Последние новости

МОЖНО СБЕРЕЧЬ ХОТЯ БЫ ОСТРОВКИ

В многослойной системе архитектурного наследия Еревана особую роль средовой соединительной ткани играет вернакулярная застройка: как правило, частные жилые здания, созданные без участия архитекторов в рамках устойчивых местных традиций, а до 1920-х гг. - также армяно-русско-тюрко-персидских мультикультурных взаимодействий. Этот слой среды представлен в комплексе вернакулярных районов (Конд, Старый Норк и др.) и фрагментарно в микроанклавах, уцелевших в городском центре. Его ценность - в аутентичности материальной субстанции, ее сращенности с жителями, архитектурной выраженности процессов самоорганизации города. 

В прошлом году в Москве в Российской академии архитектуры и строительных наук прошла научная конференция на тему "Вопросы всеобщей истории архитектуры". На ней прозвучал обширный доклад профессора Международной академии архитектуры, советника Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, члена совета по территориальному планированию и градостроительству Союза архитекторов России Андрея ИВАНОВА "Вернакулярная архитектура Еревана XIX - середины XX в. Средовая ценность и необходимость сохранения". Андрей Владимирович на днях вновь побывал в Ереване и продолжил свои исследования вернакулярного Еревана.

- Г-н Иванов, вы неоднократно говорили, что вернакуляр Еревана необходимо сохранить. Почему?

- Ценность ереванского вернакуляра – в его аутентичности, ощутимой патине времени, рукодельности, сомасштабности человеку, тесной сращенности материальных компонентов среды с жителями, архитектурной выраженности процессов самоорганизации города (очевидной «выращенности» среды), жизнеспособности. Это мир, созданный bottomup, доказывающий, что вовсе не обязательно архитектор, а буквально «неизвестно кто» может формировать живую, устойчивую, органичную и именно этим привлекательную среду. Вернакуляр скрепляет, «сшивает» исторические слои Еревана, придает городу человеческое измерение, историческую преемственность, теплоту. А также инаковость (М. де Серто) и таинственность. Он отражает «горизонтальные» ценности ереванской среды: обжитость, срединность, «семейность», диалог, равенство, – в противоположность и в дополнение «вертикальным» городским ценностям («столичность», амбициозность, индивидуализм). Такие качества всегда присутствовали в «естественном» историческом городе, но сегодня они все более дефицитны и потому крайне нужны современному горожанину. Вместо дауншифтинга на Гоа – зайти в Конд (пока еще можно).

 Член Совета по территориальному планированию и градостроительству Союза архитекторов России Андрей ИВАНОВ- Андрей Владимирович, вы, как говорится, вдоль и поперек обошли Конд за время прошлых своих визитов в Ереван. А где вы побывали на этот раз?

- В свободное от деловых и дружески встреч время я с удовольствием продолжаю гулять по своим любимым вернакулярным районам Еревана. В нынешний мой приезд я в первую очередь поехал в Канакер.Это удивительное место,живое, настоящее.Две церкви – Св. Саркиса и Св. Акопа – высятся,радуя глаз, среди вроде бы совсем не примечательной, самодельной застройки, цветут деревья, женщины подметают узкие улочки и дворики, мужчины беседуют, дети играют у своих домов. Как же приятно там находиться!А в другомблизком мне по духу месте –Норагюхе – и церквей никаких нет, а ощущения теплоты, цельности, историчности среды – те же самые.Наверное, условия жизни во многих домовладениях не ахти какие,но многие люди, судя по всему, не хотят оттуда уезжать.Это видно по новым домам и пристройкам, любовно возделанным садикам, чистым проулкам и починенным лестницам. Важнейшие свойства городской среды – уют и социальная сплоченность – оказываются важнее элементарного физического комфорта.В Норагюхе, из-за очень высокой плотности рукотворного освоения территории, как-то само собой достигнуто удивительное качество скульптурностии, не удивляйтесь, высокой художественности застройки.В какой-то момент прогулки я ощутил себя слово внутри скульптуры (или, другими словами, пространственной живописи)ЕрвандаКочара.Я пытался передать это фантастическое ощущение в своих фотографиях – и, кажется, в ряде случаев это получилось. 

- К сожалению, в Ереване с каждым годом таких мест становится все меньше...

-  Да, к великому сожалению, это так. Скажем, сквер в районе Поплавка – одно из самых уютных мест, сохранившихся в Малом центре. А вот на Северном проспекте я не испытываю чувства уюта – скорее, наоборот, какую-то необъяснимую тревогу – и не люблю там гулять. И что меня печалит – некоторые мои коллеги думают, что, уничтожая старое, они строят «лучший»будущий Ереван.Я не могу разделить такой подход к городу. Почему сегодняшние архитекторы, в общем-то ведь не небожители, а обычные представители нашего не самого лучшего времени, считают,что сами вправе решать,что надо оставить, а что разрушить?Причем разрушить бульдозером,напрочь стирая память нескольких поколений. Даже не хочется вновь перечислять такие примеры, скажу только, что за два года не стало двух зданий-героев моей книги «Иереван», зданий, успевших стать моими друзьями…

- Но у нас есть и примеры сохранения архитектурных памятников. Таких мало, но ведь есть же?

-  К счастью, есть и такие. Например,воссозданный старинный двухэтажный дом с уютным двориком и деревянными галереями по ул. Мгера Мкртчяна, где разместились «БиблиотекаМирзояна» и другие общественные объекты, или уникальный домик на улице Анрапетутян– бывшая резиденция персидского посланника,куда недавно переехал ИКОМОС-Армения.Это два ярких примера, как можно грамотно сохранить историческое наследие. Но это – отдельные здания. А вот на отрезке улицы Пушкина между пл. Сахарова и ул. Абовяна существует пока еще целый вернакулярный  островок. Это дом,где расположился ресторан «Долмама», жилые здания №№ 2, 4, 6, здание бывшей Пожарной части. Яуверен, чтоесли провести там грамотную реставрацию,то этот фрагмент подлинного старого Еревана станет настоящей жемчужиной Малого центра – и будет при этом весьма выгоден с экономической точки зрения для его владельцев.Но это надо делать уже сейчас, иначе город потеряет и это уникальное место.

 Исследования вернакулярного Еревана- Андрей Владимирович, каждый раз, когда вы приезжаете в Армению, едете в Дилижан. C чем это связано?

-   Дилижан интересен тем,что там, в отличии от многих мест Армении, на наших глазах происходят позитивные изменения.Мне очень понравилисьновые комплексы Центральной школы Дилижана (архитекторы – ереванское бюро Storaket) и Международного колледжа UWC Dilijan (Tim Flynn Architects). Ониочень тонко вписаны в окружающую среду, и задают новый уровень архитектуры и благоустройства городской среды не только для Дилижана, но и для всей Армении. Но еще важнее те следствия, которые могут произойти с городом при правильном включении таких объектов в городскую социальную жизнь. Так, та же компания TimFlynnразработала сейчас мастер-план, нацеленный на комплексное благоустройство набережной, связывающей колледж UWC Dilijan с центром города, и, что для меня очень важно, – на реставрацию дилижанскойвернакулярной застройки на другом берегу реки Агстев. Реализация проекта скоро начнется и, при благоприятном стечении обстоятельств, сможет дать импульс к началу подлинной ревитализации Дилижана.Ведь этот город благодаря его историческому наследию и прекрасному природному окружению имеет великолепный ресурс развития.

 

-     А удалось ли увидеть в Армении что-то новое?

 

-    На этот раз я был в селе Норатус, где находится т.н. кладбище хачкаров – самое большое на территории современной Армении, а после уничтожения хачкаров в Джуге, и во всем мире. Это совершенно не «раскрученное» место производит неизгладимое, величественное впечатление. А какая замечательная старушка рассказывает там про сюжеты хачкаров, да еще и на трех языках – армянском, русском и английском! 

 

-   Авлабар был когда-то одним из самых интересных местСтарого Тифлиса, но сейчас, к сожалению, его застройка находится в полуразрушенном, очень запущенном состоянии, за исключением отреставрированнойцерквиСурб Эчмиадзин. Недавно очень хорошо, на мой взгляд, отреставрированаи церковь СурбГеворг на Майдане, известная своими уникальными фресками.Специалисты раскрыли их из-под слоев штукатурки и не стали дорисовывать утраченные фрагменты,а просто тщательно расчистили всю сохранившуюся подлинную живопись – вполне современный и правильный подход. Надеюсь, что и другие армянские церквиТбилиси дождутся своих благотворителей и реставраторов. Ну а вообще отношение к градостроительному наследию в Тбилиси существенно отличается от ереванского. Денег на сохранение памятников и особенно рядовой застройки, очевидно, не хватает, но строить высотки в старом городе там, по-моему, просто никому в голову не может прийти. И поэтому эта часть грузинской столицы сберегла свой старинный облик и шарм.

 

-   Андрей Владимирович, уже несколько лет идут дискуссии вокруг сохранения круглого здания и башни ереванского аэропорта Звартноц. Хотелось бы знать ваше мнение.

 

- Безусловно, этот шедевр советского модернизма необходимо сохранить.Это ведь очень важное с символической точки зрения здание. Человек, прилетавший в это аэропорт, благодаря тонкой перекличке его архитектуры со звартноцким храмом, сразу же окунался в атмосферу древнейшей армянской культуры – и понимал в то же время, что она жива и развивается.Этих качеств нет у нового здания аэропорта, и если бы не фреска Минаса,то и вовсе непонятно, в какой стране ты находишься. Было бы непростительной ошибкой разрушить старое здание Звартноца. Ну а если его по каким-либо причинам нецелесообразно использовать под функции аэропорта, то я не вижу в Армении лучшего здания для музея современного искусства, которому давно пора выбраться из первого этажа обычной пятиэтажки.

 

-   Ваша первая книга«Иереван.Этюды о духе места» имела большой успех,причем не только в Армении. Планируете вы написать вторую?

 

-   Эта книга–рассказ о моем первом вхождении в Ереван, посвященный моим любимым местам столицы Армении. А сейчас хотелось бы написать именно о вернакулярных районах,причем не только Еревана.Во всяком случае, о фотовыставке, посвященной этой теме, я начинаю серьезно думать. 

 

 

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 7 ОБЪЕКТОВ В СПИСКЕ.ЧТО ДАЛЬШЕ?
      2018-07-20 15:20
      261

      Как только объект попадает в список охраняемых государством, он начинает жить в ином режиме. Он предполагает совершенно иное отношение не только со стороны государства, но и со стороны собственника.

    • ВРЕМЯ В СТАРОМ ХНДЗОРЕСКЕ
      2018-07-20 15:14
      236

      Хндзореск был, возможно, одной из первых и самых старых многоэтажек Армении. Крыши нижних пещер служили садами для жилищ каждого следующего яруса, из-за чего вся непростая конструкция напоминала один огромный многоэтажный дом.

    • ПРЕКРАСНЫЙ ГОРИС ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ
      2018-07-11 15:56
      1242

      В Горис съехались более ста представителей культурной и творческой интеллигенции из всех стран Содружества. Гостей и жителей города ждала обширная программа, в рамках которой прошло много интересных и запоминающих мероприятий

    • ВСПОМИНАЯ НОЯ
      2018-07-07 17:00
      1696

      В этот день принято обливать друг друга водой. Армянская церковь дала этому обычаю христианское толкование - как воспоминание о потопе и голубе Ноя.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      787

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      664

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      822

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      241

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.