Последние новости

АРМЯНСКАЯ АТЛАНТИДА КВАРТАЛА ТУЗЛА

В столичном арт-кафе The Club состоялся закрытый показ документальной ленты молодого режиссера Артура Сукиасяна "Наша Атлантида". В течение года после выхода из студии картина побывала на многих кинофестивалях мира, что прежде всего обусловлено затронутой темой, в последнее время активно обсуждавшейся в региональной прессе и взбудоражившей широкую общественность Армении, диаспоры и Турции. Речь об известном армянском детском лагере "Камп Армен", построенном в квартале Тузла Стамбула в начале 1960-х гг. по инициативе священника Гранта Гюзеляна на средства фонда Армянской Протестантской Церкви Гедикпаша и силами юных обитателей лагеря.

ЕЩЕ НЕДАВНО ЛАГЕРЬ, СТАВШИЙ "СПАСИТЕЛЬНОЙ АТЛАНТИДОЙ" для полутора тысяч армянских сирот, находился под угрозой сноса. Известно, что в 1950-е гг. церковь Гедикпаша взяла на себя заботу о детях из армянских поселений, прибывших в Стамбул из восточной части Турции, т.е. Западной Армении, уничтоженной в результате Геноцида 1915 г. В основном это были дети-сироты, родители остальных еле влачили существование. В 1962 г. фонд церкви приобрел участок земли в квартале Тузла, чтобы построить летний лагерь для своих подопечных: все было сделано в рамках закона и на частные средства фонда. В закладке зданий и приусадебных участков принимали участие будущие воспитанники лагеря "Капм Армен" - дети в возрасте от 8 до 12 лет. Все они, а затем и те, кто оказался в лагере позже, обрели здесь большую дружную армянскую семью.

Однако в 1974 г. Верховный суд Турции издал постановление о том, что фонды национальных меньшинств не могут владеть собственностью. Они ссылались на указ от 1936 г., по которому все фонда в стране обязывались задекларировать свою собственность и в первую очередь недвижимость. Документа о собственности на территорию "Камп Армен" в старой декларации не нашлось, и суд, объявив ее незаконно приобретенной, вернул документы на право владения этим земельным участком бывшему хозяину. В 1983 г. лагерь прекратил существование. Но в душах и сердцах воспитанников память о нем продолжала жить, становясь стимулом для дальнейшей борьбы за возвращение лагеря "Камп Армен" его основателям и поводом для ставших традиционными ежегодных встреч.

Именно на воспоминаниях камп-арменовцев об этом удивительном кусочке утерянной родины и решил построить свой фильм Артур Сукиасян. Это первая полнометражная работа режиссера, ставшая копродуктом трех стран – Армении, Франции, Турции - и названная по облетевшей мир фразе известного журналиста, редактора армянской газеты Турции "Агос" Гранта Динка, в прошлом воспитанника "Камп Армен". Динк писал: "Лагерь для нас был домом, нашим всем, нашей цивилизацией, Атлантидой…" Фильм Артура Сукиасяна – своеобразное путешествие из наших дней в прошлое лагеря и обратно, демонстрирующее тонкую и в то же время прочную связь времен, основанную на идеологии национального самосохранения, поисках своей национальной идентичности, в которых каждый герой фильма находит самого себя. Не случайно одним из главных эпизодов становится рассказ бывшего камп-арменовца Карапета о зачислении детей в лагерь, в процессе которого многие из них вдруг узнают свое настоящее, армянское имя – Карапет, Закар, Левон и другие и, несмотря на юный возраст, сознательно отрекаются от привычного, закрепленного в документах турецкого имени.

 Еще недавно лагерь, ставший 'спасительной Атлантидой' для полутора тысяч армянских сирот, находился под угрозой сносаИДЕЯ СНЯТЬ ФИЛЬМ О ЛАГЕРЕ В ТУЗЛЕ РОДИЛАСЬ НЕОЖИДАННО. Как рассказывает Артур Сукиасян, несколько лет назад он участвовал в проекте "Армяно-турецкая киноплатформа" МКФ "Золотой абрикос" с проектом фильма "Мастер голубей", о двух птичниках, армянине и турке, проживающих соответственно в Гюмри и Карсе. В эти дни режиссер познакомился с будущим героем "Нашей Атлантиды" Карапетом, также представившем фильм-проект "Не теряйтесь, дети", о важной странице своей жизни, связанной с лагерем "Камп Армен". Как выяснилось, родители Карапета умерли, когда он был совсем маленьким. Его и сестру отдали на воспитание в разные семьи, и дети, казалось, навсегда потеряли друг друга. Но спустя годы судьба свела их в "Камп Армен", даровав безграничное счастье.

 "Мне предложили снять картину о фильме Карапета, - рассказывает Артур, - но в процессе работы я понял, что история лагеря таит в себе огромный слой нераскрытой информации, не менее важной, чем частная история Карапета и его сестры. Я решил копнуть глубже и обнаружил невероятные пласты жизни наших соотечественников, оставшихся на родине предков под турецким игом, но благодаря Армянской церкви и лично Гранту Гюзеляну спасшихся от исламизации и ассимиляции, сохранив свой язык, традиции, веру".

С новым сценарием Артур Сукиасян обратился к французским спонсорам и в Национальный киноцентр Армении: для столь масштабного проекта нужно было серьезное финансирование. Тема заинтересовала обе стороны: в этот период в Турции шла активная борьба за возвращение "Камп Армен" истинным владельцам, в связи с чем в Стамбуле проходили акции протеста и группа активистов "Нор Зартонк", поддержанная членом курдской Демократической партии народов, ныне депутатом турецкого парламента, нашим соотечественником Каро Пайляном и другими армянами, раскинула палатки на территории лагеря, не собираясь сдавать позиции до положительного решения вопроса. Проект Артура Сукиасяна был поддержан национальными киноцентрами Франции и Армении, а также программой "Армяно-турецкая киноплатформа".

ПОДГОТОВКА ФИЛЬМА-ПРОЕКТА ЗАНЯЛА 2 ГОДА, ЗАТЕМ БЫЛИ НЕДЕЛЬНЫЕ съемки в Армении, месяц - в Стамбуле и еще неделю - в Армении. "У камп-арменовцев сложилась традиция: каждый год в первое воскресенье после 24 апреля собираться в Стамбуле и навещать свой дом в Тузле, - продолжает режиссер. – Сегодня часть их проживает в Турции, другая - в странах Европы,  кто-то - в США и Канаде. И тем не менее от 80 до 200 человек встречаются, чтобы вновь вспомнить прошлые годы, сохранить эти воспоминания, связывающие их с корнями, и, главное, неустанно напоминать туркам, кто истинный хозяин этой земли, заполученной 100 лет назад ценой массовых убийств и истребления армянского населения".

Фильм построен на монологах воспитанников "Камп Армен", проживающих в Турции и репатриировавших в Восточную Армению. Герои фильма пускаются в экскурс, индивидуальный для каждого. Одни, рассказывая о лагере, демонстрируют армянское упорство не только в возвращении лагеря, но и в вопросе международного признания Геноцид в первую очередь со стороны Турции. Другие рассказывают о том тепле, которое они ощущали за годы пребывания в лагере, и его значимости в жизни оставшегося армянского населения Турции. Для третьих "Камп Армен" до сих пор кровоточащая рана, возникшая в результате деяний Османской империи и до сих пор вызывающая слезы, – за потерянное детство, погибших предков и нерожденных детей, безжалостно уничтоженных младотурками в чреве армянских матерей. Одна из героинь не может представить, как родители соглашались отдать детей в лагерь и приют при церкви Гедикпаша и не видется с ними месяцами, но тут же осознает: сохранение армянства было важнее личной привязанности.

ГЕРОИ КАРТИНЫ ВСПОМИНАЮТ ГРАНТА ГЮЗЕЛЯНА, ЗАМЕНИВШЕГО ИМ ОТЦА, а затем арестованного турецкими властями под выдуманным предлогом: подготовка будущих членов АСАЛА в "Камп Армен". Они вспоминают, как бегали к берегу Мраморного моря, собирали песок и несли мешками на своих детских плечах для строительства лагерного здания, как красили стены, сажали деревья и ухаживали за деревьями и цветами участка, как вместе собирались за завтраком, уроками, устраивали праздники. Все, кроме одного, Левона, говорят по-армянски. "Это лишний раз демонстрирует опасность ассимиляции армян с турками, вред турецкого влияния, подчеркивая неоценимую роль лагеря в Тузле в деле сохранения армянства в столь сложных условиях. Ведь задача армянского образования в Турции до сих пор остается актуальной. Да и сам лагерь – одно из многочисленных армянских строений, захваченных турками с целью искоренения армянского следа на нашей исторической земле", - уверен Артур. По его признанию, работа над этим проектом помогла понять изнутри, какие они, армяне Турции, что заставляет их более 30 лет бороться за сохранение заброшенного, казалось бы, строения, что кроется за каждым их воспоминанием.

Артур Сукиасян использовал богатые архивы, в основном документы и фотографии, по которым удалось воссоздать историю и жизнь "Камп Армен". Однако для него важны были сами герои - живые люди и свидетели этой значимой страницы истории нашего народа. Истории, которая благодаря таким сподвижникам, как камп-арменовцы, не стоит на месте. Несколько месяцев назад, 27 октября 2015 года, армянская община Стамбула наконец вернула себе "Камп Армен". Фонд Армянской Протестантской Церкви Гедикпаша получил все необходимые документы, подтверждающие право собственности на этот уникальный  лагерь, символизирующий возрождение армянского духа в современной Турции.

Добавим, что над фильмом "Наша Атлантида" работали сирийский оператор Таммам Гамза, автор музыки Вардан Арутюнян, график-дизайнер Сергей Навасардян. Картина продолжает выходить на фестивальные экраны в разных уголках мира.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 40 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
      2019-01-17 10:56
      162

      В конце ушедшего года Музей народного творчества, основанный живописцем и патриотом Ованесом Шарамбеяном, отметил важную дату: 40-летие своего существования. Поздравить сотрудников музея пришли видные общественные деятели и работники культуры Армении: Фараон Мирзоян, Гагик Гюрджян, Геворк Дабагян и другие. Пока собиралась публика, в одном из залов знаменитого здания на "плани глух" звучала музыка в исполнении трио флейтистов.

    • КРАСАВИЦА-АРМЕНИЯ ТЕДА И НУНЕ
      2019-01-17 10:20
      241

      Зимняя Армения привлекает иностранцев, как правило, горнолыжными курортами, обещающими приключения и запас адреналина на целый год. Но есть и другой вид туризма, отличающийся в зимний сезон не меньшим экстримом, чем спуск с вершин Цахкадзора, Джермука, Севана. Это фототуры, позволяющие разъезжать по историческим уголкам Армении и делать потрясающие снимки армянских монастырей, храмов, крепостей и неповторимых утопающих в снегу пейзажей. Именно этот вид отдыха выбрали для себя наши соотечественники из США Тед АНДРЕАСЯН и Нуне КАРАМЯН, пустившиеся в "фотоплавание" по Армении после новогодних праздников.

    • ЗИМНЯЯ СКАЗКА В МЭРИИ ЕРЕВАНА
      2018-12-24 18:16
      9455

      Уже три недели не прекращается поток посетителей в здание столичной мэрии. Жители Еревана - и стар и млад - спешат посмотреть необычную выставку, открывшуюся в расположенном здесь Музее истории Еревана и знакомящую широкую публику с рукодельными куклами лучших мастеров Армении, и не только.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5034

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      2756

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      4926

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      3491

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      3510

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".