ПО ИНДЕКСУ ЦИТИРУЕМОСТИ МЫ ЗАНИМАЕМ ПРЕСТИЖНОЕ МЕСТО,

говорит в интервью "ГА" директор Института геологии НАН РА Аркадий КАРАХАНЯН

- Г-н Караханян, ваш институт выполняет много международных проектов, чем объясняется интерес зарубежных ученых к исследованиям в нашем регионе, в частности, в Армении?

- Один из проектов, которые мы выполняем сегодня, ориентирован на изучение геологии, геодинамики и рисков на Кавказе. В международную научную группу входят армянские, французские, грузинские и азербайджанские ученые. Интерес французов к этим исследованиям понятен. Геология территории Франции прекрасно изучена, и французские ученые заинтересованы в проведении исследований в других регионах. А Армения представляет большой интерес с геологической и геодинамической точки зрения, поскольку территория нашей страны была местом столкновения двух доисторических континентов. В 2014 г. этот проект был признан лучшим международным проектом на Кавказе и будет действовать по меньшей мере до 2017 года. Сейчас к нему присоединилась и Украина. Каждая из участвующих в проекте сторон получает финансирование от своего государства.

- Наверное, изучению рисков посвящен не только этот проект?

- Разумеется. В еще одном проекте участвовало 14 стран – от Кипра до Пакистана. Проводилась оценка сейсмической опасности всех этих территорий. Что касается конкретно Армении, то был оценен сейсмический риск, в том числе и конкретно для Еревана, Гюмри, Сисиана, Гориса, Степанавана. Другой международный проект этого направления осуществлялся совместно с Тайваньским университетом. На территории Армении было размещено 14 современных сейсмических станций. Таких станций раньше в Армении не было. Кроме того, установлено еще 6 станций, которые позволяют фиксировать их положение с высокой точностью и регистрировать движение земной коры.

В рамках другого проекта трое сотрудников нашего института, в том числе и я, работают в Казахстане. Мы являемся экспертами МАГАТЭ, которая поручила нам оценить сейсмическую обстановку для строительства АЭС в Казахстане. В 2010 году аналогичные исследования были проведены в Армении. Тогда МАГАТЭ очень высоко оценила работу нашего института.

Сейчас предлагается два новых проекта – будет проведена оценка сейсмической опасности на всем Кавказе, а американский Национальный фонд науки выделит средства на проведение специальных сейсмологических исследований на выяснение глубинного строения земли на Кавказе. Будет установлено около 300 сейсмических станций, которые выстроятся в одну линию от Южной Армении к Северной Осетии. В течение трех лет они будут записывать данные, которые позволят получить представление о строении земли в этом регионе.

- Вы занимаетесь только сейсмическими рисками или исследуете и вулканическую опасность?

- В рамках проекта НАТО изучался разлом, который переходит из Армении в Грузию, в Джавахетию. Эти исследования имеют большое значение, особенно для Грузии, поскольку разлом представляет угрозу для нефтепровода. В процессе этих работ были исследованы вулканы, которые действовали по геологическим меркам сравнительно недавно, еще 7-8 тыс. лет назад. В Джавахке на глубине 20 километров был обнаружен непогасший магматический очаг. Однако это не только потенциальная угроза, но и серьезные перспективы в плане геотермальных возможностей. В этой местности много термальных источников, и сейчас вместе с грузинскими и американскими коллегами мы обдумываем следующий проект, который будет посвящен исследованию геотермических перспектив этого региона.

- А вы исследуете геотермический потенциал территории Армении?

- В рамках одного из проектов наш институт провел работы на юге Сисиана. Результаты этих исследований позволяют предположить, что там могут быть большие геотермальные запасы. Мировой банк выделил Армении 9 миллионов долларов, и в следующем году начнется бурение двух скважин глубиной полтора километра.

- Какие из международных проектов, в которых участвует ваш институт, ориентированы на поиск полезных ископаемых?

- Один из таких проектов ориентирован на оценку возможностей нефтяных запасов на территории от озера Ван до Каспийского моря. Его финансировали крупные международные фирмы. Мы тоже участвовали в этом проекте. Нефть не нашли, но серьезное финансирование позволило подробно изучить недра и сделать глубокие анализы. Другой проект, "Дариус", тоже направленный на изучение перспектив нефти и газа, охватывал территорию от Румынии до Афганистана. Мы работали в Армении и Иране, и получены очень интересные результаты. Были исследованы геологические пояса, которые образуются при столкновении континентальных плит. Один из них проходит по побережью Севана, другой - в Иране, близко к нашей границе.

- Какие исследования связаны непосредственно с геологией Армении?

- Один из реализуемых в настоящее время проектов посвящен геологии дна озера Севан. Озеро занимает достаточно большую площадь, но мы практически ничего не знаем о его дне. В то же время на дне Севана имеются и вулканы, и разломы, случаются землетрясения, а, по полученным данным, нельзя исключить и цунами, в процессе исследований были обнаружены древние следы этого явления.

- Ваш институт участвует в проектах, сочетающих геологические и археологические исследования. Что конкретно вы изучаете?

- Вот уже 18 лет Институт геологии тесно сотрудничает и с Институтом археологии НАН РА, проводятся совместные исследования по геологии, археосейсмологии, археовулканологии, которые изучают следы происходивших в древности землетрясений и извержений вулканов, их воздействие на культуру и исторические события. Совместные исследования геологов и археологов позволяют получить ответы на многие интересующие ученых вопросы. Например, в IV тыс. до н.э. в Месопотамии появляется огромное количество золотых изделий, причем ни в самой Месопотамии, ни поблизости месторождений золота нет. Сейчас осуществляется международный проект Германии, Армении и Турции, цель которого выяснить, откуда появилось золото в Месопотамии. В списке возможных кандидатов было и Сотское месторождение, а сейчас появились данные, что именно оттуда золото поступало в Месопотамию.

Приведу и другой пример сотрудничества геологов и археологов в рамках французско-армянского проекта. Предметом исследований стали строения периода неолита, возраст которых насчитывает порядка 8 тысяч лет. Эти строения представляют собой стены длиной от нескольких сот метров до нескольких километров, которые сужаются в одном направлении и завершаются стеной. Предназначение этих странных строений было установлено не сразу. Но в процессе исследований и изучения петроглифов выяснилось, что это ловушки для антилоп. Охотники загоняли туда животных, потом убивали и использовали в пищу их мясо. Но, когда удавалось загнать в ловушку сразу много антилоп, древние люди закрывали загон и использовали животных по мере необходимости. Потом они стали приручать антилоп. Тут прослеживается важный этап эволюции – переход от охоты к скотоводству. Но эти объекты представляют интерес не только с археологической точки зрения. Поскольку эти строения очень древние, они представляют интерес и для геологов. По ним можно проследить геологическую активность, определить, происходили ли в данном регионе землетрясения и извержения вулканов. Такие строения обнаруживаются только в некоторых регионах мира – на границе Сирии и Иордании, на территории современного Казахстана и Узбекистана. В рамках этого международного проекта армянские специалисты сначала проводили исследования этих объектов в других странах, а в 2009 г. такие загоны были обнаружены и в Армении, где в то время тоже водились антилопы. Эти исследования важны и в плане изучения направлений переселения народов.

- А какие исследования проводят армянские геологи и археологи в Египте?

- Эта экспедиция действует с 2007 года, ею руководит наша соотечественница, известный египтолог Хурик Сирузян. Исследуется храм фараона Аменхотепа III на западном берегу Нила. Как показали исследования, этот самый крупный египетский храм был разрушен землетрясением. На поверхности почти ничего не сохранилось, но раскопки дают богатейший материал. В числе интересных находок - огромная голова статуи из белого алебастра. Причем раньше эта территория не считалась сейсмической, но в процессе работы экспедиции выяснилось, что это не так, была установлена точная дата землетрясения, разрушившего Фивы и храм Аменхотепа III. Вероятно, именно это геологическое событие послужило и причиной смены религии в Древнем Египте. Старые боги не защитили от бедствия. То есть в числе задач этой экспедиции – выяснение связей между геологическими и историческими событиями, а также расшифровка древних технологий обработки материалов. Например, на месте раскопок находят изделия из кварцита, а это настолько твердый материал, что его невозможно даже поцарапать современным инструментом. Возникает вопрос: как же древние египтяне делали статуи из кварцита? Надеемся, что в процессе дальнейших исследований нам удастся раскрыть хотя бы некоторые из тайн древнеегипетской цивилизации.

- Как выражается деятельность вашего института в формальных показателях?

- За 10 лет было получено 22 международных гранта и 16 проектов Государственного комитета по науке Армении. Выпущено 19 книг, большинство из них на английском языке в международных изданиях. Сотрудниками Института геологии опубликована 71 статья в международных журналах, а по индексу цитируемости труды сотрудников нашего института занимают престижное место.