Последние новости

ДЕМОН, БЕЗУМНЫЙ ОТ ЛЮБВИ

160 лет назад, 17 марта 1856 года, родился Михаил Александрович Врубель

Спросите любого: "Как выглядел демон Лермонтова?" – и вам ответят: "Как демон Врубеля".

Михаил Врубель - один из великих художников, который принес мировую славу русской культуре. Жизнь его называют полноценным музыкальным произведением - патетической симфонией. Врубель был чрезвычайно оригинальным человеком, многие его ненавидели. Его гнобили, его ненавидела критика, над ним смеялись, издевались. Он сносил это героически, как настоящий аристократ. Художник говорил: "Только ваше неверие в меня придает мне только уверенность в себе".

ОН РИСОВАЛ ТАК, КАК БУДТО УЖЕ ВИДЕЛ ЗАРАНЕЕ ОКОНЧЕННУЮ картину, как будто чья-то рука водила карандашом. Про Врубеля говорили, что он продал душу дьяволу. Его злоключения действительно начались с того момента, когда он начал работать над образом демона. Он был поглощен этим образом и возвращался к нему постоянно. Эта фигура явно богоборческий образ. С демоном у него происходила постоянная борьба, он хотел с ним справиться, погубить, повергнуть… Но ему это не удалось.

"Меня свалило то, что я после такого громадного труда стал еще работать по 15-20 часов в сутки. Это было тем более глупо, что я продажей демона за 3000 рублей был совершенно обеспечен". В марте 1902 года консилиум врачей требует от Михаила Врубеля полного покоя и прекращения работы. Врубель реагирует с раздражением, его психика - это психика художника, и к нему нельзя применять обычные мерки.

Но вскоре маниакальная экзальтация достигает такой степени, что художника помещают в психиатрическую лечебницу. "При поступлении пациент Врубель был беспокоен и возбужден, высказывал бредовые идеи величия. Он император, пьет только шампанское, он выдающийся музыкант, его голос - хор голосов. Диагноз - прогрессивный паралич как следствие третичного сифилиса. Назначены препараты ртути".

"Что публика, которую я люблю, более всего желает видеть?  Христа! Я должен ей его дать по мере сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое, чтобы сделать аллюзию Христа, наивозможно прекрасную. Демона я теперь не работаю, но думаю, что от этого он не страдает. И что по завершении соборных работ примусь за него с наибольшею уверенностью, - писал художник. - Васнецов говорит, что мне надо в Москву, что там я попаду в полезную для себя конкуренцию".

В 1889 году Врубель решается на переезд. Первое время он очень нуждается, живет в бедной квартире, спит на полу на тонком матрасе. У него нет ни приличной одежды, ни денег на краски и холсты, но и в этих обстоятельствах Врубель не избавляется от привычки сорить деньгами; когда удается получить крупную сумму, задает пиры и одаривает всех, кто ни попросит. Он не в состоянии беречь заработанное, планировать расходы.

"ВОТ УЖЕ С МЕСЯЦ Я ПИШУ ДЕМОНА, НЕ ТО ЧТОБЫ МОНУМЕНТАЛЬНОГО демона, которого я напишу еще со временем, а демоническое, полуобнаженное, крылатое… Молодая, унылая, задумчивая фигура сидит, обняв колено, на фоне заката. И смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами. Обстановка моей работы превосходная: в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова, у которого я живу с декабря".

Сам Мамонтов пишет о художнике: "Врубель - это же черт знает, что такое! Я ему: "Я не понимаю, что это за живопись и живопись ли это вообще!" А он мне: "Как я рад, я бы огорчился, если бы вы понимали". Черт знает, что такое…"

Благодаря Савве Ивановичу Врубель едет в Италию, в Рим. В его жизни была не известная никому проблема: в 1892 году он заразился сифилисом. Внешне его жизнь благополучна. По возвращении в Москву он принимает частные заказы: лепит, пишет панно, делает картоны для витражей. С середины 90-х увлекается театром - придумывает декорации и костюмы. Заказчикам с ним трудно. Знаменитый портрет "Гадалка" художник пишет на неоконченном портрете Мамонтова: "Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне".

Накануне 1896 года художник едет в Петербург писать декорации к опере "Гензель и Гретель". Партию Гретель исполняет киевская певица Надежда Забела. В первый же день знакомства в перерыве между отделениями художник признался, что покорен голосом молодой певицы. "Все певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек".

Надю смущало, что она слышала и даже видела, как Врубель пьет, что он беспорядочно относится к деньгам - сорит ими. А зарабатывает редко и случайно. Он говорил, что, если бы она ему отказала, он решил бы себя жизни. "Во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Конечно, Бог знает, что будет, но начало хорошее, и я себя чувствую прекрасно", - писала Надежда через четыре дня после свадьбы.

Еще за год до 1898 г. он выглядит вполне счастливым человеком, но его характер начинает меняться. Он начинает жаловаться на сильные головные боли, принимает таблетки в грандиозных дозах и стал носить черную шелковую шапочку даже в комнате. Обычная незлобивость сменяется раздражительностью и высокомерием, особенно когда речь заходила об искусстве.

"МИША ПИШЕТ В 4 СЕАНСА ПОРТРЕТ СВОЕГО НЕЖНО ЛЮБИМОГО СЫНА. Причем придает его выражению то крайнее чувство тревоги, которое, очевидно, переживает сам, думая о том, что ждет его в жизни", - писала жена художника в дневниках. Ребенок Врубеля родился с заячьей губой, что считалось признаком вырождения. Михаил Александрович воспринял это крайне болезненно. "Я написал самый реальный портрет - портрет моего сына, но я никогда никому его не покажу. Едва закончив работу над этим портретом, он с головой погружается в работу над "Демоном поверженным".

По 20 часов в день проводит он в мастерской, повесил возле картины громадную электрическую лампу и работает ночью. Из молчаливого человека он стал болтуном, ужасно возбужденным, все рассказывает о своей гениальности и силе. Хочет заказывать свой бюст. Он раздражается на все, не терпит противоречия, готов драться…

В апреле Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу. Оттуда он пишет: "Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона…"

Весной Михаилу Александровичу становится значительно лучше. И в апреле 1903 года по приглашению друга барона фон Мекка он едет в его имение в Киевской губернии, по дороге заболевает полуторагодовалый сын Савва и вскоре умирает в Киеве. Врубель мужественно переживает утрату. Но чувствует симптомы приближающегося приступа своей болезни. "Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот", - говорит он.

Врубель становится пациентом известного врача Федора Петровича Усольцева. И с 1905 года уже практически до конца жизни проводит все время у него. При нем Врубель всегда засыпал - так врач умел успокоить своего пациента.

Усольцев писал о художнике: "Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля и считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. До тех пор пока Врубель мог держать карандаш, мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но относящиеся к шедеврам образцы рисовального искусства".

После четырех лет беспрерывного пребывания в психиатрических клиниках Москвы и Петербурга Михаил Александрович ослеп. Для художника это была первая смерть. Бороться за жизнь он отказывался. Ползал на коленях у окна вокруг кровати и просил Бога о прощении.

"Его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, потому что скучные песни земли уже не могли заменить ему звуков небес. Нить жизни Михаила Александровича мы потеряли не тогда, когда он сошел с ума, но гораздо раньше, когда он создавал мечту всей своей жизни - демона" - эти слова Александра Блока прозвучали 3 апреля 1910 года на кладбище санкт-петербургского Новодевичьего монастыря.

Ильшат МУХАМЕТЬЯНОВ, ИА REGNUM

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГДЕ И СКОЛЬКО ГОЛОСОВ ПОЛУЧИЛА РПА?
      2018-12-14 18:37
      47

      Республиканская партия Армении, которая на внеочередных парламентских выборах набрала около 4,7% голосов и не прошла в новый парламент, больше всего голосов набрала в двух территориальных избирательных округах столичных административных районов Арабкир, Ачапняк и Давидашен.

    • ПЛЮС ЦЕНА НА ГАЗ
      2018-12-14 18:34
      30

      Газета "Грапарак" пишет, что отношения между Арменией и Россией с каждым днем становятся все сложнее. Занимающий в течение 8 месяцев пост премьер-министра Никол Пашинян до сих пор официально не приглашен в Россию.

    • "Иратес": ДАВЛЕНИЕ НА РПА НАБИРАЕТ НОВЫЙ ОБОРОТ
      2018-12-14 18:31
      33

      Газета "Иратес" пишет, что результаты внеочередных парламентских выборов не для всех являются достоверными и в плане участия, и в плане "предельного" результата Республиканской партии, и в плане 88 депутатских мандатов блока "Мой шаг" (с точки зрения явного обеспечения 2/3 голосов одной политической силы для принятия важнейших законов).

    • "168 жам": 70% КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕСТИ
      2018-12-14 18:29
      21

      В Париже состоялось заседание мониторинговой комиссии  ПАСЕ, в ходе которого были сделаны примечательные упоминания относительно выборов в Армении и возможных поствыборных событий. Об этом пишет газета "168 жам".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      368

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      1242

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      822

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      848

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".