Последние новости

МУЗЫКАНТ САМ НАХОДИТ СВОЙ СТИЛЬ

Армянская виолончельная школа никогда не испытывала недостатка в замечательных исполнителях. Геронтий Таталян, Медея Абрамян, Сергей Асламазян, Александр Чаушян, Арам Талалян... Сегодня речь о виолончелисте Национального филармонического оркестра Армении, одном из основателей трио "Арсика", который благополучно трансформировался в Трио им. Хачатуряна, о председателе Фонда развития классической музыки Карене Кочаряне. 

КАРЕН УЧИЛСЯ МУЗЫКЕ В ШКОЛЕ ИМ. ЧАЙКОВСКОГО у замечательного педагога, воспитавшего не одно поколение виолончелистов, Александра Чаушяна. Учебу продолжил в консерватории у Геронтия Талаляна. Эти два больших музыканта были представителями разных или даже противоположных исполнительских школ и Карен вобрал в себя, в свою манеру игры особенности и той и другой школ. Ему, чисто по-музыкантски, было даже интересно учиться у педагогов, исповедующих разные принципы игры и обучения. Привыкаешь к одному, затем резко меняешь, и как результат, объем информации увеличивается вдвое. Этот сложный момент заставил и научил его быть гибким. А в конечном итоге он нашел свой, подходящий и свойственный ему стиль и манеру игры. Карену везло с педагогами и дальше - в аспирантуре он учился у Феликса Симоняна, который хоть и был учеником школы Талаляна, но выработал уже и свои собственные принципы, так что Кочарян впитал в себя многое от разных, но лучших представителей виолончельных школ.

С 1999 года он начал работать в Национальном филармоническом оркестре Армении и в этом же году вместе с друзьями - пианистом Арегом Симоняном и скрипачкой из Швейцарии Сибилл Чоп создает трио "Арсика", по первым буквам участников. Коллектив получился интересным, и прямо с этого же года начались концертные турне музыкантов. Через несколько лет состав поменялся, вначале Симоняна заменила Армине Григорян, а через год скрипачом трио стал Карэн Шахгалдян. И вот уже десять лет трио выступает в таком составе, демонстрируя высокий класс. Недавно трио получило свое нынешнее название - Трио им. Хачатуряна.

Играть в двух разных составах достаточно трудно - разница в манере, репертуаре, подаче звука и восприятии звука слишком велика. Конечно, настоящий музыкант не может запираться в рамках лишь одного формата, и едва ли не все музыканты больших оркестров образуют еще какие-то коллективы для самовыражения.

Все эти годы Карен Кочарян в составе Трио им. Хачатуряна выступал по районам Армении, давал мастер-классы, объездил много стран, где вместе с коллегами представлял армянскую культуру. США, Южная Америка, Швейцария, Англия, Италия, Германия, Австрия, Китай, Австралия, страны Прибалтики, Россия были покорены высоким классом наших музыкантов.

И НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВСЕ У НЕГО ХОРОШО. НО ВОТ ОДНА ПРОБЛЕМА Кочаряну как виолончелисту мешает жить спокойно. Дело в том, что число виолончелистов становится все меньше. В музшколах в виолончельном классе учатся по одному-два ученика, в консерватории - недобор. Выяснилось, что в период развала Союза, когда не было света и тепла, да и всего остального, меньше внимания уделялось проблемам музыки. Родители отдавали детей в основном на фортепиано - благо тогда пианино было практически в каждом доме. Кроме того, виолончель было труднее приобрести и по финансовым соображениям. 

С проблемой нехватки кадров Карен часто сталкивался, когда трио гастролировало по регионам Армении. Если у Армине Григорян и Карэна Шахгалдяна выстраивалась очередь из учеников, желающих получить ценный совет, то Карен со своей виолончелью чаще всего был вынужден простаивать. В классе виолончели не было учеников совсем. Чтобы как-то улучшить эту ситуацию, да и вообще поднять престиж и исполнительский уровень нашей классической музыки, участники трио создали в 2010 году Фонд развития классической музыки. Когда фонд заработал, появились спонсоры, благотворители, добровольные помощники, появилась и реальная возможность помогать маленьким музыкантам, учащимся музыкальных школ в разных городах - Капане, Ванадзоре, Чаренцаване и даже Ереване. Наиболее талантливым, подающим надежды, выплачивается стипендия, оказывается и другая необходимая помощь в учебе. А учащимся постарше даже помогали с выездом на мастер-классы и учебу в зарубежные страны. Из последних акций фонда можно назвать участие Карэна Шахгалдяна, Максима Новикова и самого Карена Кочаряна в крупном и престижном на Ближнем Востоке фестивале АльБустан, куда они поехали вместе со стипендиатами фонда. Они там имели возможность принять участие в мастер-классах, репетициях оркестра и, конечно, выступать на сцене. Участники трио дают концерты для детей и в помещении Дома-музея Хачатуряна.

БЫЛИ И ЕЩЕ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ, НО В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ должны возродиться. Это, например, "Салон-сюрприз", в ходе которого студенты консерватории совместно с трио буквально за одну-две репетиции готовили программу и давали совместный концерт. Ведь сейчас очень редко выпадает возможность устраивать длительные совместные репетиции. Класс музыкантов резко вырос, и на подготовку программы обычно выделяется очень мало времени. Соответственно, музыкант должен быть готов полностью выложится, чтобы осилить предложенную ему программу. Другой проект назывался "Показ шедевров мировой музыки". На широком экране демонстрировались концерты выдающихся мастеров и сопровождались комментариями специалистов. Подобные концерты пользовались большим успехом у любителей музыки и в зале всегда не было ни одного свободного места.

Последний вопрос, который мы обсуждали с Кареном, касался больной темы: наши молодые музыканты уезжают за рубеж, находят там работу и остаются там навсегда. Объяснение было довольно прозаичным и исчерпывающим. Да, уезжают, так как условия жизни и работы там гораздо лучше. Устраиваются на первых ролях, потому что учителя были хорошие, потому что наша струнная школа со времен Советского Союза была достаточно сильной и пока еще остается таковой. А вот сам Карен Кочарян никуда уезжать не собирается. Не может он без Еревана, без Армении, без своего дома. Даже во время зарубежных самых престижных гастролей, уже через несколько дней его тянет домой, в Ереван. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОРЕЛ ВСЕ ТАК ЖЕ ПАРИТ НАД СЕВЕРНЫМ КАВКАЗОМ
      2018-09-17 15:17
      368

      Каждый период истории рождает свою моду на все - от одежды, еды до мест отдыха. Для советского человека в 50-60 годы не было места желаннее, чем берега Черного моря, в 60-70-е народ потянулся на Северный Кавказ, а точнее, в район Кавказских Минеральных Вод - Железноводск, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск. Очень мало найдется сегодня людей, которые не проводили свой летний отпуск на Минеральных Водах, попивая целебную водичку. А многие семьи делали это регулярно на протяжении многих лет. Я вырос именно в такой семье и в детстве посещал эти четыре города практически каждое лето, в результате изучил их и прилегающие к ним окрестности почти досконально.

    • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
      2018-09-10 17:27
      1063

      Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.

    • ГАРИ ТАТИНЦЯН ПРОСТО ДЕЛАЕТ СВОЕ ДЕЛО
      2018-08-31 17:05
      2005

      Недавно наткнулся на информацию о прошедшей в нью-йоркской художественной галерее Gary Tatintsian Gallery выставке, представлявшей работы современных американских художников, устроенной известным на Западе и в Москве галеристом Гари Татинцяном.

    • ТАНЕЦ САСУНЦЕВ НА КАСКАДЕ
      2018-08-27 14:29
      447

      Летние концерты под открытым небом на территории парка скульптур Центра искусств "Гафесчян" стали уже доброй традицией. Концерты эти пользуются популярностью у ереванцев и гостей столицы и всегда собирают большое количество слушателей. Но такого наплыва благодарных поклонников музыки Каскад не видел очень давно. Если обычно бывает заполнен первый пролет гигантских лестниц Каскада, то на сей раз зрители в поисках свободных мест добирались чуть ли не до самого верха. Что уж говорить о территории самого парка - она была заполнена до отказа.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Армянская народная песня зажгла участников "Burning Man"
      2018-09-13 21:05
      192

      Один из самых популярных фестивалей в мире — американский "Burning Man" в пустыне Блэк-Рок проходит каждый год. В штате Невада, где расположен и Лас-Вегас — город казино и других всевозможных грехов, вполне органично проходит необычный восьмидневный марафон безумия и радости.

    • МОДНОЕ ШОУ НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
      2018-09-10 17:27
      1063

      Несколько дней назад на Театральной площади Еревана состоялось модное дефиле с участием армянских и грузинских дизайнеров и выступлением певцов двух стран под лозунгом "Побеждает дружба". Армянскую сторону представляли бренды URBANISTA, JUST BLACK, NARRE, а грузинскую - AVTANDIL ARMENIA, MATTERIEL ARMENIA, MEGI GABUNIA и LASHA JOKHADZE.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      3430

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСКУССТВО? ХАЛЯВА, СЭР!
      2018-09-05 16:00
      1948

      С 1 октября вступит в силу одна из программ, разработанных совместными усилиями министерств культуры и образования: система школьного абонемента. Среди всех "арт-революционных" программ в культурном ведомстве эта считается едва ли не самой революционной. По крайней мере о ней говорится исключительно с упоением, переходящим в восторг. Только если в Минкульте по этому поводу полные штаны радости, то у руководителей культурных учреждений по тому же поводу полные глаза слез.