавшие в советские годы,  как правило, обращались к исследованию и анализу творчества знаковых художников. Однако истории известны имена и других талантливых армян,  живописное творчество которых  достойно не меньшего внимания. Многие из них известны за рубежом, но мало знакомы на родине. Мне приходилось обращаться к всевозможным источникам и по крупицам собирать информацию о том или ином художнике, изучать труды Дмитрия Налбандяна, Александра Каменского, Рубена Дрампяна, Нонны Степанян и других для написания статей и публицистических эссе", - рассказывает Вазген.

Исследования навели Вазгена на мысль о книге, которая охватит жизнь и деятельность армянских мастеров живописи и графики ХХ в., а также современных армянских художников,  станет энциклопедическим изданием,  представляющим историю армянского изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. Безусловно, есть искусствоведы, которые за всю свою карьеру провели немало исследований и издали ряд важных аналитических трудов. Однако есть мастера, оставшиеся за бортом отечественной искусствоведческой мысли. Особенно мало изучены художники,  творчество которых пришлось на период независимости Армении. А ведь за прошедшие 25 лет в стране сформировалось множество самобытных живописцев и графиков, достойно представляющих армянское изобразительное искусство не только на родине, но далеко за ее пределами.

ПО МЫСЛИ ВАЗГЕНА ЗАХАРЯНА, НЕОБХОДИМОСТЬ В ПОДОБНОЙ КНИГЕ обусловлена также и потребностью разработки и создания ее в виде энциклопедического справочника, в котором были бы отражены особенности живописного стиля каждого мастера: на каком холсте он работал, какие он использовал рамы, как подписывал свои работы и т.д. Книга не должна стать очередным альбомом с иллюстрациями картин.

"Исторически сложилось так, что большинство армян разбросаны по всему миру и являются носителями двух и более культур и в этом контексте становится особенно актуальным, какая из культур становится доминирующей, стержневой в творчестве художника-армянина, - говорит Вазген Захарян. – Если это культура страны проживания, то под угрозой может оказаться облик армянского живописного искусства и культуры в целом. Это, на мой взгляд, опасная тенденция не только для диаспоры, но и для Армении, в которой все более прочные позиции начинают занимать иностранные культурные веяния. Наша задача – отгородить от них самобытную армянскую культуру и подчеркнуть ее специфичность, традиционные особенности, которые по-своему проявлены в творчестве разных художников".

Вазген уверен, что именно перед его поколением стоит задача представить миру армянское искусство, в том числе и современное, отличающееся неповторимостью, жанровым, стилевым и идейным многообразием, авторским прочувствованием живописного материала. В книгу войдут эссе и сведения о наиболее ярких представителях армянского изобразительного искусства конца ХIХ- начала ХХ века, среди них Геворк Башинджагян, Вардгес Суренянц, Фанос Терлемезян и другие, художники эпохи Мартироса Сарьяна, поколение Минаса и Григора Ханджяна. Здесь же такие мастера, как уроженец Нор-Нахичевани и выпускник Петербургской академии художеств Джордж (Георгий) Шильтян (1900-1985), расцвет творчества которого начался после эмиграции в Европу, выходец из Западной Армении Рафаэл Шишманян (1885-1959), получивший образование в Париже и в 1947 г. репатриировавший в Советскую Армению, и другие. Вазген Захарян намерен открыть для широкой публики новые имена талантливых художников-армян.

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  КНИГИ ПОСВЯЩЕН АРМЯНСКИМ ХУДОЖНИКАМ постсоветской эпохи, над сбором информации о которых и  работает  в Ереване Вазген Захарян. В общей сложности в книгу войдут 80-85 живописцев и графиков. Уже готов огромный материал по ХХ веку, собранный из разных источников. Книга построена на трех основных разделах, каждый из которых поделен на параграфы. Книга включит в себя очерки каждой эпохи и много интересной информации, она предназначена широкому кругу читателей. В процессе работы Вазген консультировался с экспертами и специалистами ведущих музеев и галерей Москвы, в  том числе и Третьяковской.

Книга пишется на русском, однако язык первого тиража еще не выбран. В настоящее время проводится юридическая проверка фактов и фотографий готового материала, чтобы исключить ошибки и неточности, связанные с биографическими датами, названиями работ и т.д. "Любая книга – это документ поколений, а также науки, истории, культурологии, поэтому она должна быть составлена максимально достоверно", - уверен Вазген.

После сбора материалов по современной армянской живописи и графике проект будет представлен спонсорам, а также на соискание гранта, участие в тендере и т.д. Вазген не исключает, что издание книги может взять на себя один из престижных университетов. Если удастся довести проект до конца, то его планы расширятся: уже сейчас он подумывает начать  исследование творчества армянских скульпторов и архитекторов.

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • Овик ГАСПАРЯН: "НАДО ВЕРНУТЬСЯ НА УКАЗАННЫЙ БОГОМ ПУТЬ И ОБРЕСТИ ДОРОГУ ДОМОЙ"
    2025-02-04 11:15

    Действующий в Ереване Гадрутский культурно-молодежный центр "Дизак Арт" продолжает цикл выставочных проектов с участием мастеров изобразительного искусства Арцаха. Очередным гостем центра стал известный живописец из Шуши Овик Гаспарян, который долгие годы возглавлял Союз художников Арцаха, еще дольше рисовал и, как признался сам, прожил в этом райском уголке армянского мира насыщенную жизнь длиной в 60 лет.

  • UNIVERSE ART – КОНКУРС, В КОТОРОМ НЕТ ПРОИГРАВШИХ
    2025-01-31 10:11

    Союз художников Армении вновь принял на своей площадке участников Международного конкурса-фестиваля «Universe Art» (Universe Art International Festival). Проводимый дважды в год – зимой и летом, этот красочный праздник детско-юношеского творчества собрал юных представителей разных жанров изобразительного искусства из марзов Армении. Ереван, Джермук, Артик, Мартуни, Степанаван – воспитанники школ искусств этих и других городов и сел нашей страны прибыли на торжественную церемонию вручения призов в столицу, несмотря на дальность дороги и переменчивость погоды. Ведь здесь их ожидали не только призы, но и шоу-программа с участием клоунов и артистов других жанров.

  • Гарегин ЗАКОЯН: "ИСТИННОЕ КИНОИСКУССТВО ЗАСТАВЛЯЕТ ДУМАТЬ"
    2025-01-31 09:58

    Общественная организация "Фильмадаран" представила свое очередное издание "Цвет граната. Документальная история фильма", в котором на основе архивных материалов прослеживается история создания этого киношедевра Сергея Параджанова. Книга, автором которой выступил известный армянский кинорежиссер, киновед, основатель и глава ОО "Фильмадаран" Гарегин Закоян, вышла в свет на русском языке в рамках гранта МОНКС РА и сейчас готовится к тиражу.

  • ДВЕ ВЕЛИЧИНЫ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ
    2025-01-30 11:35

    Первая встреча двух талантливых сынов армянского народа Сергея Параджанова и Маркоса Григоряна состоялась в 1988 г. в Нью-Йорке, дав толчок интересной истории, которая спустя 37 лет снова свела их. Раскрылась она буквально днях, в рамках выставки "Маркос и Параджанов. Сказ об одной вещи", организованной в Музее литературы и искусства им.Чаренца.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ВСЕ РАВНЫ ТОЛЬКО НА КЛАДБИЩЕ"
    2025-01-30 10:32

    Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный".  Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе!  Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.

  • НАСЛЕДИЕ АРЦАХА VS "РЕАЛЬНАЯ АРМЕНИЯ"
    2025-01-20 10:18

    «Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки», - так начинается книга-исследование епископа Армянской Апостольской Церкви, путешественника, писателя, этнографа, археолога и педагога Макара Бархударянца.

  • СЛУЖИЛИ ОТЕЧЕСТВУ И ВЕРЕ
    2024-11-26 10:48

    "Табель армянских нахараров" История пишется каждый день и каждый час общими усилиями. Конечно, тем, кто расположился повыше в социальной лестнице, дано больше, и от них зависит многое. Но и современники с более скромными возможностями не должны увиливать от ответственности, сваливая все на оказавшихся у руля. А вообще-то всем нам надо хорошо знать свою историю. Чтобы совершать поменьше ошибок.

  • ГРУЗИНСКИЙ РОМАН «БУНКЕР» – САГА ОБ АРМЯНСКОЙ СЕМЬЕ
    2024-10-15 10:40

    Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.