Последние новости

ПАРУС ПОД ВЕТРОМ

Этапы большого пути: 90-летие Национального филармонического оркестра

Знаменательный юбилей - 90-летие со дня своего основания Филармонический оркестр Армении под управлением Эд. Топчяна отметил еще в прошлом году, но всего лишь одним концертом. 20 марта он выступил на сцене Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова. 

ИМЕННО В ЭТОТ ДЕНЬ 90 ЛЕТ НАЗАД В СТЕНАХ ЭТОГО ТЕАТРА ВЗЯЛ СТАРТ первый армянский симфонический оркестр под руководством тогдашнего ректора Ереванской консерватории Аршака Адамяна. Однако, как известно, весь минувший год прошел под знаком главного события - 100-летия Геноцида, поэтому основные мероприятия по празднованию юбилея оркестра были перенесены на этот год. В течение всей весны в Ереване и по республике пройдут мероприятия, связанные с этой важнейшей в жизни страны датой: выставки, встречи, конференции, концерты. Так, в минувшую субботу в Доме-музее А.Спендиарова открылась обширная выставка книг, демонстрирующая этапы большого пути этого флагмана армянского искусства, представлены фотопортреты выдающихся деятелей армянской музыки - композиторов, музыкантов. Основное место занимают книги, изданные в разные годы, альбомы, призванные осветить путь, пройденный оркестром и знаменитыми деятелями искусства, опубликованные в разные годы.

В рамках юбилейных мероприятий в Доме-музее А.Хачатуряна 15 марта прошла объединенная научная конференция Союза композиторов Армении, Института искусств НАН РА и Ереванской консерватории, посвященная юбилею оркестра. Были зачитаны доклады на самые разные темы, среди которых "Симфонические произведения армянских композиторов" (М.Рухкян), "Часы духовной музыки" (Анна Аревшатян), "Слово, обращенное к зрителям" (Армен Погосян), "История филармонического оркестра" (Рубен Мирзоян) и другие. На конференции выступили замдиректора Института искусств РА Анна Асатрян, народный артист, композитор Тигран Мансурян, директор Института-музея им. Александра Таманяна Айк Таманян, ветераны оркестра. Состоялось также посещение нескольких кладбищ, где похоронены основатели оркестра.  Будет показан также фильм, посвященный оркестру, состоятся телепередачи, встречи. Юбилей завершится торжественным концертом в Большом зале Армфилармонии им. А.Хачатуряна.

                История оркестра до сего времени волнует нравственной силой, мужеством ее создателей. Коллектив музыкантов сумел преодолеть все трудности, стоявшие на его пути, и передать эстафету следующим, более счастливым поколениям. Какие редкие минуты истинных музыкальных откровений всплывают в памяти, когда вспоминаешь его историю, неразрывно связанную со становлением национальной музыкальной культуры, композиторского и исполнительского творчества.

Как все начиналось?

- ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ОРКЕСТРА ЗАРОДИЛАСЬ ЛЕТОМ 1924 ГОДА, - рассказывает профессор Ереванской консерватории Армен Будагян. - Но как ее осуществить, когда из нужных для оркестра исполнителей были только скрипачи и виолончелисты, да и то в недостаточном количестве? Не было ни соответствующего инструментария, ни нотной литературы. Новый набор в консерваторию (на 1924/25 учебный год) был спланирован таким образом, чтобы обеспечить оркестр исполнителями недостающих специальностей. Большую роль в подготовке специалистов сыграли педагоги консерватории Ованесян (Оганезов), Согомонян, Котляровский, Айвазян, Швелинг. В период зарождения оркестра произошло событие, которое явилось мощным дополнительным стимулом. В октябре 1924 года в Ереван приехал Александр Афанасьевич Спендиаров. Он задумал устроить концерт  своих сочинений. Для этой цели он обратился к директору консерватории Аршаку Адамяну, и тот предоставил в его распоряжение преподавателей и лучших студентов. Концерт этого симфонического ансамбля состоялся 10 декабря 1924 года. Это был первый концерт симфонической музыки в Армении. Блестящий успех этого концерта, горячая поддержка Спендиарова еще больше вдохновили энтузиастов создания постоянного симфонического оркестра. В архиве сохранилась докладная Наркомпросу от Адамяна. В ней говорилось: "Ереванская консерватория, вступая в четвертый год существования, ощущает необходимость в создании оркестра". И, как и во многих других случаях, А.Мравян помог.

Итак, в марте 1925 года появилась афиша, которая извещала о том, что 20 марта 1925 года в здании армянского театра состоится первый концерт симфонического оркестра консерватории. Это было событием в культурной жизни, важность которого выходила за пределы только музыкально-профессиональных интересов. Концерт симфонической музыки, выступления своего оркестра - это было выходом в другую атмосферу, на другую духовную орбиту, в мир высокой мировой культуры. Именно так воспринимала это событие армянская общественность в те годы.

            ДирижерыС 1932 года симфонический оркестр консерватории вошел в состав созданного оперного оркестра, став его основным фундаментом. До 1941 года этот оркестр выполнял двойную функцию: он был и симфоническим, и оперным оркестром, работал над оперным репертуаром не менее охотно, чем над симфоническим. Конечно, этому способствовали превосходные дирижеры - Сурен Чарекян, Георгий Будагян, а с 1935 года приехавший из Москвы выдающийся музыкант Константин Сараджев, Примечательный факт: в 1939 году оркестр принял участие в Первой декаде армянского искусства в Москве, обеспечив высокий уровень оперных спектаклей, которыми дирижировали Константин Сараджев, Микаел Тавризян, Георгий Будагян, Рубен Степанян.

УСПЕШНО ПРОВЕДЕННАЯ ДЕКАДА УДОСТОИЛАСЬ ВЫСОКОЙ ОЦЕНКИ КРЕМЛЯ. Последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Армянского государственного театра оперы и балета им. А.А.Спендиарова орденом Ленина и Армянской государственной филармонии орденом Трудового Красного Знамени "за выдающиеся заслуги в развитии театральной и музыкальной культуры и воспитании национальных кадров" за подписью Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.Калинина и секретаря Президиума Верховного Совета СССР А.Горкина.

Затем последовало Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР о дополнительных капиталовложениях по развитию искусства Армянской ССР: Утвердить к постройке в 1940 г. жилой дом в гор. Ереване для работников искусств Армении стоимостью 2 миллиона рублей; Утвердить к постройке в 1940-41 гг. здание Армянской государственной консерватории в г.Ереване стоимостью 4 миллиона рублей; Включить в план капитальных работ Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР достройку концертного зала при Театре оперы и балета им. Спендиарова;  На проведение вышеуказанных мероприятий отпустить Комитету по делам искусств при СНК СССР дополнительно к основному плану капитального строительства 1940 г. 5,5 миллиона рублей.

Постановление подписали Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов, управляющий делами СНК Союза ССР М.Хломов.

Спустя два года в Армфилармонии образовался симфонический оркестр под руководством Константина Сараджева, а оперные спектакли осуществлял главный дирижер Микаел Тавризян. Примечательно, что в 1942 году в исполнении объединенного симфонического оркестра Госоперы и Армфилармонии в составе 110 артистов под управлением Микаела Тавризяна прозвучала Седьмая симфония Шостаковича, воспринятая как событие огромной художественной значимости. Активную деятельность этот оркестр развил в годы войны, выступая с множеством концертов. В архиве сохранились документы, свидетельствующие о деятельности оркестра в годы войны. Вот один из них.

В своей телеграмме Сталину директор и художественный руководитель Армянской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии Г.Домбаев, секретарь парторганизации К.Бароян, председатель месткома В.Матевосян сообщают, что за время войны коллектив филармонии внес в фонд обороны, в помощь семьям фронтовиков и на восстановление Сталинграда 401627 рублей наличными деньгами и облигации госзайма, золотые и серебряные вещи, а также 1400 пар детской обуви. За это время коллективы и ансамбли филармонии дали 1506 шефских концертов в частях и госпиталях Красной Армии. Дополнительно к ранее переданным средствам артисты и сотрудники Армянской филармонии собрали и внесли 50000 рублей наличными деньгами и 91500 рублей облигациями госзайма на восстановление культурно-исторических памятников Ленинграда.

В ОТВЕТ НА ЭТО ПОСЛАНИЕ БЫЛА ПОЛУЧЕНА ТЕЛЕГРАММА:

"Директору и художественному руководителю Армянской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии тов.Домбаеву, секретарю партийной организации тов.Барояну, председателю местного комитета тов. Матевосяну.

Прошу передать артистам и сотрудникам Армянской государственной ордена Трудового Красного Знамени филармонии, собравшим дополнительно 50000 рублей деньгами и 31000 рублей облигациями госзаймов на восстановление культурно-исторических памятников Ленинграда, мой братский привет и благодарность Правительства СССР. И.Сталин".

Приведенный документ, опубликованный в газете "Коммунист" (30.09.1944 г.), совершенно особенно воспринимался в эпоху, когда с именем И.Сталина связывались все победы и трудовые достижения советского народа.

Письмо И.Сталина адресовано Домбаеву, возглавлявшему Армфилармонию с 1944 года. Однако несомненна также роль К.Мелик-Вртанесяна, директора и художественного руководителя Армфилармонии в течение предшествующих военных лет. О письме И.Сталина Мелик-Вртанесян с гордостью упоминает в своем обращении к секретарю ЦК Компартии А.А.Жданову: "Работа нашей филармонии удостоилась высшей чести - благодарности товарища Сталина". Обращение это писалось в колонии, куда К.Мелик-Вртанесян был заключен по сфабрикованному обвинению.

Оркестру удалось добиться высокого профессионального уровня, определившего славу, связанную с именами выдающихся армянских дирижеров. После войны в истории оркестра постепенно складываются иные условия работы, о каких не могли мечтать предыдущие поколения музыкантов. Исполнительское мастерство оркестра выковывалось несколькими поколениями дирижеров и артистов оркестра, среди которых не было недостатка в выдающихся инструменталистах. Во все периоды своей истории он был оркестром-пропагандистом, постоянно обновляющим репертуар. Было проведено бесчисленное количество премьер армянской симфонической и кантатно-ораториальных произведений.

Афиши тех далеких лет свидетельствуют о том, как много сочинений армянских авторов звучало в исполнении оркестра под управлением замечательных дирижеров. И кто знает, имели бы мы сегодня столько хорошей армянской музыки во всех жанрах, не будь тех исполнителей-энтузиастов, стимулирующих творчество. Вряд ли. Ведь неозвученные ноты - это еще не музыка...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      2282

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      1785

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      2413

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      2733

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      779

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.

    • ТРИ МГНОВЕНИЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ
      2018-12-14 15:32
      641

      Известному армянскому астрофизику академику Эдуарду ХАЧИКЯНУ в эти дни исполнилось бы 90 лет. Эдуард Еремович Хачикян -  один из поколения армянских ученых, которых отличали высочайший профессионализм и гражданственность. Заслужив признание международной научной общественности, это поколение не мыслило себя вне Армении.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      2282

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СПЕНДИАРОВА
      2018-12-12 15:13
      544

      Основная цель сборника - обогащение фортепианного репертуара армянской музыки переложениями лучших симфонических и камерно-вокальных опусов армянского классика.