Последние новости

ОН БЫЛ ИЗ РЕДКОГО МЕТАЛЛА ВДОХНОВЕНИЯ

В минувшую субботу творческая общественность республики, тысячи людей прощались с заслуженным деятелем искусств, замечательным кинорежиссером Арманом Манаряном. Парадоксально, но возраст его (86) никак не вязался с ним, с этим сухопарым, легким, энергичным и мобильным человеком. Потому что до конца своей долгой жизни он был заряжен на труд, творчество, жизнь. Кто из нас, видя его участие в одной из недавних телепередач, мог подумать, что это последняя встреча, что ему осталось совсем недолго жить на земле, которую он так любил.

Другая жизнь с максимальной вероятностью продолжится в памяти и душах тысяч зрителей, смотревших его фильмы, в памяти и душах его родных и близких, коллег. Продолжится в армянском кинематографе, в котором он прожил долгую, интеллектуально насыщенную жизнь.

С ИМЕНЕМ АРМАНА МАНАРЯНА СВЯЗАНЫ ЕДВА ЛИ НЕ САМЫЕ ЗАВОРАЖИВАЮЩИЕ страницы армянского киноискусства. Разве можно представить армянский кинематограф без манаряновских фильмов "Тжвжик", "Карине", "Родник Эгнар", "Товарищ Панджуни", анимационной ленты "Неистовые из Сасуна"... Даже по прошествии лет многие его картины не потеряли своей увлекательности, поэтической прелести, правдивости, силы воздействия. Сколько поколений армян смотрели эти фильмы! Каждый из них смотрится будто впервые, настолько богат арсенал их выразительных средств, настолько живы и глубоки человеческие образы.

Его фильмы - это своеобразная кинолетопись, в которой, правда, отсутствуют гигантские массовки, но зато представлена целая галерея не похожих друг на друга людских портретов, дотоле не известных в армянском кинематографе человеческих характеров, что трудно переоценить весомость подобного творческого вклада в сокровищницу отечественного кинематографа.

Что в нем привлекало больше всего? Прежде всего чувство ответственности, долга перед народом, перед временем, перед искусством и глубочайший интерес к его истории, современной жизни. Облик Манаряна-художника полон, определенен и последователен. Он был частицей духа и идей армянского общества. От начала до конца народный, он создал искусство неповторимого, индивидуального склада и стиля. В этом была цельность манаряновской души, скрытая причина того неровного свечения, с которым связан его облик в наших глазах, глазах его современников.

Можно насчитать не так уж много фильмов, пафос которых с течением времени не выглядит наивным, мастерство которых не надо понимать с поправкой на время. Один из них - дебютная манаряновская короткометражка "Тжвжик". Вечно юный дух режиссера делает его неумирающим, неотразимым.

Арман Манарян был частью истории советского кино, сокровенной частью Армении. По словам известного киноведа Карена Калантара, он был "самым армянским из армянских кинорежиссеров", художником, не способным себя исказить ни в угоду казенным милостям, ни из страха отстать от эпохи, быть ею обогнанным, обойденным.

ВЛИЯНИЕ НА СВОИХ СОВРЕМЕННИКОВ И ТО МЕСТО, КОТОРОЕ ОТВОДИЛОСЬ ему в их жизни, - вот мера искусства художника и значения его для истории. Фильмы Манаряна помогали открыть черты национального характера, которые он наблюдал в жизни и до поры до времени откладывал в своей режиссерской памяти. Возможно, Манаряну не удалось сказать все о своем времени. Но каждый его фильм открывал новую тему, новых героев, что-то дополняя, образуя панораму современной жизни.

Манарян не однозначен. Самые сокровенные, самые тонкие движения души, философские раздумья, драматизм ситуаций он умел высветить точной, пронзительной деталью: жестом, взглядом героя, ликующим звоном ручья, тишиной... Он был рожден для фильмов, где были и обугливающие страсти, но воскресали и играющий всеми красками народный фарс, и импровизация, и полные озорства сценки, где для каждого пустячка требовалось такое совершенное мастерство, что даже средний актер не годился для фильма. И внешний блеск не заменял щедрой внутренней выделки роли. Вспомним, какие яркие актеры - подлинные звезды были заняты в его дебютной работе: Грачья Нерсесян, Арман Котикян, Вардуи Вардересян...

Манарян всегда искал в человеке прекрасное начало, старался расковать его добрую силу, выявить его нравственную красоту, устремить его в будущее. Тонкая наблюдательность и умение перенести на экран нравственный климат конкретного времени, приметы быта сочетались в его картинах с романтической приподнятостью, несли в себе тенденцию социального обобщения.

Стиль Манаряна вроде бы неприхотлив, но он требовал абсолютной естественности и точности во всех компонентах. Все естественное, достоверное он находил в жизни. У зрителя даже его самых ранних работ, начиная с дебюта, остается странное чувство, что все его кадры подсмотрены скрытой камерой, взяты прямо из жизни, пойманы на лету. На самом деле эффект естественности достигался высоким профессионализмом, тонкой наблюдательностью, режиссерской состоятельностью.

Одно из его главных качеств - удивительная вера в актера. При всей расхожести этого понятия на практике ему не все следуют. А между тем отношение к актеру как к истинному соавтору режиссерского искусства есть очень важное условие истинного кинематографического процесса.

Манарян всегда говорил о своем везении, давшем ему в союзники замечательных актеров. Но дело тут, конечно, не столько в везении, сколько в его поистине виртуозном умении снайперски точно избрать единственных и неповторимых участников удивительно слитных, дружных ансамблей.

АРМАН МОГ ВЫГЛЯДЕТЬ ИЗЫСКАННЫМ В ПОВЕДЕНИИ, МАНЕРАХ, А НА САМОМ деле был прост, как природа. С ним было легко и просто общаться. Нет иных измерителей подлинности кинорежиссера, чем реакция зрителей на его фильмы, объективные отзывы его коллег, киноведов и актеров, участвующих в его картинах. Вот некоторые из них: "Главная сила манаряновских фильмов - это живущие и действующие в них люди-образы, характеры, иначе говоря, исполнители ролей. Они столь ярки и интересны, столь близки своим литературным прототипом, столь талантливы, что исполнение этих ролей входит в творческую биографию создавших их актеров так же основательно, как эти фильмы - в творческую биографию Армана Манаряна. Невозможно написать артистический портрет Грачья  Нерсесяна без его Нерсес-ахпара или портрет Армана Котикяна без его Овсеп-ага в "Тжвжике". То же самое можно сказать о Сосе Саркисяне по поводу его лучшей работы в кино - исполнения роли уста Мкртича в "Роднике Эгнар", о блестящей игре Зарэ Тер-Карапетяна, Николая Цатуряна, Ерванда Манаряна в фильме "Товарищ Панджуни".

Ничто не сослужило Арману Манаряну такую службу, как следование традиционным, но никогда не устаревающим принципам киноискусства". Левон Ахвердян, доктор филологических наук, театровед.

"...В любом его фильме, будь то экранизация родной литературной классики или отображение современной действительности, очень легко обнаружить тот нерв, который непосредственно связан с какой-либо проблемой нашей национальной истории, национальной жизни, который прямо откликается на эту проблему, на глубинные чувства наших соотечественников", - отмечал киновед Карен Калантар.

"Я знал Армана до того, как мы стали работать. Я очень уважал его, общался с ним, а больше с его братом Ервандом. Тогда они для меня оба, Арман прежде всего, стояли в ряду особой армянской интеллигенции. Они были настоящие патриоты, настоящие художники, с болью в сердце относившиеся ко всему, что касалось нашего народа, нашего искусства, театра и кино. Я вспоминаю, что в процессе работы Арман не мешал творить, делать то, что ты чувствуешь... Он никогда не позволял себе  входить  в конфликт с актером. В Армане меня поражал даже тон разговора с актером, когда он объяснял ему, чего он от него хочет, - до того тактично, даже нежно! Просто замечательный, какой-то удивительный талант! И вообще он - один из тех классических армянских интеллигентов, которых становится все меньше и меньше. Это настоящие интеллигенты - без похабщины, с верой в душе, из тех, каким был для меня, скажем, Гриша Мелик-Аваков. Я причисляю Армана вот к этой когорте очень честных, очень глубоких армянских интеллигентов. По-моему, это люди, порожденные Туманяном... Туманян для меня абсолютная модель интеллигентности. То, что есть еще такие люди, - это большая благодать для нас. Арман именно такой интеллигент, такой человек, такой гражданин и художник", - говорил  народный артист СССР Сос Саркисян.

Арман Манарян был удивительно скромен. Никогда не просил лавров, не обивал пороги, выпрашивая награды и жизненные блага. Он умер в звании заслуженного деятеля искусств, хотя давно по сути был народным артистом. Почти  всю свою жизнь исповедывал пастернаковское "Быть знаменитым некрасиво..."

...Запоминается его улыбка на фотографии в день похорон. Он улыбается, словно хочет скрыть что-то очень важное для себя. А может, это только показалось?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      911

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2139

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2788

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6012

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      217

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.

    • 15-й "КИН" ОТКРОЕТСЯ 15 НОЯБРЯ
      2018-11-12 15:33
      473

      В том, что женщин в мировом кинематографе становится все больше, сомневаться не приходится. Особенно если перелистать мировую статистику и даже заглянуть на Международный кинофестиваль женских фильмов "Кин", который в этом году пройдет в Ереване с 15 по 19 ноября. Шутка ли, 15-й юбилейный кинофестиваль получил более 500 заявок из нескольких десятков стран.

    • "ВЫШЕГРАД" И "РОЛАН": НОВЫЕ ФОРМАТЫ
      2018-11-02 12:39
      1064

      6 ноября в столичном кинотеатре "Москва" состоится торжественное открытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан". Здесь будет представлено 186 фильмов из 63 стран, отобранных из 970 заявленных картин. Фестиваль вызовет интерес как маленьких зрителей, так и их бабушек и дедушек. Программа рассчитана на публику от 6 лет: на больших экранах будут показаны мульты для дошкольников, более зрелое анимационное кино, игровые фильмы о жизни, буднях, правах подростков для аудитории 13 +, социальные и семейные картины.

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2788

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.