Последние новости

ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ

Концентрация событий в одном этом вечере, состоявшемся в Доме камерной музыки им. Комитаса, была поистине уникальной. Его можно было бы назвать "Приношением Учителю". В этот день, 19 апреля, музыкальная общественность отметила 85-летие со дня рождения выдающегося по масштабу артистического и педагогического дарования и по размаху своей деятельности артиста - основоположника органной исполнительской школы в Армении, народного артиста республики Ваагна Стамболцяна. 

ЭТО БЫЛА ВСТРЕЧА С ВЫПУСКНИКАМИ МАСТЕРА и просто интересными исполнителями, чтобы собравшиеся в зале слушатели могли иметь реальное представление о тенденциях современного органного пространства и о том, кто и что собой в этом пространстве представляет. Устроители концерта - бывшие выпускники замечательного мастера: некоторые из них сами уже завоевали "любовь пространства" и получили признание у себя на родине и за рубежом.

В яркую, насыщенную программу концерта, посвященного памяти замечательного педагога и его юбилею, вошли органные произведения Баха, Комитаса, Г.Пахлавуни, Букстехуде, Мхитара Айриванеци, Ерванда Ерканяна в исполнении органистов Арутюна Такворяна, Тиграна Буниатяна, Анны Бакунц, Карине Ованесян, сопрано Армине Матевосян, саксофониста Гора Касабяна. Невозможно было без волнения слушать органную "Молитву" Ерванда Ерканяна, посвященную памяти В.Стамболцяна, прозвучавшую в замечательном исполнении Терезы Восканян.

С именем Ваагна Стамболцяна связана полновесная веха в армянской культуре: десятки, сотни эталонных трактовок, шедевров органной классики и современных авторов золотыми буквами вписаны в историю армянского исполнительского искусства. Все преходящее, неоформленное, что говорили о нем при жизни, сейчас сменяется строгой определенностью выводов. Именно сейчас, спустя пять лет после его ухода из жизни, становится все более ясным, что деятельность Ваагна Стамболцяна обозначила в культуре Армении сдвиг исключительной важности. В области органного исполнительства у нас не было фигуры значительнее, чем Стамболцян. В каждое исполнение он вносил ренессанский размах, шекспировский объем. Бах, Комитас, Екмалян - это его планка, уровень в исполнительском искусстве, его постоянные собеседники, его круг духовного общения. У него было еще то, что можно считать истинным подарком судьбы, - счастливое свойство сиюминутно воспринимать радость бытия. Было свое особое место на этой планете, а вернее, своя микро-Вселенная - Армения, которую он никогда не уставал прославлять и любить.

Неизменный интерес к его программам органных вечеров, желание услышать оригинальные интерпретации классического наследия и современных авторов, как в начале его творческого пути, так и в конце жизни, собирали в концертных залах многочисленную аудиторию. Его успех заключался в яркости творческой индивидуальности музыканта, в абсолютном владении всеми секретами "короля инструментов" - органа, в продуманности программ.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВААГНА СТАМБОЛЦЯНА ОБЯЗАНА своим зарождением и развитием армянская органная культура. С его именем и именем его бывших студентов связано и широкое признание этой школы за рубежом. Человек редкой чистоты, удивительной, иногда просто болезненной скромности, он всю свою жизнь преданно служил искусству и воспитал целую плеяду талантливых органистов, которые и в этот вечер, как всегда, продемонстрировали достойный уровень, покоряя исполнением, в котором глубина мысли соединялась с вдохновенностью чувств и озаренностью.

...Вспоминается самый первый концерт Ваагна Стамболцяна в Союзе композиторов Армении, где тогда впервые в Армении был установлен орган. Зал был переполнен, многие сидели на бордюрах на улице. На сцене появился строгий, со спокойным лицом артист. И полился мощный, ликующий солнечный поток звуков, от которых сжималось сердце. Он один управлял страстями, стихиями и судьбами. Мощный заряд нес в себе каждый взятый им звук, и невозможно было не поддаться этой гипнотической силе - сила эта властно владела все залом. Словно настраивая слушателей по собственному камертону, артист заставлял в каждом звучать новые, еще неведомые струны. Мы открывали его для себя. Но было ясно: в концертную жизнь входил неординарный художник.

С годами он стал нам дорог неповторимостью своего творческого облика, мы узнавали его по первым характерным очертаниям его отшлифованного исполнительского почерка. Он создавал свой исполнительский стиль и стал любимцем самой взыскательной публики не только в нашей стране, но и за рубежом. Выступления Ваагна Стамболцяна, а впоследствии и его учеников, и гастролеров из разных стран позволили ереванцам ознакомиться с огромным репертуаром органной музыки. Органные концерты послужили стимулом и для нашей композиторской школы: музыку для органа стали писать Авет Тертерян, Тигран Мансурян, Ерванд Ерканян и другие армянские авторы.

Важнейшей чертой характера В.Стамболцяна было естественное, не афишируемое, но и непоколебимое чувство внутренней свободы и независимости. Искусству этого мастера многие обязаны самыми светлыми мгновениями своей жизни. Слушая, как он исполнял армянскую духовную музыку или своего кумира Баха, мы поднимались к вершинам духовной жизни, отвергая суету и обыденность, покидая пределы повседневности. Тут музыка переставала быть искусством, а становилась духом человеческим. И невозможно было не поддаться его артистическому воздействию.

БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА ДАРИЛ АРТИСТ НАМ СВОЕ ИСКУССТВО. За этим - великий труд мастера, равный каждодневному жертвоприношению себя искусству, жизнь, которая, по словам поэта, "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Для артиста всегда существовал один путь: поверить музыке, пережить ее, сделать своей и только таким образом познать в ней то общечеловеческое, что было свойственно великим композиторам.

Играть Баха для Стамболцяна было величайшей радостью. Именно его музыка способствовала тому, что со второго курса фортепианного факультета Ереванской консерватории, где он учился в классе Арно Бабаджаняна, Стамболцян перевелся в Ленинградскую консерваторию, в класс известного органиста и педагога И.Браудо, воспитавшего целую плеяду артистов. Орган стал главной школой Стамболцяна, открыл ему, где таится музыка. Ни фортепиано, ни теоретические дисциплины, а орган, в котором он благодаря великому Баху услышал голоса земли и неба. Когда-то было сказано: "Если бы город зазвучал, как оркестр, наверное, музыка его была бы похожа на музыку Баха, на его "Пассакалию", на его "Магнификат", органные прелюдии и фуги. Удивительно, как современна эта музыка"... Для Стамболцяна музыка Баха служила противостоянием той беспощадной жестокости, с которой действительность обрушивала на нас буквально лавины поводов для отчаяния, недовольства, раздражения. Слушая органную музыку Баха, ощущаешь причастность к тайнам мироздания, гармонии, добра.

Велика заслуга Ваагна Стамболцяна и в пропаганде армянской средневековой музыки, лучшие образцы которой прозвучали именно в его исполнении. Благодаря ему армянская духовная музыка вошла в репертуар многих европейских органистов.

Очень много места в творчестве Стамболцяна занимала педагогическая деятельность. Еще в 1966 году по его инициативе в Ереванской консерватории открылся органный класс, где обучались теперь уже известные органисты А.Адамян, Н.Агабекян, Л.Абрамян... Самое большое значение он придавал своеобразию личности будущего артиста. Вместе с тем он умел помочь молодым органистам в реализации их возможностей, о чем свидетельствовал и юбилейный вечер, где каждый из участников продемонстрировал профессиональное мастерство, свой собственный исполнительский стиль. Ваагн Стамболцян еще долго будет жить в своих учениках и в нашем искусстве. В них - живая душа Артиста.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АВТОПОРТРЕТ ДУХА
      2018-06-22 15:39
      145

      Так можно охарактеризовать выставку замечательного живописца Вагана Ананяна, прошедшая недавно в Доме художника Армении. Для многих зрителей, которые едва помнили его работы по экспозициям 70-80-х годов, выставка эта прозвучала как откровение. Она представила художника неординарного, ищущего, чье живописное и графическое наследие не без основания рассматривается как своего рода прелюдия к тому многообразному и неоднозначному феномену, которое именуется современным искусством.

    • ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА
      2018-06-11 17:06
      4329

      В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

    • "ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
      2018-06-06 15:44
      4845

      Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное. В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.

    • ОДУХОТВОРЕННОЕ МАСТЕРСТВО
      2018-05-25 15:46
      5432

      В мастерской Фараона МИРЗОЯНА появилось панно, посвященное 100-летию Сардарапатской битвы Если бы существовал на свете прибор, определяющий, к чему человек наиболее способен, уверена, приставь этот чудесный аппарат к сердцу Фараона Мирзояна, на шкале, где обозначены все профессии, стрелка остановилась бы напротив слова "художник".          Поражает его одержимость искусством. Он живет им. Увлеченность и преданность профессии - абсолютны. Вне искусства его жизнь непредставима, хотя он не лишен той общественной жизни, которой нередко увлечен. Но вместе с тем он до такой степени готов к творчеству, что малейшего повода достаточно, чтобы возникло состояние, когда "...душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, ищет как во сне излиться, наконец, свободным проявлением".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА ДИАНЫ ГУЛКАСЯН
      2018-06-22 15:32
      168

      Недавно пришлось побывать на концерте, в программе которого прозвучали произведения композитора Дианы Гулкасян из Бостона (США), имя которой достаточно широко известно в западном мире и, к великому сожалению, практически неизвестно на исторической родине - в Армении. Концерт состоялся в зале Музея Комитаса.

    • ГАСТРОЛИ АРАМЭ В ТБИЛИСИ
      2018-06-20 15:35
      2264

      Недавно российская компания Aram Production преподнесла тбилисцам незабываемый подарок. Грузию впервые посетил известный армянский поп-певец Арамэ. В огромном зале Конгресс-холла на Агмашенебели два дня подряд был аншлаг. Впрочем, после первых же песен певца ростом с великана места моментально пустели и в пляс пускались и стар и млад. А когда он спел свой знаменитый хит "Майрик", поклонники его таланта согрели зал теплом своих сердец и экранами мобильных телефонов.

    • ЮБИЛЕЙ "КОРОЛЯ" ИНСТРУМЕНТОВ
      2018-06-20 15:26
      301

      В этом году знаменитый бренд Steinway & Sons отмечает юбилей - 165 лет со дня основания компании.

    • Состоялось заседание рабочей группы по координации мероприятий к 100-летию армянского парламента
      2018-06-15 15:17
      107

      Сегодня, 15 июня, состоялось первое заседание рабочей группы по координации мероприятий к 100-летию со дня основания армянского парламента – под председательством вице-спикера Национального Собрания Армении Эдуарда Шармазанова. Об этом сообщает пресс-служба НС РА, передает Panorama.am.