Последние новости

АРМЯНСКИЙ ИЕРУСАЛИМ

История поселения армян на Святой земле берет свое начало с первого века. Раньше на территории современного армянского квартала Старого города Иерусалима жили только монахи: здесь был монастырь. Святой Евфимий армянского происхождения считается одним из основателей пустынного византийского монашества на Святой земле. Сегодня Cтарый город разделен на четыре квартала: армянский, мусульманский, христианский и еврейский. Несмотря на свою немногочисленность, армяне занимают достаточно обширную территорию города - почти четверть. В течение веков армянский квартал строился вокруг собора Святого Иакова. 

 Специалист по истории ранних кавказских христианских общин на Святой Земле Яна ЧЕХАНОВЕЦ"ЭТО ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ОБЩИНА, НЕ СЧИТАЯ ЕВРЕЙСКУЮ, ХОТЯ ЕВРЕИ периодически покидали эти земли, а армяне здесь были всегда", - в беседе с Медиамакс сказала археолог Службы древностей Израиля, специалист по истории ранних кавказских христианских общин на Святой Земле Яна ЧЕХАНОВЕЦ. Сама Яна также живет в Армянском квартале и замужем за армянином, семья которого бежала из Турции. Недавно в Москве она прочла лекцию на тему "Армянский Иерусалим", организованную московским центром "Эшколот". Армянский квартал - единственное место в Старом городе, где есть свободная территория для строительства. Здесь есть сады, своего рода оазисы, у армян есть даже своя парковка, хотя непонятно, зачем жителям машины. Так как квартал строился вокруг монастыря, по всей его территории возвышается стена. Это словно город в городе.

Войти в Армянский квартал можно только через одну дверь. У этой двери XVI века сидит привратник и следит, кто входит и выходит. Его главная задача – не пропустить чужого. Вход людям, которые не являются жителями квартала, воспрещен. "Чужому" сюда можно войти только по специальному разрешению или если идешь в гости и тебя ждут. В 10 часов вечера дверь запирается, и, как говорится, "кто не успел, тот опоздал". Но бывают и исключения. Если армяне участвуют в мероприятиях за пределами своего квартала, например, празднуют свадьбу, то двери для них отпираются. Некоторые армянские семьи смогли приобрести жилье за пределами квартала, но многие остаются жить на прежнем месте, и их вовсе не смущают такие условия.  

По словам Яны Чехановец, армяне заселили территорию, принадлежащую монастырю, после 1915 года, когда большой поток армян наряду с другими странами хлынул и в Палестину. Священнослужители приняли беженцев и разместили внутри монастыря, так и возникла армянская община Иерусалима. Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида армян, в Армянском квартале проходят многочисленные мероприятия, развешиваются тематические плакаты, проводятся акции и возлагаются цветы. Памятник жертвам Геноцида находится на армянском кладбище.

Присутствие представителей различных религиозных конфессий на таком небольшом участке земли, конечно же, не обходится без разногласий и конфликтов. "Когда туристы приезжают в Иерусалим, удивляются, почему армяне владеют большими территориями и им многое принадлежит. Армяне широко раскинулись на этой территории, у них особые права на праздники, которые складывались веками. И они отстаивают их по сей день", - рассказала Яна. Особые права всех четырех общин на святые места Старого города складывались веками, наконец, к середине XIX века все представители пришли к консенсусу, так называемому статус-кво.

Каждый сантиметр земли Старого города закреплен за определенной общиной. Но вот в Вифлееме, в храме Рождества, каждый год перед началом Великого поста разворачивается "великое сражение" на швабрах между армянами и греками. "Греки проигрывают: у них меньше семинаристов и они старше возрастом, а армяне – молодые и сильные", - с юмором рассказывает лектор. Так при чем тут швабры? Дело в том, что перед началом Великого поста принято убирать храм, поэтому у них всегда швабры в руках и маски на лицах.

 АРМЯНСКИЙ ИЕРУСАЛИМПЕРВЫЕ АРМЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ БЫЛИ обнаружены в результате археологических раскопок в 1870-х годах на территории, принадлежавшей русским - на вершине Елеонской горы, которая также называется Масличная. В этот период глава русской духовной миссии в Палестине архимандрит Антонин Капустин приобрел участок земли, где решил построить Спасо-Вознесенский монастырь. Архимандрит был археологом-любителем и собирал различные древности и до начала строительства решил провести раскопки.

Так была обнаружена тончайшей работы мозаика, сохранившаяся на одну треть. Под мозаикой была обнаружена могила с надписью на армянском языке: "Могила Шушаник - матери Артабана". Помимо этой могилы были обнаружены еще три с высеченными на могильных камнях крестами и женскими именами. Надписи были нанесены на армянском языке.

Было обнаружено еще несколько армянских надписей, которые оставили паломники. В городе Давида в период с VI по X век "расписались" некие Акоп и Карапет. Самая древняя надпись от паломника была обнаружена в Назарете, она датируется V веком. Это часть армянского мужского имени "ген", по всей вероятности, Бабген.

В 50-е годы XX века, когда священнослужители решили обновить полы собора Святого Иакова, ими были проведены раскопки. В самой старой части собора в результате раскопок были обнаружены части маленькой византийской часовни, датируемой V-VI веком. Согласно византийским рукописям, эта часовня была посвящена святому Мине. Доклад армянского епископа об этих раскопках был опубликован в древнейшем журнале "Сион". Позднее, в 1960-е годы, англичане провели раскопки на территории, прилегающей к армянскому кладбищу. Самым ценным экспонатом раскопок стал фундамент дворца царя Ирода Великого, где в один из душных дней, возможно, расхаживал Понтий Пилат.

"Если суммируем древние рукописи, надписи, данные археологических раскопок, то видим, что армяне в древнем Иерусалиме жили не там, где живут сегодня, а на Масличной горе и к северу от города. Именно там нашли два больших монастырских комплекса византийского периода. В XI-XII вв. они перебираются на гору Сион, туда, где сейчас находится Армянский квартал. К тому времени Иерусалим стал гораздо меньше в размерах, вошел в границы 1 кв. км Старого города", - поясняет археолог.

В лекции участвовал также доктор искусствоведения, иностранный член НАН РА Армен КАЗАРЯН, который представил свое видение армянской архитектуры в разрезе иерусалимской. С конца 80-х годов Казарян занимается историей архитектуры Армении, а в последнее время изучает взаимодействие армянской и иерусалимской архитектур. "Любой храм – это материализация Небесного Иерусалима на земле. Тему Иерусалима можно разглядеть на любом крупном армянском храме", - делится мнением эксперт. Среди таких армянских храмов он назвал Эчмиадзинский кафедральный собор (IV-V вв.), храм Рипсиме (VII в.), Двинский храм (VII в.) и Звартноц (VII в.), монастырь Ованаванк (церковь и часовню, XIII в.). "Воздействие архитектуры шло от Святой земли к Армении, так как там находится центр общехристианской святыни, такие центры влияют на все страны. Армянские архитекторы брали некоторые характерные черты, цитировали и создавали свои работы", - рассказал Армен Казарян.

Элеонора АРАРАТЯН, Москва 

http://www.mediamax.am/ru/news/special-report/17012/

 

 

 

Основная тема:
Теги:
  • Михаил 11-Мар-2016
    Отличная статья! Спасибо!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • Никол Пашинян: Унан Погосян назначен со стороны народного правительства
    2018-10-20 11:47
    460

              Если Ереван – это голова, то Сюник – это хребет Армении. Такое заявление сделал исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян, выступая на митинге в городе Капане Сюникской области Армении. В своей речи он обратился к резонансной теме назначения генерала полиции, бывшего первого заместителя начальника Полиции Армении Унана Погосяна на должность губернатора Сюникской области.

  • ДОМ В ПРИГРАНИЧНОМ КОТИ
    2018-10-19 15:28
    933

    Армянская телекоммуникационная компания VivaCell-MTS и домостроительный центр "Фулер" до конца года предоставят жилье семье из приграничного Коти.

  • АКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ПОСЛАНИЯ
    2018-10-19 12:41
    1059

    Ежегодные послания президента Казахстана являются традиционным механизмом доведения до народа Казахстана новых задач и способов их решения по социально-экономическим вопросам начиная с 1997 года. Нынешнее обращение стало вторым по счету в текущем году. Предыдущее прозвучало 10 января 2018 года. Тогда глава государства определил для государственных органов и граждан республики, что предстоит сделать для достижения стратегической цели: к 2050 году войти в число 30 развитых стран мира.

  • ДЕСЯТКИ УЧЕНЫХ НА КОНФЕРЕНЦИИ В АРЦАХЕ
    2018-10-17 13:53
    3031

    В Арцахе состоялась 3-я международная молодежная научная конференция, организованная общественной организацией "Объединение молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) под названием "Прошлое, настоящее и будущее армянской государственности", в которой участвовали 105 ученых и специалистов, в том числе профессора из США, Белоруссии, Германии, Польши, России, Армении и Арцаха.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • МОЙ ЕРЕВАНСКИЙ ДЕД
    2018-10-17 15:34
    4378

    В этом году исполняется 2800 лет Еревану. Сегодня попытаюсь рассказать о человеке, который всю свою жизнь посвятил этому городу.

  • 7 ЧУДЕС - И ВСЕ В ОШАКАНЕ
    2018-10-17 15:28
    573

    Когда 16 лет назад поэт и художник, председатель Фонда культуры Аревшат Авакян закладывал в Ошакане фруктовый сад с помощью нескольких десятков видных представителей интеллигенции, дальнейшая судьба этого замысла только вырисовывалась. Через пару-тройку лет деревья дали первый урожай, и садоводы вкусили плоды своего труда. Так постепенно родилась традиция - отмечать дни армянских фруктов. Их число со временем увеличилось до семи.

  • Сын Шарля Азнавура рассказал о последней инициативе легендарного шансонье для Армении
    2018-10-10 19:02
    238

    Сын Шарля Азнавура Николя Азнавур в интервью французской газете Le Journal du Dimanche рассказал о последней инициативе легендарного шансонье, а именно центре "Азнавур", который будет создан в Армении, сообщает Новости-Армения.

  • JAR – МОСТ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
    2018-10-03 15:47
    1537

    Что может быть общего между Арменией и Японией - двумя странами с такими несхожими образом жизни, культурными традициями, историей, вероисповеданием, экономикой и географическим положением? На первый взгляд ничего, разве что высокая сейсмичность, присущая обеим странам, и сходство легендарной горы Арарат с Фудзиямой, подмеченное художниками. Культура и стала темой выставки, презентованной несколько лет назад в Национальной галерее Армении.