Последние новости

МУЗЕЙ ПРЕДСТАВИТ ВСЮ АРМЯНСКУЮ АРХИТЕКТУРУ

Как уже сообщалось, директором Национального музея-института архитектуры РА назначена кандидат архитектуры Ануш ТЕР-МИНАСЯН, которая в последние годы руководила Музеем русского искусства. Комментируя свое новое назначение, она сказала, что Музей архитектуры является для нее близким по духу местом, где она часто бывала на разных мероприятиях и прежде, и в новой должности усилия будут направлены на развитие сложившихся традиций. Корр. "ГА" попросил рассказать Ануш Тер-Минасян о новых планах и программах.

- Я с удовольствием приняла предложение возглавить Музей архитектуры, хотя расставаться с Русским музеем, конечно, грустно. Он для меня стал родным. Но Музей архитектуры мне очень интересн по специальности. Не секрет, что у музея сегодня много проблем. Прежде всего это территориальный вопрос. Мы просто задыхаемся от нехватки места. Ценнейшие архивы замечательных архитекторов, собранные в течение 25 лет существования музея, из-за уплотненности и неудобства расположения становятся практически недоступными для использования и даже научной обработки. Это совершенно недопустимо. И поэтому главным для нас является вопрос расширения территории для создания надлежащих условий хранения фондов и, конечно же, создания постоянной экспозиции.

- Г-жа Тер-Минасян, неужели Музей-институт архитектуры недостоин отдельного здания?

- Безусловно, достоин. Было бы замечательно, если бы нам предоставили отдельное здание с современными фондохранилищами. Я бывала в музеях архитектуры других стран, и не только архитектуры. Вы не представляете, какие там условия хранения экспонатов. Армянские архитекторы, безусловно, заслуживают, чтобы их наследие сохранялось и представлялось должным образом. Сегодня, повторяю, архивы надо буквально спасать. Уже потом нужно будет решить вопрос доступности архивов - это тоже крайне важно. Не надо забывать, что мы являемся не только музеем, но и институтом, и необходимо решать и вопросы научной работы. А при доступности наших богатейших архивов откроется много интересных материалов и тем для изучения. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность бывшему директору музея Ашоту Григоряну, который в течение многих лет буквально по крупицам собирал уникальные архивы архитекторов и сумел сохранить их в этих тяжелых условиях.

Однако одним из первостепенных является создание постоянной экспозиции, где армянская архитектура будет представлена с древнейших времен до наших дней, что позволит проследить весь процесс ее развития. Ведь в течение веков наша архитектура являлась залогом самоидентификации нации. Но это важно не только для нас - армянская архитектура сыграла очень важную роль в истории мировой архитектуры и нужно продемонстрировать это наглядно. От этого будет зависеть и посещаемость музея туристами, и организация образовательных программ - для взрослых и детей разных возрастов. Однако и тут все упирается в нехватку территории.

Третий вопрос в нашей повестке - сотрудничество с музеями архитектуры других стран, организация совместных выставок и мероприятий, мастер-классов с крупными архитекторами мира. В частности, планируется сотрудничество с московским Музеем архитектуры им. Щусева. Так что, как видите, предстоит огромная работа в разных направлениях.

- Музей-институт Александра Таманяна будет объединен с Музеем-институтом архитектуры и получит имя Таманяна. Это решение Министерства градостроительства стало поводом для двух гневных писем внука архитектора Гагика Таманяна в адрес министра градостроительства Нарека Саркисяна. В нем потомок великого зодчего критикует это решение, поскольку объединение двух музеев состоится в ущерб принятому в свое время решению о создании дома-музея Александра Таманяна. Хотелось бы узнать ваше мнение.

- Я думаю, что Гагика Таманяна неправильно проинформировали, и он, поддавшись этой дезинформации, написал крайне необоснованные письма. О каком банкетном зале может идти речь?! Обе ныне существующие музейные территории остаются на своих местах. Вопрос об административном объединении. Я не понимаю, почему в прессе поднялся такой шум. На мой взгляд, если оба музея будут объединены в один крупный музей, носящий имя великого зодчего, от этого выиграют все. Имя его в названии музея будет звучать, объединяя все периоды развития нашей архитектуры и тем самым еще больше подчеркивая его значение.

Архив Таманяна будет храниться и выставляться точно так же, как сейчас, а со временем, я надеюсь, в новых, соответствующих международным стандартам, условиях. А когда будет создана постоянная экспозиция, роль и место Александра Таманяна как основоположника современной армянской архитектуры будет отражена в ней самым достойным образом. И будет наглядно видно, какой грандиозный переворот совершил он в свое время, открывая путь творчеству своих соратников. Целой школы в лице Николая Буниатяна, Самвела Cафаряна, Марка Григоряна, Рафаэла Исраеляна, Григора Агабабяна и других. В экспозиции не прервется цепь развития армянской архитектуры. Иначе получится, что, дойдя до важнейшего периода деятельности Таманяна, экскурсовод будет вынужден отсылать посетителей в другой музей. И научная работа в более крупном музее будет поставлена на другой уровень.

А что касается дома-музея, о чем сейчас идут разговоры (с упоминанием домов-музеев других подвижников нашей культуры), то не следует забывать, что это дома, где данные деятели жили, и люди часто ходят туда, чтобы увидеть стены и вещи, которых касалась рука великого, "подышать воздухом" его жилища, как бы прикоснуться, таким образом, к его личности. А творчество архитектора настолько специфично, что, на мой взгляд, его правильнее представлять в контексте развития всей армянской архитектуры. Все это мое личное мнение.

Основная тема:
Теги:
  • Гагик Таманян 09-Мар-2016
    Уважаемая Г-жа Тер-Минасян, Неужели вы так же как некоторые скульпторы думаете что я никогда не бывал в музее Таманяна? Полноте! Неужели вы не знаете что под музей Таманяна было выделено в 2001 году помещение банкетного зала министерства градостроительства и еще в 2008 году тот же министр пытался закрыть музей чтобы получить обратно свой банкетный зал. Тогда он не был так последователен как сейчас, и только поэтому музей Таманяна просуществовал а скорее про влачил жалкое существование еще восемь лет по причине абсолютно смехотворного финансирования. И тем не менее музей Таманяна сейчас имеет богатейшую экспозицию а вот музей архитектуры ее не имеет. Смею вам сообщить что Георгий Александрович Таманян как святыню хранил архив Таманяна в течении 70 лет и на все уговоры секретарей ЦК о выделении нескольких комнат где нибудь при каких то других учреждениях наотрез отказывался идти на компромисс и на половинчатые решения. Оба брата так и ушли из жизни не увидев никакого прогресса в деле создания музея Таманяна. И только в 2001 году хлопотами архитектора Д. Торосяна и Ю. Е. Ходжамиряна, которые ясно осознавали как правильно и как кардинально необходимо наконец решить вопрос и выделить помещения под ОТДЕЛЬНЫЙ музей Таманяна, государство выделило банкетный зал министерства строительства под музей Таманяна. Сейчас многие в моей диаспоре настолько удивлены что музей объединяют со спец музеем куда они не собираются заходить во время посещения Еревана ибо уверены что не смыслят ничего в архитектуре, но чрезвычайно заинтересованы посмотреть работы именно Александра Таманяна, ну никак не могут они понять логику министра а один меценат сделавший столько для Армении когда узнал об этом прямо в трубку воскликнул- Браво министр. Меня очень удивляет ваша неосведомленность в вопросе домов музеев- я не могу поверить что вы искренне верите в то что Комитас, Хачатурян, Параджанов и др великие наши деятели жили в домах которые теперь являются их домами музеями. Таманян будучи чрезвычайно скромным не смог бессовестным образом воспользоваться предложением государства в тридцатых годах прошлого столетия и построить для себя дом который бы соответствовал его положению и вкладу. Не потому ли мы сейчас вовлечены в не достойную полемику о том достоин ли этот человек отдельного музея или только какого то куска под крышей вверенного вам музея архитектуры? И не надо заговаривать проблему и наивно полагать что назвав музей именем Таманяна все становится на свои места. Это по крайней мере наивно и несерьезно. Я здесь ответственно заявляю вам что в вопросе который представлен вами в вашем интервью имеются серьезные проблемы- вот они Все музеи как культурные учреждения должны принадлежать министерству культуры а не министерству градостроительства с произвольным финансированием. Это нонсенс что мы сейчас имеем. Второе и самое главное- все экспонаты музея Таманяна принадлежат семье и это обстоятельство очень затруднит грядущее объединение необъединимых по своей сущности единиц культурного наследия Армении. Ведь надеюсь что вы как никто другой понимаете что идея музея Таманяна совершенно отлична от идеи музея архитектуры имени Таманяна и обе идеи ну никак не совместимы ни под каким предлогом и ни под каким соусом даже изрядно сдобренным хором прихлебателей и почитателей министра. Ну а самого министра мне очень хочется спросить как он будучи занятым на посту министра умудряется строить и проектировать новые шедевры в столице Армении и получать за это премии - разве это не нарушение этики в самой своей сущности и самое грубое нарушение закона о конфликте интересов который действует в нормальных странах и по которому занимаемая им должность должна исключить его любовь к проектированию как деятельности не совместимой с его статусом? Ведь будучи министром он не может сам себя критиковать и обеспечивать объективность при приеме проектов и заказов. Неужели и сейчас на мои комментарии здесь посыпятся на меня камушки прихлебателей а не обстоятельный ответ министра на как мне кажется очень серьезный вопрос только что мною изложенный здесь ?
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
    2018-07-27 16:18
    6080

    говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

  • АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ
    2018-07-25 15:20
    3332

    Выставка открыта до 26 августа В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

  • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
    2018-07-25 14:54
    3100

                Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

  • КАК ПЕРЕЖИТЬ ЗНОЙ В ГОРОДЕ
    2018-07-25 12:42
    4347

    На конец июля - начало августа приходится пик отпусков. Так что выезжающим за пределы Еревана и Араратской долины аномальная жара не грозит. Но что делать, если по тем или иным причинам человек не может выехать из города?






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • НОТР-ДАМ ВЗЫВАЕТ О ПОМОЩИ
    2018-08-20 13:26
    286

    Главный храм Франции - знаменитый Нотр-Дам де Пари, которому посвящен одноименный роман Виктора Гюго, разваливается на глазах. Потолок фундаментального произведения архитектуры обсыпается, стены в трещинах, и даже легендарные горгульи собора Парижской богоматери теперь выглядят не хищно, а жалко. Почему храм, который простоял 855 лет, именно сейчас оказался на грани краха?

  • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
    2018-07-27 16:18
    6080

    говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

  • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
    2018-07-25 14:54
    3100

                Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

  • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
    2018-07-20 15:47
    9178

    В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.