Последние новости

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ У ПОДНОЖИЯ АРАРАТА

Два года назад в нескольких школах Армении была внедрена экспериментальная программа обучения армянским народным танцам. Идея исходила от Министерства культуры РА и опиралась на огромную популярность в народе другого проекта – открытых уроков армянских народных и этнографических танцев, много лет проводимых знаменитым ансамблем "Карин" и его "отцом", заслуженным деятелем искусств Армении, участником Арцахской войны Гагиком Гиносяном. 

ДЛЯ ЕРЕВАНЦЕВ И ГОСТЕЙ ДАВНО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ПОСЛЕДНЯЯ ПЯТНИЦА КАЖДОГО МЕСЯЦА собирает сотни желающих приобщиться к армянским танцам. В зимний сезон проект Гиносяна проводится в Центре искусств "Нарекаци", а летом у Каскада, и знакомит всех как на практике, так и в теории, с танцами армян Муша, Карина, Сасуна, Апарана, Карса и многих других регионов исторической Армении.

Массовость открытых уроков ансамбля "Карин", пробудивших живой интерес у людей разных возрастов, профессий и даже национальностей  доказала не только их востребованность у современного армянского общества. Приобщение к обрядовым, религиозным, боевым, трудовым и иным видам танцев предков стало действенным инструментом  пробуждения в народе, особенно у молодежи, осознания своей национальной принадлежности и, что особенно важно, для патриотического воспитания нового поколения, формирования чувства единства, сплоченности и бесстрашия.  Именно эти качества стали залогом победы наших солдат в эти апрельские дни, когда Азербайджан по всей линии фронта развернул вооруженную агрессию против Нагорного Карабаха.

Школьная программа "Национальный танец и песня" была поддержана Министерством образования РА и утверждена правительством страны. Объявили конкурс на лучший проект, к участию в котором пригласили различные очаги культуры и образования. В результате была отобрана предложенная Гагиком Гиносяном программа, базирующаяся на идее патриотического воспитания подрастающего поколения посредством национального песенно-танцевального искусства. Для начала выбрали 10 общеобразовательных школ, где усиленными темпами шла и работа с детьми, и подготовка специалистов.

          Ансамбль 'Карин' и его 'отец', заслуженный деятель искусств Армении, участник Арцахской войны Гагик ГиносянВ случае успешной реализации программы планировалось постепенно внедрить ее  по всей Армении. Школы с большим энтузиазмом включились в процесс ее реализации. Но нашлась и группа противников этой деятельности из числа дипломированных специалистов танца, критика которых в основном сводилась к техническим огрехам в обучении детей танцам. Они утверждали, что у детей не вытянуты носки, не та осанка, они не владеют профессиональной техникой прыжка и т.д. Критики не желали понять: программа не преследует цели превратить все школы страны в профессиональные танцевальные центры, где готовится поколение сценических артистов: проект "Национальный танец и песня" выполняет воспитательную миссию. Здесь главное - сохранение традиций, чувство надежного плеча и пробуждение патриотизма, а сцепленные руки партнеров при необходимости сожмутся в надежный армянский кулак.

НЕУМЕСТНЫМИ ОКАЗАЛИСЬ И ВЫПАДЫ В АДРЕС ГАГИКА ГИНОСЯНА по поводу отсутствия у него диплома танцевального факультета. Пусть не покажется нескромным, но Гиносян, кибернетик по первой специальности и воспитанник известного этнографа Айрика Мурадяна, также танцор со стажем в основанном Мурадяном ансамбле этнографического танца и песни "Ван" (позже "Акунк"), провел колоссальную работу в сфере армянского народного танцевального искусства. За почти 30 лет в танце Гиносян исколесил всю Армению и исторические армянские регионы, собрал и записал десятки исчезающих этнографических танцев, изучил не только их историю, этимологию и содержание, но и богатое песенное наследие, сопровождавшее танцы наших предков. Ведь еще Комитас говорил: армянский народ, танцуя,  поет.

Программа "Национальный танец и песня" объединяет оба вида искусства: армяне всегда танцевали под свои же песни. Разве что в больших городах и пригородах, подчиняясь новым веяниям, танец начал отделяться от песни. В результате, как говорит Г.Гиносян, в период советской власти армянский танец стал приближаться к балету, а народная песня – к "бельканто", и сегодня мы нередко можем услышать исполнение оперы "Ануш", т.е. текста Туманяна с итальянским акцентом. Ансамбль "Карин" вернул союз песни и танца в национальное искусство.

Школьная инициатива в считанные месяцы дала результаты. Преподаватели и директора школ отмечали, что дети стали лучше себя вести, повысился интерес к культуре своего народа. Сегодня в эту программу вовлечены 113 школ страны, 60 в Ереване и 53 в марзах. На 2016/2017 учебный год запланировано подключить к этой программе еще 150-200 школ.

- Реализация программы проходит не без определенных огрехов, и это естественно. В сжатые сроки нам предстоит не только обучить детей, но и подготовить кадры. Основная проблема - отсутствие специалистов, способных вести этот курс, - говорит Гагик Гиносян. – Выбор преподавателя танца – функция школы, но, к сожалению, среди будущих педагогов не всегда оказываются специалисты в области танцевального искусства. Иногда приходится проводить переквалификацию учителей физкультуры, что достаточно сложно. Поэтому мы хотим выступить с инициативой организовать в соответствующих вузах курс магистратуры, где обучались бы именно преподаватели народных и этнографических танцев.

               Сегодня есть договоренность с Министерством обороны РА о проведении программы "Национальный танец и песня" в военных институтах и гимназиях. Как отмечает Гагик Гиносян, если в программу общеобразовательных школ включены все виды национальных танцев, то в военных учебных заведениях акцент будет сделан на боевых танцах. Ведь армянские воины, отправляясь на битву, испокон веков исполняли боевые танцы – рука в руке, плечо к плечу, что пробуждало в них боевой дух, мужество, бесстрашие и единство. А владение новым поколением другими видами национальных танцев позволит нашему обществу сохранить национальные традиции проведения церковных и иных праздников.

 В зимний сезон проект Гиносяна проводится в Центре искусств 'Нарекаци'- С ПОЗИЦИИ ОСМЫСЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ НАДО ПОДХОДИТЬ КО ВСЕМУ - к дизайну одежды, к архитектуре зданий... Мы должны задуматься над развитием в стране промышленности, отказаться от турецких товаров, поездок в Анталию, от тюркско-азерских мугамов и прочего. Надо не забывать: каждый армянский драм, вкладываемый в турецкий карман, это пуля против нашего воина, против таких героев, как Арменак Урфанян и другие. Сверхзадача же национального танцевального искусства, а также других направлений культуры, деятельности СМИ – восстановить  армянское национальное сознание, наши духовные ценности и тип армянина-аристократа, интеллигента, высокообразованной и преданной национальным идеям личности, - продолжает Г.Гиносян.

Выполнить поставленные задачи ансамблю "Карин" и его художественному руководителю, несомненно, удастся. Как и удалось создать многочисленные группы этнографической песни и танца в разных уголках мира, от сибирской Перми и северного Санкт-Петербурга до США, Аргентины, Бельгии, Италии, Португалии, Испании, Ливана и других стран, в армянских общинах которых собранное Г.Гиносяном и разложенное по полочкам танцевальное наследие нашего народа сохраняется и развивается. В конце марта в Большом концертном зале им.Арама Хачатуряна "Карин" отметил свое 15-летие. Вместе с головным ансамблем на сцену вышло еще 17 танцевальных групп, рожденных из него. За 15 лет каринцы вынесли на сцену более 35 исчезающих танцев, а также записанных разными специалистами, но давно не исполняемых образцов национального танцевального искусства. 29 апреля, в Международный день танца, "Карин" откроет летний сезон своих открытых уроков. На Театральной площади все 18 групп готовы обучать азам танцев наших предков всех желающих.

               - Новое поколение армян, как саженцы, взросшие из брошенного нами в землю семени. Наша задача – уберечь их от нависшей угрозы, помочь этим тоненьким побегам вырасти и превратиться в мощные деревья с крепкими стволами и прочными корнями в родной земле. Если  мы выполним свою миссию, то любая угроза нам не страшна. И об этом надо помнить каждому из нас, - говорит Гагик Гиносян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      924

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • ДЕЯТЕЛИ КИНО ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ
      2018-07-20 15:07
      228

      В рамках XV МКФ "Золотой абрикос" в зале AGBU прошел круглый стол, собравший кинорежиссеров, продюсеров, кинокритиков, киноведов, журналистов. Цели мероприятия – встреча деятелей кино из республик бывшего СССР, обмен информацией о сегодняшнем состоянии сферы, стремление найти точки соприкосновения и наладить сотрудничество в разных форматах - от разработки совместных проектов до копродукции.

    • УКРАИНСКИЙ "ВУЛКАН" ОБОШЕЛ КОНКУРЕНТОВ
      2018-07-18 16:27
      470

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" подвел итоги. Публика в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна с нетерпением ждала объявления победителей и обладателя Гран-при.

    • МОРЕ И КРЫМ ОВАНЕСА АЙВАЗОВСКОГО
      2018-07-11 16:59
      1090

      В столичном доме кино в программе "Армянская панорама" 15-го МКФ "Золотой абрикос" состоялась ереванская премьера документального фильма нашего российского соотечественника Ашота Джазояна "Я Айвазовский, родом из Крыма". Фильм-альбом, по-моему, именно так можно определить жанровую особенность этой картины, раскрывает тесную связь великого мариниста Ованеса (Ивана) Айвазовского с чудесным черноморским полуостровом, ставшим главной музой его многогранного творчества.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      859

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      736

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      924

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      266

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.