Последние новости

НАДПИСЬ НА СТЕНЕ

В Центре экспериментального искусства НПАК открылась фотовыставка, ставшая результатом четырехлетних поисков и исследований, проведенных всемирно известным фотографом Норайром Шагиняном на территории современной Турции. Каждая фотография – свидетельство Геноцида и его последствий, ужасающих, но утверждающих силу духа армянского народа. Экспозиция, названная "Сила пустоты", 23 апреля прошедшего года была представлена в Турции и вызвала широкий резонанс. Проект не состоялся бы, если бы в семье Шагинян не хранили историю одной надписи, сделанной предками на стене отчего дома в Урфе…

 Норайр ШагинянУРОЖЕНЕЦ САН-ПАУЛУ, НОРАЙР ШАГИНЯН С ДЕТСТВА РОС В АТМОСФЕРЕ армянских традиций и любви к своему народу. Армяне в Бразилии всегда жили тесной общиной и сохранили национальную идентичность. Норайр не имел возможности посещать армянскую школу, тем не менее языком предков владеет свободно. В семье от Геноцида пострадали обе ветви – по линии деда, знаменитого в середине ХХ века сирийского фотографа Аветиса Шагиняна, выходца из  Мараша, и бабушки Анаит из  рода Тер-Петросян из Урфы. С этим родом и связана уникальная история надписи.

Семейство Тер-Петросян насчитывало 35 человек. Прадед Арутюн и его брат Петрос – единственные, кому удалось выжить в годы резни: братья и сестры были убиты младотурками, а их мать погибла на скорбном пути депортации в пустыне Дейр-эз-Зор. С началом массовых репрессий в отношении армянского населения Османской империи Арутюн и Петрос осознали всю опасность ситуации и вероятность вынужденного бегства из родных краев. Они договорились: если кому-то удастся вернуться в отчий дом, он обязательно оставит надпись на стене у окна в маленькой комнате второго этажа.

Так случилось, что Арутюну удалось с помощью некоего курда перебраться в Сирию, Петрос остался в Урфе, где вскоре встретил известную датскую миссионерку Карен Еппе и вместе с другими армянами прятался в подвале ее дома. Лишь в начале 1923 г. Петрос с невестой бежал в Сирию, оставив на стене следующие слова: "Эту надпись я сделал в 1922-м, 25 дней оставался в доме Ншана-эфенди, а теперь отправляюсь в Алеппо. Счастливо оставайтесь, друзья, кто прочтет "Петрос", пусть вспомнит меня… Тер… П..еан". В Алеппо братья встретились, Арутюн узнал о надписи, сделанной братом, но так никогда ее и не увидел. Оба Тер-Петросяна и их спасенные племянники и племянницы  устроились в Сирии, обзавелись семьями. Одна из пятерых детей Арутюна, Анаит, вышла замуж за фотографа Аветиса Шагиняна, который  трепетно отнесся к истории семьи Тер-Петросян и хранил ее как свою собственную, рассказывая детям и внукам.

 Работа Норайра ШагинянаНОРАЙР, ПРОДОЛЖИВ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ, ВЫБРАЛ ПРОФЕССИЮ архитектора и фотографа, а также хранителя летописи своего рода. Он помнил обещание, данное деду Аветису – отправиться в Турцию, найти дом предков, сфотографировать надпись, показать ее миру и рассказать через нее всю историю армянского народа, связанную с 1915 годом. В 2012 г., спустя 90 лет после того, как прадед оставил на стене урфинского дома послание родным, Норайр ступил на землю дедов. Как это ни странно, родовой двухэтажный дом стоял на своем месте в целости и сохранности, он превращен в гостиницу, хозяйка которой – местная турчанка во время ремонта не стала трогать обнаруженную надпись, подумав, что однажды потомки бывших владельцев появятся на ее пороге. И оказалась права.

"Когда я впервые прибыл в Турцию, у меня на руках был лишь адрес армянской газеты "Агос" и номер телефона одного из ее основателей - Саргиса Серопяна, - вспоминает Норайр Шагинян. – Я не представлял, как доберусь до Урфы и где буду искать наш дом. Но Саргис Серопян помог мне, и в течение 4 лет я несколько раз приезжал в Турцию, месяцами ездил по территории Западной Армении и снимал опустевшие дома, церкви, школы, сады и поля, в одночасье лишившиеся своих владельцев. Я задавался вопросом: где эти люди, которые жили здесь, учились, молились? Ответ был на ладони: я один из сотен тысяч потомков тех, кому удалось чудом избежать смерти и рассеяться по всему земному шару".

Норайр Шагинян поднялся на гору Арарат. С ее вершины еще ощутимее становилась сила пустоты, которую фотограф каждый раз испытывал, фотографируя 5-метровые ямы в церквях, вырытые турками и курдами в поисках армянских сокровищ, развалины бывших школ, где еще 100 лет назад раздавался детский смех и целое поколение армян получало знания, осиротевшие дома, не дождавшиеся хозяев. При появлении в стране любопытствующего армянина Норайра турки установили слежку, несмотря на его бразильское гражданство. Но попытки воспрепятствовать его работе вскоре были прекращены, во всяком случае, была создана такая видимость. Сам фотограф даже выучил турецкий язык, чтобы беспрепятственно общаться с местным населением.

 Работа Норайра ШагинянаЖелание запечатлеть увиденное вскоре переросло в идею проекта, масштабного как по охвату информации, так и авторской концепции. Норайр снимал не только опустевшую родину предков. Он искал и находил соотечественников, сохранивших армянство, и фотографировал их как пример мужества и непоколебимости. Фотограф провел какое-то время в армянском селе Вагифли  - единственном в современной Турции, где проживают потомки мусалерцев. В итоге Норайр Шагинян издал книгу "Сила пустоты" в двух языковых версиях – армянская-турецкая-английская и португальская-испанская-английская по 1500 экземпляров каждая. Книги уже поступили в продажу в ведущие книжные магазины Еревана, а также выставлены в арт-кафе "Арт Бридж".

ФОТОПРОЕКТ БЫЛ ПОДЕЛЕН НА 2 ЧАСТИ: "СИЛА ПУСТОТЫ" КАК ОТГОЛОСОК ГЕНОЦИДА и"Программа провалилась", которой автор возвещает о неудавшейся попытке турок истребить всех армян. Ереванская выставка дополнена еще одним разделом – "Фотоорудие моего деда": сюда вошли документы из семейного архива, фотографии, сделанные Аветисом Шагиняном – портреты Арутюна Каленца, Аршака Чобаняна, патриарха Закария, Акопа Ошакана, Александра Сарухана и других видных деятелей армянской общины Алеппо, тематические фотографии и т.д. Здесь же – кадры Норайра Шагиняна, сделанные дедовской камерой.

 Работа Норайра ШагинянаСвоим проектом фотограф попытался показать жизнь армян Анатолии взглядом человека извне, прибывшего сюда с далекого континента. В то же время проект таит в себе идею возвращения домой, на родину предков, к свои корням. Норайр Шагинян использует символику, остановив свой фотовзгляд на птицах, свободно парящих над родной землей, но вынужденно разлетевшихся и  не имеющих возможности вновь свить гнезда там, откуда берут начало. Он показывает дух опустевшего края и несломленных соотечественников. Уникальна фотография женщин 4 поколений одной семьи. 95-летняя прабабушка Пакричиоглу – самая старшая женщина рода: в 1915 г. ее семья полностью была уничтожена, а ее, совсем малышку, спасли курды, воспитавшие ее армянкой-христианкой. Пакричиоглу вышла замуж за армянина, возродив армянскую родословную. На фотографии рядом с ней – дочь, внучка и правнучка, которая выучила армянский язык и обучает ему остальных женщин семьи.

Норайр Шагинян не просто выполнил волю деда, но и смело пошел навстречу прошлому, проложив мост к настоящему и через него - к будущему своей семьи и всего армянского народа. Вопрос международного признания Геноцида армян для него – дело чести и справедливости. Делом чести он считает и свое стремление поехать в Сирию, где жил его известный дед и родился его отец. Здесь он подумывает не только представить экспозицию, но и исследовать армянскую общину в современной ситуации. В планах Норайра Шагиянна также снять с армянской стороны некоторые села, фотографии которых он сделал по ту сторону границы. Фотограф не исключает, что однажды он и его потомки вернутся на родину – в Армению: это лишь вопрос времени.

Добавим, что выставка в НПАКе продлится до 26 марта, затем она отправится в Бразилию, Аргентину, а  в сентябре будет представлена в США.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖУРНАЛИСТЫ ОБСУЖДАЮТ ЖУРНАЛИСТИКУ
      2019-03-21 14:30
      1542

      В ереванском филиале МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся круглый стол, в рамках которого обсуждалась актуальная тема: "Журналистика и индустрия: от теории к практике". Мероприятие,  организованное совместно с Российским центром науки и культуры в Ереване, было призвано определить место журналиста в меняющемся мире, возможные контакты между действующими СМИ и учебными заведениями, выпускающими журналистов разной специализации.

    • АМЕРИКАНЦЫ СНИМАЮТ КИНО В АРМЕНИИ
      2019-03-20 11:54
      2165

      Известно, что одним из мест, где проходили съемки нашумевшего российского фильма "Сволочи" (2006 г.), стала Армения, а точнее, гора Арагац и расположенная на ее склоне старинная крепость Амберд. Кинематографическая привязка к Амберду сделала эту горную жемчужину более узнаваемой и популярной у зарубежных туристов, а сам факт съемок стал фишкой в представлении гидами крепости Амберд.

    • $3,5 МЛН НА РЕКЛАМУ ТУРИЗМА
      2019-03-19 13:26
      2223

      "Армения имеет невероятный туристический потенциал: расположенная на маленьком кусочке земли, она сегодня предлагает богатое многообразие туристических услуг - от хайкинга, конного туризма и альпинизма до многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, гастро-, эко- и даже религиозного туризма, требующего развития. Однако нам не хватает знаний для того, чтобы вывести все направления на международный уровень и привлечь к армянскому туристическому разнообразию весь мир. И в этом смысле мы рады, что нам выпала возможность сотрудничать с коллегами из США, готовыми поделиться с нами опытом и сделать Армению одним из популярных туристических маршрутов мира".

    • "СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ" В ГАЛЕРЕЕ "САРКИС МУРАДЯН"
      2019-03-15 09:55
      1976

      Казалось бы, художественная выставка, приуроченная к 8 марта и последующим женским праздникам, должна содержать экспонаты, связанные с женщинами, материнством, весной, цветами,  вызывать у посетителей лирическое настроение, настраивать на романтический лад. Такого рода ожидания усиливаются в том случае, если ее организаторы и участницы - женщины, имеющие большой опыт в изобразительном искусстве, а в творческой сокровищнице - десятки и даже сотни произведений искусства, в том числе посвященных теме красоты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "БАНК ОТОМАН" А. ТОПЧЯНА НА ПЕРСИДСКОМ
      2019-03-25 12:56
      191

      Обращение к ряду ключевых событий в истории армянского народа конца XIX - начала XX веков было под запретом в весь советский период. К ним относится и захват Османского банка в Константинополе, и последовавшая за ним резня тысяч армян, что,  по понятным причинам, не нашло отражения в произведениях советских армянских писателей. Лишь Александр Топчян наконец обратился к этой теме в романе "Банк Отоман", изданном в 2008 году.

    • В Израиле проходит фотовыставка, посвященная Карабаху – armedia.am
      2019-03-23 09:48
      524

      В Тель-Авиве с 14 марта по 11 апреля проходит фотовыставка, посвященная Карабаху в центре Abraham Hostel Bar, передает РУСАРМИНФО.

    • НЕ СТОИТ ЗАЖИГАТЬ СВЕТ ТАМ, ГДЕ И БЕЗ ТОГО СВЕТЛО
      2019-03-21 15:14
      1229

      Когда в Армении реализовывают очередной "миротворческий" проект, поневоле начинаешь подозревать, что его цель – не достижение мира, а принуждение армянского народа к капитуляции без войны, заявил политолог, руководитель Аналитического центра "Восканапат" Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, комментируя по просьбе "ГА" информацию об открывшейся в центре НПАК фотовыставки "Вместе возможно", организованной в рамках одноименного проекта.

    • Тулси Габбард: "США должны признать Геноцид армян"
      2019-03-21 11:20
      652

      Представитель члена Конгресса США (демократ от штата Гавайи), баллотирующаяся в президенты на выборах 2020 года Тулси Габбард призвала к значительным изменениям во внешней политике своей страны и представить справедливую резолюцию по вопросу признания Геноцида армян, а также содействовать безопасности и процветанию Армении и Арцаха, передает tert.am.