Последние новости

БЛЮЗ - ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЧУВСТВА

"У Дейтры есть свой неповторимый стиль. У нее один из самых мягких голосов блюза. Многие вокалисты предпочитают орать. Дейтра же передает всю подлинность блюза, но способна это делать в нежном и очень мягком стиле". Так отозвался о певице Дейтре Фарр обозреватель специализированного журнала Living Blues Magazine Билли Бранч. 

Богатое артистическое прошлое Фарр отмечено многими почетными регалиями и титулами, и на сегодняшний день она, бесспорно, лидирующий женский голос чикагского блюза. За годы своей карьеры Дейтра номинировалась на звание лучшей блюзовой вокалистки года на W.C. Handy Awards, Living Blues Critics Awards, British Blues Connection Awards, Les Trophees France Blues Awards и другие престижные блюзовые премии, и не один раз. Ну и, наконец, совсем недавно, 4 октября прошлого года, она была введена в "Зал славы блюза" Чикаго в качестве "Легенды блюза". Недавно эта легенда пела для любителей жанра в популярном ереванском клубе "Ками".

ДЕЙТРА ФАРР РОДИЛАСЬ, ВЫРОСЛА И НАЧАЛА ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ В ЧИКАГО, городе, который уже давно прочно завоевал репутацию блюзовой Мекки. Воспитанная в его музыкальной культуре, она здесь же выпустила и свою первую запись, где ее юный голос сверкал глубокой страстью и достигал нот заоблачной высоты. Песня в исполнении 18-летней тогда девушки тут же стала мега-популярной и попала на первые строчки популярности различных музыкальных изданий (кстати, 30 лет спустя сингл переиздали, и он снова пошел гулять по радиостанциям всего мира). Полноценную профессиональную блюзовую карьеру Фарр начала только шесть лет спустя, выступая на блюзовых площадках США и Канады. Позднее она два года работала в качестве солистки легендарной группы Mississippi Heat и даже записала с ними два альбома. Но вот первый сольный альбом певица выпустила только в 1997 году. Работа над альбомом The Search is Over велась в Лондоне. В 2005 году в свет вышел ее второй альбом Let it Go!. Но Дейтра Фарр не только блюзовая певица, объездившая практически весь мир. Как известно, талантливый человек талантлив во всем. Дейтра - весьма известный в США поэт, писатель и художник. Певица также имеет степень по журналистике и ведет авторские колонки в таких престижных изданиях, как Chicago Daily Defender, The Chicago Blues Annual, Italian blues magazine и Living Blues Magazine.

Она начала петь в хоре католической школы, и музыка была делом семейным, так что микрофон в руки она впервые взяла в ансамбле, которым руководил ее родной дядя. И еще подростком она пела с блюзовыми мастерами - Санниленд Слимом, Луисом Майерсом. На профессиональную эстраду она вышла в середине 70-х. Будучи солисткой перспективной в коммерческом отношении соул-группы, она затем ушла, чтобы петь блюз. Тут высокие ноты ей больше не требовались, зато голос обрел столь нужную блюзу энергию и страсть. При этом ее романтичность осталось прежней, и ее стиль сейчас называют "мягким блюзом". В своих программах она использует многие из близких блюзу стилей - от легкого джаза до классического госпел. А еще она яркий представитель блюзового сообщества и активный популяризатор этого жанра. Она участвует в таком большом количестве разных блюзовых проектов, что за ней уследить трудно. На ее счету выступления на фестивалях и записи на пластинках многих звезд блюза в качестве приглашенной солистки.

С ПЕВИЦЕЙ ЭТОГО ЖАНРА ТАКОГО УРОВНЯ ВСТРЕТИТЬСЯ ПРИШЛОСЬ ВПЕРВЫЕ, и было даже немного страшно. Но оказалось, что легенда блюза вне сцены и вне блюза - спокойная, приветливая и весьма рассудительная. Памятуя о том, что звезды часто бывают взбалмошными и капризными особами, не слишком жалующими журналистов, первый подготовленный заранее вопрос я связал как раз с этой стороной ее активности.

- Нет, я всегда с уважением и без какой-либо предвзятости отношусь к журналистам. Я лишь нервничаю, когда они задают глупые вопросы. Или приходят на интервью неподготовленными и задают вопросы, ответы на которые весь мир уже знает много лет. Ну, например, где я родилась и когда начала петь. Ну а кроме того, я ведь сама занимаюсь журналистикой и поэтому вполне лояльно отношусь к коллегам. Когда-то очень давно журнал Living Blues написал про меня большую статью, а потом они мне предложили вести свою постоянную колонку, которая называется "Артист об артисте". Так что я хорошо представляю себе и работу журналиста, и состояние артиста, дающего интервью.

- У вас огромный репертуар, и я знаю, что вы являетесь также и композитором и автором слов. Вы поете только свои песни или других авторов тоже?

- На альбомах 99% записанных песен мои. На концертах я иногда пою и чужие, но очень редко. Не люблю представлять чужие идеи или выражать чужие чувства. У меня достаточно своих.

- А почему вы за столько лет записали всего лишь два альбома, последний из которых вышел уже почти десять лет назад?

- А мне нечего сейчас сказать слушателю. Видите ли, записать диск - не самоцель. Кто-то делает это постоянно с целью продать как можно больше копий и заработать на этом деньги, мало заботясь о качестве. Я так не могу. Если ничего нового сказать не могу, то лучше промолчать. Поэтому и нет сольных альбомов. Но я не сижу без дела - меня часто приглашают другие музыканты, и я записываюсь на их альбомах. За эти годы меня можно слышать на 18 разных альбомах, не считая моих сольных.

- Блюз чаще всего поют. И блюз популярен во всем мире. Но как же быть людям, не знающим английского? Как они могут понять певца, как он может рассказать свою историю? Что он может передать слушателю?

- Чувства. Я много выступала в Европе, в странах, где разговорный язык не английский. Но люди чувствовали, люди переживали вместе со мной, не понимая ни слова из того, что я пела. Блюз построен на чувствах, переживаниях исполнителя, и если он может передать это слушателю, то слова не нужны. Можно обойтись и без них. Хотя в блюзе, в отличие от, например, джаза, вокальный стиль и слова все же играют достаточно большую, но все же не основную роль.

- Как вы относитесь к поверью о том, что настоящий блюз может петь и играть только человек, который сидел в тюрьме, испытывал нужду, разъезжает на старом драндулете и... все прочее?

- Ерунда. Я не работала на плантациях и не голодала. Училась в университете, работаю в престижном журнале, преподаю, разъезжаю по всему миру с концертами. Но я афроамериканка и потомок рабов. И во мне жива генетическая память об этих годах и страданиях моего народа и моих предков. Мои прапрадеды были рабами, и я чувствую все это. Все эти ощущения и переживания у меня в крови. Вот откуда идет настоящий блюз. Должно пройти много лет, чтобы эта память выветрилась.

- Означает ли это, что люди, принадлежащие к другой национальности, другой культуре, не могут петь и играть блюз?

- Нет, они, конечно, могут играть, Но это не будет настоящим блюзом. Они будут лишь копировать манеру и стиль афроамериканцев. Я пою блюз, джаз, госпел. Это культура моего народа, которую я впитала с первых дней моей жизни. Я, конечно, могу попробовать и петь, скажем, оперные арии, но это не будет настоящая опера, даже если у меня будет хороший голос, просто потому, что я не оперная певица, это не мое. Так и с блюзом.

- А вы поете и джаз?

- Я люблю джаз и иногда пою стандарты. Очень люблю Билли Холидей, пою песни из ее репертуара, когда меня просят или когда у меня бывает соответствующее настроение. Но сама себя джазовой певицей не считаю.

- Вы будете петь с армянскими музыкантами. Как они вам?

- Замечательные ребята. Молодые, энергичные, быстро все схватывают. Я поражена. Мы только что закончили репетировать и никаких проблем не возникло.

ВеЧером клуб "КАМИ" гудел. Битком набитый зал буквально разрывался от наполнявших его эмоций, несущихся со сцены. Дейтра Фарр пела, прекрасно общалась с аудиторией, заводила массу и получала удовольствие сама. И весь вечер в голове крутились слова журналиста американского издания Blues Access Майлса Джордана. Применительно к Дейтре Фарр он сказал: "Если вы ищете настоящего блюзового исполнителя, то можете считать, что вы его уже нашли".

P.S. Автор выражает большую признательность администрации клуба "Ками" за предоставленную возможность данного интервью.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
      2019-01-16 11:20
      244

      Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.

    • РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР С ШОПЕНОМ
      2019-01-15 11:24
      447

      О необходимости продвижения собственной культуры говорится всегда и везде. Просто кто-то вплотную занимается этим, а кто-то продолжает подражать другим. Великолепный образец пропаганды собственного культурного наследия в популярной форме был представлен 11 декабря в Большом концертного зале им. А.Хачатуряна польским трио Анджея ЯГОДЗИНЬСКОГО.

    • ПАЛИТРА КРИСТИНЫ ОГАНЕЗОВОЙ
      2018-12-21 15:26
      3811

      Для таких же, как я, мало сведущих в живописи, постараюсь вкратце представить художницу. Кристина ОГАНЕЗОВА - почетный член Союза художников Армении, член Международного союза художников Эстонии, а также глава представительства этого союза в Армении. Имеет два высших образования - в области лингвистики и экономики. Работала в Москве в крупной компании, сейчас -  в Ереване, в одной из известных компаний, и все это благодаря своим "официальным" профессиям. А вот живопись - это увлечение всей жизни, с самого детства.

    • ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ ЗЕЛЫ МАРКОСЯН
      2018-12-21 14:48
      572

      Cовсем недавно австралийская армянка записала альбом своих композиций, навеянных армянским фольклором, который был выпущен австралийской звукозаписывающей студией и сразу попал в списки специализированной организации музыкальных профессионалов, занимающихся именно современным фольклором, в качестве номинанта на "лучший альбом месяца".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      9207

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ МАРИАМ С НАШИМ ДЖАЗ-ОРКЕСТРОМ
      2018-11-21 16:24
      4495

      Интересное наблюдение: стоит только произнести в обществе это имя и фамилию, как у людей лица расплываются в улыбке и слышатся эпитеты - добрая, солнечная, талантливая, яркая. И это все о российской певице Мариам Мерабовой. Она не редкий гость на своей родине (да, Мариам родилась в Ереване), и каждый ее приезд это интервью, встречи с журналистами, приглашения на ТВ и радиошоу. Последние ее шаги в творчестве вызвали в обществе волну вопросов, и в канун ее очередного концерта в Ереване 29 ноября удалось получить на них ответы.

    • КОНЦЕРТЫ АНСАМБЛЯ "НОР СЕРУНД" В США
      2018-11-07 15:36
      5973

      Из гастрольной поездки по городам США вернулся в Ереван детский ансамбль "Нор серунд". Эти гастроли стали возможны благодаря инициативе культурной ассоциации "Амарас Арт Алианс".

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      7592

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.